МААМ-картинки

Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность

Елена Дьячкова
Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

«У того, кто не помнит своей истории - нет будущего»

А. С. Пушкин

В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, в соответствии с «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности.

Публикация «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность» размещена в разделах

Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей аксиологического опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом не только школьного, но и дошкольного образования.

Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к Родине, воспитания основ гражданственности.

Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны.

Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота-гражданина такие составляющие, как любовь к Родине, к родным местам, родному языку, знания об истории, культуре, традициях своего Отечества, проявление познавательного интереса и уважения к прошлому своей Родины, к традициям и обычаям своего народа.

В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного самоуправления. Отошли в прошлое многие известные праздники, появились новые; неоднородна информация об армии и событиях, происходящих в ней; в молодёжной среде всё чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием; средства массовой информации усиленно пропагандируют иностранный уклад жизни.

Можно с уверенностью говорить о том, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России.

Поэтому на современном этапе так актуальна проблема воспитания гражданина страны – настоящего патриота своей Родины.

Сегодня воспитание гражданина-патриота – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.

Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны.

Так, С. И. Ожегов определял патриотизм как «…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г. Бакланов писал, что это «…не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство».

В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.

Базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре, своему народу, своей земле.

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относиться к истории и культуре других народов.

Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.

Врач и педагог М. Монтессори в своей книге «Дом ребёнка» в 1915 году писала: «Главное в работе с детьми 5 -7 лет – воспитание чувств, т. е. динамика от чувств к идеям».

Развитие у современных дошкольников представлений о родной стране, отношение к событиям ее прошлого и современности зависят от позиции близких взрослых и происходит под влиянием близкого окружения – родителей и педагогов.

Главное условие успеха работы – добровольность и взаимная заинтересованность.

"В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин… Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать воспитателю при работе с детьми и их родителями.

Итак, делая вывод из всего вышесказанного, хотелось бы закончить следующими словами: важность воспитания гражданственности огромна, не только для отдельно взятой личности, но и для всего общества в целом.

Задача воспитателя, несмотря на трудности – воспитать достойного человека, гражданина Российской Федерации, любящего и гордящегося своей Родиной, городом в котором он живет, своим народом.

ПРОЕКТ "Я ПОМНЮ! Я ГОРЖУСЬ!"

Цель проекта:

Воспитание достойного человека, гражданина Российской Федерации, любящего и гордящегося своей Родиной, своим народом.

Задачи проекта:

Содействовать накоплению социального опыта жизни в своем Отечестве

Формировать основы гражданственности

Развивать познавательный интерес к истории своей Родины

Воспитывать уважение прошлому своего Отечества

Формировать позитивное отношение к прошлому и настоящему России

Развивать высшие нравственные чувства

Вид проекта:

долгосрочный (1-2 года)

Описание проекта:

В основе проекта лежит идея погружения детей в историю прошлого Страны, которая даёт возможность глубоко осознать и почувствовать полученную информацию.

Проект имеет три этапа реализации: подготовительный,основной, заключительный.

Проект, включает в себя ряд тематических блоков, позволяющих комплексно решать задачи познавательного развития, художественно – эстетического воспитания, проблемы социализации и коммуникации личности дошкольника через использование эффективных, инновационных форм работы с детьми: занятия и беседы, презентации и слайдовые показы, интегрированные занятия и музыкально-литературные композиции, подвижные и сюжетно-ролевые игры, физкультурные праздники и соревнования.

Проектом предусмотрено новое направление работы с дошкольниками – поисковая архивная деятельность и тесное сотрудничество с городским Советом ветеранов.

В ходе реализации проекта для каждого участника решались разнообразные цели:

Дети

расширение познавательного интереса и накопление аксиологического опыта в рамках проекта

Родители

гарантия качества полученных умений и навыков воспитанниками ДОУ.

Педагоги

повышение педагогического мастерства и обогащение

педагогического опыта в области формирования

гражданственной позиции дошкольников

МБДОУ

повышение качества образования в целом, повышение

имиджа среди ДОУ города.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1. Сохранение исторической преемственности поколений, воспитание

бережного отношения к истории, культуре, наследию России.

2. Повышение познавательного интереса дошкольников к истории Родины

формирование основ гражданской позиции.

3. Накопление практического материала (методического, диагностического) по патриотическому воспитанию детей и речевому развитию.

4. Повышение педагогического мастерства воспитателей МДОУ,

творческого потенциала, уровня методической готовности педагогов к инновационной деятельности.

5. Повышение заинтересованности и активности родителей в

сотрудничестве с МБДОУ.

Подготовительный этап

Цель: Актуализировать имеющийся методический потенциал педагогов учреждения, конкретизировать параметры развивающей среды необходимой для обогащения познавательного опыта детей

* Анкетирование родителей (этнотолерантность)

* Проведение родительского собрания

* Консультации для родителей

* Консультации для специалистов

* Чтение рассказов и стихов о войне

* Изготовление альбомов для рассматривания:

«Красота русской земли»

«Защитники земли русской»

«Военачальники»

«Дети-герои»

«Советские художники о войне»

«Советские плакаты»

«Военная техника»

«Награды Победы»

* Создание картотеки игр:

игры народов разной национальности;

сюжетно-ролевые – «На рейде», «Пограничники», «Разведчики», «Летчики».

подвижные игры – «Разведчики», «Разминируй поле», «Сбей вражеский самолет», «Преодолей препятствие»

игры-эстафеты – «Военный госпиталь», «В тылу врага», «Разведка», «Радисты-шифровальщики», «Снайперы»

* Подбор книг для мини-библиотеки

* Составление для родителей рекомендательного списка художественных произведений для совместного чтения, просмотра, обсуждения.

Основной этап

Цель: Формировать понимание роли идейно-нравственного содержания исторического пути Страны в жизни общества. Углублять знания об исторических корнях и традициях народа на эмоциональном уровне. Воспитывать бережное отношение к истории, культуре и наследию России.

Конкурс чтецов (стихи о войне и победе)

Составление кроссвордов

Изготовление подарков и пригласительных открыток ветеранам

Создание композиции «Панорама битвы»

Тематические композиции для родителей с участием детей:

«Час Памяти» (Ленинград, Сталинград, Победная весна)

Организация игровой деятельности

Слушание музыкальных произведений военных лет

Совместная деятельность с МБДОУ № 109

Экскурсия «Митинг «9 мая» (Машгородок, праздничный салют.

Составление писем на фронт

Поисковая деятельность «Семейный архив»

Промежуточное анкетирование родителей (патриотизм)

* Беседы: «Города моей страны»

«Пословицы и поговорки военных лет»

* Презентации: «Красота земли Русской»

«Парад Победы»

«К ним кто-то приносит букеты цветов»

«Военная техника»

* Интеграция познавательных занятий в различные виды деятельности:

«Дети и война»

«Лица Победы»

«Награды Победы»

«Фронтовое письмо»

«Победная весна»

«Парады Красной площади»

«У войны неженское лицо»

* Цикл познавательных занятий Города-герои:

«Оборона Москвы»

«Блокада Ленинграда»

«Битва за Сталинград»

* Оформление выставки детских рисунков «Великие сражения глазами детей»

* Интегрированное занятие «Письмо с фронта»

«История «Георгиевской ленты»

Завершающий этап

Цель: Способствовать сохранению исторической преемственности поколений и формированию понимания важных качеств личности; гражданской позиции, толерантности, патриотизма.

* Оформление инструментария по выявлению уровня осведомленности детей по результатам проектной деятельности

* Оформление выставки по результатам поисковой деятельности

«Они подарили нам жизнь»

* Проведение спортивного праздника «Зарница»

* Музыкально-литературная композиция «Победная весна»

* Создание видеотеки презентаций, фото слайдов, фотоальбомов.

Публикации по теме:

Мини-музей «Народные куклы»Мини-музей «Народные куклы» Краткое содержание проекта Наше ГБОУ работает по программе Васильевой. Наш проект включает все основные направления развития: «Социально-личностное»,.

Прогулки в ноябре с детьми старшего возраста Прогулки с детьми старшего дошкольного возраста спланированы с учётом интеграции с образовательными областями "Познание". "Здоровье", "Физическая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность
Опубликовано: 28 ноября 2012 в 19:39
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность» (включая файлы) размещена пользователем Елена Дьячкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД