Елена Дьячкова
Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
«У того, кто не помнит своей истории - нет будущего»
А. С. Пушкин
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, в соответствии с «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности.
Публикация «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей аксиологического опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом не только школьного, но и дошкольного образования.
Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к Родине, воспитания основ гражданственности.
Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны.
Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота-гражданина такие составляющие, как любовь к Родине, к родным местам, родному языку, знания об истории, культуре, традициях своего Отечества, проявление познавательного интереса и уважения к прошлому своей Родины, к традициям и обычаям своего народа.
В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного самоуправления. Отошли в прошлое многие известные праздники, появились новые; неоднородна информация об армии и событиях, происходящих в ней; в молодёжной среде всё чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием; средства массовой информации усиленно пропагандируют иностранный уклад жизни.
Можно с уверенностью говорить о том, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России.
Поэтому на современном этапе так актуальна проблема воспитания гражданина страны – настоящего патриота своей Родины.
Сегодня воспитание гражданина-патриота – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.
Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны.
Так, С. И. Ожегов определял патриотизм как «…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г. Бакланов писал, что это «…не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство».
В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.
Базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре, своему народу, своей земле.
Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относиться к истории и культуре других народов.
Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.
Врач и педагог М. Монтессори в своей книге «Дом ребёнка» в 1915 году писала: «Главное в работе с детьми 5 -7 лет – воспитание чувств, т. е. динамика от чувств к идеям».
Развитие у современных дошкольников представлений о родной стране, отношение к событиям ее прошлого и современности зависят от позиции близких взрослых и происходит под влиянием близкого окружения – родителей и педагогов.
Главное условие успеха работы – добровольность и взаимная заинтересованность.
"В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин… Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать воспитателю при работе с детьми и их родителями.
Итак, делая вывод из всего вышесказанного, хотелось бы закончить следующими словами: важность воспитания гражданственности огромна, не только для отдельно взятой личности, но и для всего общества в целом.
Задача воспитателя, несмотря на трудности – воспитать достойного человека, гражданина Российской Федерации, любящего и гордящегося своей Родиной, городом в котором он живет, своим народом.
ПРОЕКТ "Я ПОМНЮ! Я ГОРЖУСЬ!"
Цель проекта:
Воспитание достойного человека, гражданина Российской Федерации, любящего и гордящегося своей Родиной, своим народом.
Задачи проекта:
Содействовать накоплению социального опыта жизни в своем Отечестве
Формировать основы гражданственности
Развивать познавательный интерес к истории своей Родины
Воспитывать уважение прошлому своего Отечества
Формировать позитивное отношение к прошлому и настоящему России
Развивать высшие нравственные чувства
Вид проекта:
долгосрочный (1-2 года)
Описание проекта:
В основе проекта лежит идея погружения детей в историю прошлого Страны, которая даёт возможность глубоко осознать и почувствовать полученную информацию.
Проект имеет три этапа реализации: подготовительный,основной, заключительный.
Проект, включает в себя ряд тематических блоков, позволяющих комплексно решать задачи познавательного развития, художественно – эстетического воспитания, проблемы социализации и коммуникации личности дошкольника через использование эффективных, инновационных форм работы с детьми: занятия и беседы, презентации и слайдовые показы, интегрированные занятия и музыкально-литературные композиции, подвижные и сюжетно-ролевые игры, физкультурные праздники и соревнования.
Проектом предусмотрено новое направление работы с дошкольниками – поисковая архивная деятельность и тесное сотрудничество с городским Советом ветеранов.
В ходе реализации проекта для каждого участника решались разнообразные цели:
Дети
расширение познавательного интереса и накопление аксиологического опыта в рамках проекта
Родители
гарантия качества полученных умений и навыков воспитанниками ДОУ.
Педагоги
повышение педагогического мастерства и обогащение
педагогического опыта в области формирования
гражданственной позиции дошкольников
МБДОУ
повышение качества образования в целом, повышение
имиджа среди ДОУ города.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
1. Сохранение исторической преемственности поколений, воспитание
бережного отношения к истории, культуре, наследию России.
2. Повышение познавательного интереса дошкольников к истории Родины
формирование основ гражданской позиции.
3. Накопление практического материала (методического, диагностического) по патриотическому воспитанию детей и речевому развитию.
4. Повышение педагогического мастерства воспитателей МДОУ,
творческого потенциала, уровня методической готовности педагогов к инновационной деятельности.
5. Повышение заинтересованности и активности родителей в
сотрудничестве с МБДОУ.
Подготовительный этап
Цель: Актуализировать имеющийся методический потенциал педагогов учреждения, конкретизировать параметры развивающей среды необходимой для обогащения познавательного опыта детей
* Анкетирование родителей (этнотолерантность)
* Проведение родительского собрания
* Консультации для родителей
* Консультации для специалистов
* Чтение рассказов и стихов о войне
* Изготовление альбомов для рассматривания:
«Красота русской земли»
«Защитники земли русской»
«Военачальники»
«Дети-герои»
«Советские художники о войне»
«Советские плакаты»
«Военная техника»
«Награды Победы»
* Создание картотеки игр:
игры народов разной национальности;
сюжетно-ролевые – «На рейде», «Пограничники», «Разведчики», «Летчики».
подвижные игры – «Разведчики», «Разминируй поле», «Сбей вражеский самолет», «Преодолей препятствие»
игры-эстафеты – «Военный госпиталь», «В тылу врага», «Разведка», «Радисты-шифровальщики», «Снайперы»
* Подбор книг для мини-библиотеки
* Составление для родителей рекомендательного списка художественных произведений для совместного чтения, просмотра, обсуждения.
Основной этап
Цель: Формировать понимание роли идейно-нравственного содержания исторического пути Страны в жизни общества. Углублять знания об исторических корнях и традициях народа на эмоциональном уровне. Воспитывать бережное отношение к истории, культуре и наследию России.
Конкурс чтецов (стихи о войне и победе)
Составление кроссвордов
Изготовление подарков и пригласительных открыток ветеранам
Создание композиции «Панорама битвы»
Тематические композиции для родителей с участием детей:
«Час Памяти» (Ленинград, Сталинград, Победная весна)
Организация игровой деятельности
Слушание музыкальных произведений военных лет
Совместная деятельность с МБДОУ № 109
Экскурсия «Митинг «9 мая» (Машгородок, праздничный салют.
Составление писем на фронт
Поисковая деятельность «Семейный архив»
Промежуточное анкетирование родителей (патриотизм)
* Беседы: «Города моей страны»
«Пословицы и поговорки военных лет»
* Презентации: «Красота земли Русской»
«Парад Победы»
«К ним кто-то приносит букеты цветов»
«Военная техника»
* Интеграция познавательных занятий в различные виды деятельности:
«Дети и война»
«Лица Победы»
«Награды Победы»
«Фронтовое письмо»
«Победная весна»
«Парады Красной площади»
«У войны неженское лицо»
* Цикл познавательных занятий Города-герои:
«Оборона Москвы»
«Блокада Ленинграда»
«Битва за Сталинград»
* Оформление выставки детских рисунков «Великие сражения глазами детей»
* Интегрированное занятие «Письмо с фронта»
«История «Георгиевской ленты»
Завершающий этап
Цель: Способствовать сохранению исторической преемственности поколений и формированию понимания важных качеств личности; гражданской позиции, толерантности, патриотизма.
* Оформление инструментария по выявлению уровня осведомленности детей по результатам проектной деятельности
* Оформление выставки по результатам поисковой деятельности
«Они подарили нам жизнь»
* Проведение спортивного праздника «Зарница»
* Музыкально-литературная композиция «Победная весна»
* Создание видеотеки презентаций, фото слайдов, фотоальбомов.