Никитина Мария
Воспитание семейных ценностей у дошкольников
▼ Скачать
Воспитание семейных ценностей у дошкольников.
Семья — это замок, уют и покой,
Тепло половинки для сердца родной,
Смех деток, забота, любовь, доброта,
Семья — это дом, где смеется душа!
«От того, как прошло детство, кто
вёл ребёнка за руку в детские годы, что
вошло в его разум и сердце из окружающего
мира – от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш».
/В. А. Сухомлинский/
Публикация «Воспитание семейных ценностей у дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
«Дети – живые цветы земли» – так выразил поэтично глубокую мысль А. М. Горький. А выращивают эти цветы, прежде всего в семье: родители самой природой предназначены и обществом уполномочены быть первыми воспитателями своих детей. Именно они вместе с детским садом помогают детям набраться ума и сил, освоить основы человеческой культуры, подготовиться к обучению в школе. В семье закладывается фундамент личности растущего человека, и в ней же происходит его развитие и становление как гражданина.
Что такое семейные ценности?
Семейные ценности- это то,что уважается, ценится всеми членами семьи и является общим полем их интересов.
Для большинства семейные ценности одинаковы это :
• Дом
• Дети
• Верность
• Доверие
• Любовь
Отгадайте загадку?
Без чего на свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Наша дружная?
Система семейных ценностей, определяющих уклад жизни семьи, является основным средством воспитания нравственности как комплекса жизненных и семейных ценностей. Данное средство обеспечивает приобщение к ценностям семейной культуры. Важными элементами системы являются:
-ценности, на основе которых строятся отношения между членами семьи, такие как: чувство значимости и необходимости; важно, чтобы каждый член семьи знал, что его любят, ценят и в нем нуждаются.
Гибкость в решении семейных проблем — путь к счастью и ощущению комфорта.
Уважение. Важно привить членам семьи чувство уважения друг к другу. Честность образует глубокую связь между членами семьи.
Умение прощать. Необходимо научиться прощать людей, которые обидели вас.
Щедрость — давая, не думая о том, что вы получите взамен.
Любовь - это тепло, нежность, радость. Это главная движущая сила развития человечества, то ради чего существуем все мы.
Общение — отдельное искусство. Передача информации, чувств — важный элемент становления семейных отношений.
Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья, общественность. Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая система взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, школы. В основе ее лежит идея о том что воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. К сожалению, результаты проведенной нами диагностики показали, что у детей отсутствуют четкие представления о понятиях «семья», «члены семьи». Наблюдаются неточные знания истории своего рода и семьи. У детей в основном нечеткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности, об уровнях ценностей семьи. Многие дети не смогли охарактеризовать значимость семьи для человека. После проведения анкетирования среди родителей, выявилось, что в семьях не сформированы представления о положительных и отрицательных поступках, как одних из ценностей семьи, так как есть семьи, членов которых ничто не радует в поведении ребенка, между родителями нет согласованности - одни и те же поступки вызывают свои, не совпадающие по значению, реакции. Родители не всегда выслушивают мнение детей, отсутствует доверие и уважение между членами семьи. Недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость взаимодействия с родителями по формированию у детей направленности на мир семьи и семейным ценностям была обусловлена выше перечисленными факторами.
Совместно с родителями, мы разработали план-программу формирования у старших дошкольников семейных ценностей, которая включала разные формы работы, как с детьми, так и с родителями. Мы выяснили, что дети очень мало знают о жизни своих родителей, об их детстве. Выход из этой ситуации нашли в составлении семейных историй. Эту работу дети могут выполнить только с помощью взрослых членов своей семьи. Дети собирали материалы о своих родных и близких, среди которых были фото-архив, сама история, рассказанная ребёнком со слов родителей, ромашка имён («Как меня называют дома», генеалогическое древо семьи, герб семьи. После этого в группе каждый ребёнок рассказал о своей семье, своих родителях.
По мнению родителей, сохранение семейных ценностей, возрождение традиций, благоприятно влияет на позитивные взаимоотношения в семье. Проведенная нами работа с родителями по взаимодействию формирования у дошкольников направленности на семью, семейные ценности способствовала
Сохранению семейных ценностей, уважения к ним, возрождению традиций, благоприятно повлияло на позитивные взаимоотношения в семье. Развитию у детей чувства ответственности, взаимной заботы, помощи, уважения по отношению к своим родным, близким.
Повышению компетентности родителей в вопросах семейного воспитания. Дети получили необходимую информацию о своей семье, ее истории, традициях и обычаях. Произошел обмен опытом семейного воспитания и традиций. А главный результат, на который и была направлена наша работа, - усвоение детьми вечных ценностей : милосердия, сострадания, любви к родным и близким, в стремлении их к добру и неприятию зла.