МААМ-картинки

Воспитание патриотических и гражданских качеств у старших дошкольников на основе регионального компонента. (2 фото)

НАДЕЖДА КУЗНЕЦОВА
Воспитание патриотических и гражданских качеств у старших дошкольников на основе регионального компонента.
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитание патриотических и гражданских качеств у старших дошкольников на основе регионального компонента

Не найдётся на Земле человека, который мысленно ни разу не возвращался бы в своё детство. Как дорого нам всё то, что связано с ним! Какая притягательная сила заключена в том, что с ранних лет вошло в сердце, как самое дорогое. Даже уехав из родных мест, мы вспоминаем их с особой любовью и теплотой. Чувство Родины зарождается у ребёнка с впечатлений, пропущенных через восприятие той социокультурной среды, в которой он живёт. В каждом городе, крае есть свои особенности исторического развития, специфические природные особенности, своеобразные культурные традиции и обычаи – всё это составляет тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства. Поэтому я считаю, что формирование патриотических и гражданских основ у старших дошкольников нужно начинать с краеведческой работы. Почвой для выбора темы послужило ещё и то, что 2 года назад я пришла работать в группу, педагоги которой осуществляли воспитательно-образовательный процесс на основе народной педагогики. Их идеи, методы мне очень понравились, в них я увидела подтверждение своим интересам, мне захотелось влиться в этот коллектив взрослых и детей и стать его частью.

Публикация «Воспитание патриотических и гражданских качеств у старших дошкольников на основе регионального компонента,» размещена в разделах

У детей уже была сформирована определённая база знаний, умений и навыков, а главное сформировано желание получать эти знания. Таким образом, проанализировав ситуацию, я ещё прочнее утвердилась в правильности своего выбора.

Начиная работу по патриотическому воспитанию, я, прежде всего, сама постаралась подробнее изучить краеведческий материал, который я должна донести детям. Чем глубже я вникала в тему, тем больше испытывала потребность в систематизации материала, Так возникла идея разработать проект. Мною, был разработан и защищён на педагогическом совете в 2010 году проект «Моя родная сторона – всё это ты, Россия», целью которого является ознакомление с природой, историей и культурой родного города и края. При разработке проекта я руководствовалась следующими принципами:

«позитивный центризм» /отбор материала наиболее актуального и понятного для ребёнка данного возраста/

Непрерывность и последовательность педагогического процесса

Дифференцированный подход к детям, максимальный учёт их психологических особенностей, возможностей и интересов

Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок

Деятельностный подход

Развивающий характер обучения, основанный на детской активности

Основными задачами проекта определены следующие:

Расширить знания и представления детей о родном городе и крае

Пробудить у детей чувство любви к родному городу и краю, уважение к традициям и обычаям людей, живущих в нём

Формировать стремление и готовность отражать полученные знания в деятельности

Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия разных эпох и народов

Вся работа по реализации проекта была разбита на три этапа:

Подготовительный

Основной

Заключительный

Подготовительный этап включал в себя: изучение методической литературы и отечественного опыта, разработку и проведение входной диагностики, установление связей с социальными партнёрами /краеведческим и палеонтологическим музеями, детской библиотекой, эколого-биологическим центром/, разработку планов и конспектов основных мероприятий, насыщение предметно-информационной развивающей среды. В ходе подготовительного этапа мы, в первую очередь, расширили «центр патриотического воспитания», пополнив его краеведческой литературой, фотоальбомами и иллюстрированными книгами: «Приамурье моё», «Благовещенск – муз любимец», «Только в сказке, да в песне поётся», «Граница великой державы»; произведениями амурских писателей и поэтов, предметами быта первых поселенцев и коренных народов Приамурья, произведениями и изделиями местных мастеров.

Учитывая многогранность работы по ознакомлению детей с «малой родиной», я распределила весь материал основного этапа на 3 ключевых темы:

Ознакомление с природой родного края

Ознакомление с его историей и людьми

Знакомство с культурой и традициями амурчан

Реализация основного этапа осуществлялась через разнообразные формы организации воспитательно-образовательного процесса : занятия; экскурсии; игры; прогулки; беседы в утренние и вечерние часы; рассматривание фотоальбомов, книг, продуктивные виды деятельности.

Одно из проявлений патриотизма – это любовь к природе. Она воспитывается через ощущение единства с ней: человек – часть природы, и чтобы ощущать себя этой частью необходимо не эпизодически, а постоянно общаться с ней. Способность слушать, видеть, думать сердцем вдохнула в человека Природа, и в процессе воспитания детей важно эту возможность бережно и умело взрастить. Главная задача в историческом и эстетическом развитии средствами природы – это пробуждение эмоциональной отзывчивости, которая помогает сделать человека выше, богаче, добрее. Знакомя детей с природой родного края, я учу их не только видеть красоту, но и понимать и беречь её. Организуя прогулки в природу, обращала внимание детей на красоту неба в разное время суток и года, учила слушать шум дождя, шелест листьев, плеск убегающей волны, активизируя при этом детское воображение /На что похожи облака? Какого цвета снег? О чём перешёптываются листья? На что похожа песня ветра?/. Задавая вопросы исследовательского характера: куда спешит муравей? Почему бабочки дружат с цветами? Зачем деревья сбрасывают листья, стремилась развить познавательную активность, любознательность, наблюдательность. Наблюдения за природой и природными явлениями усиливала художественным словом, загадками, репродукциями картин великих художников. Сделала мультимедийную презентацию о творчестве С. Дали, с целью – показать детям как природа может воздействовать на воображение человека. Очень хорошо работает приём «фотограф», когда я предварительно перед наблюдением даю детям задание: «сфотографировать» наиболее интересный или красивый фрагмент, и дети после прогулки делают зарисовки и рассказывают, почему они запомнили и нарисовали именно это. Наблюдая из окна за погодой, стараюсь подобрать соответствующую музыку, предлагаю посмотреть фотозарисовки местных фотографов, использую стихи П. Комарова, И. Игнатенко, О. Маслова, В. Черкесова. Обращаю внимание на то, что амурские поэты в своих стихах, а художники в живописи прославляют красоту и неповторимость природы нашего края, организовала посещение выставки амурских художников.

Знакомя ребятишек с фауной и флорой амурской земли, связываю материал с климатическими особенностями: зима суровая и длинная, а лето короткое – это влияет на разновидности их представителей. Организовала прогулку в сквер, с целью познакомить детей с реликтовыми породами деревьев и кустарников : амурским бархатом, приречным клёном, маньчжурским орехом, даурским дубом, красноталом, рододендроном. Сотрудничая с эколого-биологическим центром, мы провели экскурсию по экологической тропе, ребята познакомились с дикими животными наших лесов: волком, лисой, зайцем, лосем и др., а ёжик, кролик и черепаха были нашими гостями в детском саду. Сотрудники краеведческого музея провели для нас выездное занятие «Пёстрый мир бабочек»; экскурсию в зал природы Амурского края, где дети, рассматривая экспонаты, познакомились с разнообразием обитателей Амурских лесов, полей, рек.

Формируя патриотические основы посредством природного окружения одних знаний недостаточно, важно сделать этот процесс деятельностным. «Лучшее открытие – это то, которое ребёнок сделал сам» - Дети по своей природе – исследователи, им хочется всё потрогать, всё попробовать, т. е. получить о предмете или объекте как можно больше информации. Я использую эту возрастную особенность, организуя трудовую, опытно-экспериментальную, исследовательскую деятельность. В играх с природным материалом, труде в природе дети приобретают практические навыки взаимодействия с ней, у них формируются такие личностные качества как гуманизм, целеустремлённость, трудолюбие, ответственность, столь необходимые для формирования патриотических и гражданских начал. Исследовательское занятие «О чём рассказала игрушка Динозаврик» вызвало у детей живой интерес к эволюции природы нашего края и это послужило поводом проведения экскурсии в палеонтологический музей.

У каждого места на земле есть своя история. Благовещенск имеет богатую историю, которую должны знать наши дети. Осуществляя эту работу, учила детей видеть за отдельным явлением другую историческую эпоху – жизнь людей в давние времена. Познакомила детей с историей возникновения города Благовещенска, его основателями : русскими казаками, генерал-губернатором Восточной Сибири Н. Н. Муравьёвым-Амурским. Экскурсия в краеведческий музей наглядно показала детям вехи развития города и края. Экскурсоводы доступно, красочно, образно рассказали и показали детям экспонаты музея. Экскурсии по городу Благовещенску, его историческим местам: к памятнику Н. Н. Муравьёва-Амурского; триумфальной арке; к памятнику Святителю Иннокентию; к зданиям, имеющим историческую ценность; в краеведческий музей обогатили знания детей. Дети стали целенаправленно применять их в различных видах деятельности:

учебной / занятия: «Первые поселенцы - кто они?», «Мой город начинается с Рёлки», «Благовещенск старинный и современный»;

игровой /«На теплоходе по Амуру», игры на героическую тематику/;

продуктивной /«Рисуем Триумфальную арку», изготовление макета «Главная улица нашего города» /коллективная работа, «Ставеньки резные – окна расписные» объёмная аппликация по мотивам деревянного зодчества, рисование по теме «Что я увидел интересного в музее»/.

досуговой /«Как баба Яга лешего в армию провожала» - февраль 2011г, «Пришла Коляда – отворяй ворота» - январь 2011г, «Армейские приключения Незнайки» - февраль 2012г/

Воспитывая у детей патриотизм, любовь к Родине, знакомлю детей с событиями Великой Отечественной войны, её героями:

возложение цветов к памятнику воинам-амурцам на площади Победы;

беседы с использованием медиатеки о храбрости, героизме воинов, солдатской дружбе и товариществе;

познавательные игры «Что нужно солдату, моряку, пограничнику, лётчику», «Военная техника»,

сюжетно-ролевые игры «На заставе», «Защитники крепости».

Стараюсь выстроить работу так, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям. Подвожу детей к пониманию того, что прославляют наш край люди, своим трудом и творчеством. Знакомлю детей с выдающимися амурчанами:

дети посетили выставку художника А. Тихомирова, на которой познакомились с искусством «Оконопись», побывали в картинной галерее художников В. Семенихина, В. Афанасьева,

с песенным наследием композиторов : Е. Лыткина, Г. Пиджукова, Н. Лошманова, а с композитором Фёдором Воробьёвым дети познакомились на творческом вечере /январь 2012г/

Есть ещё и историческая память поколений. И мне хотелось бы передать её частички детям, наполнив их сердца яркими впечатлениями русских народных праздников и обычаев. К. Д. Ушинский отмечал, что для дошкольника праздник совсем не то, что для нас, взрослых. Дети считают свои дни от праздника до праздника. Тускло и серо было бы детство без праздников. Полюбился детям праздник «Рождество» - своим весельем, колядками, зимними забавами. Запомнились ребятишкам масленичные гуляния фольклорным праздником, блинами, народными играми, сжиганием чучела Масленицы, запуском жаворонков – вестников весны на гелевых шарах. Вкусным и полезным был праздник «Август пахнет яблоком и мёдом», посвящённый традиционным яблоневому и медовому спасу. На празднике «День рождения Каравая» дети узнали о труде, вложенном в каждую булку хлеба, сколько людей участвует в его создании, и познакомились с традицией русского гостеприимства – Гостей встречай – каравай подавай.

Популярным стал праздник «Город с тёплым именем», посвященный дню рождения Благовещенска. Дети узнают, что у города, как и у человека, есть день рождения и готовят ему подарки: экологическая акция «Чистое утро», рисунки на асфальте, учат стихи и песни о родном городе. К этому празднику провожу экскурсию по микрорайону, обращаю внимание детей на новостройки, благоустроенные дворы, детские площадки, фонтаны, зелёные насаждения и разнообразные красиво цветущие клумбы. Подвожу воспитанников к тому, чтобы они увидели красоту родного города, преобразования, происходящие в нем каждый год, гордились своей малой родиной и тружениками города.

Формирование патриотических чувств идёт эффективнее, если установлен тесный контакт с семьями воспитанников. Вовлечение семьи в процесс ознакомления дошкольников с социальным и природным окружением, историей и культурой родного края заключает в себе особые педагогические возможности, ведь родители и другие члены семьи – первые и главные воспитатели. Уклад жизни семьи, отношения между её членами, их отношение к самому ребёнку, к окружающему миру являются для малыша образцом, примером для подражания и формирования позитивной детской субкультуры. И для меня важно показать эту значимость.

Я познакомила родителей с проектом, его основной идеей, с планом мероприятий по его реализации, обозначив роль родителей в достижении желаемых результатов, и, заручившись их поддержкой, приступила к его осуществлению. Знакомя детей с природой, историей и культурой родного города и края, предлагала организовать семейный досуг: отдых на природе, совместные выходы в учреждения культуры, прогулки по значимым и любимым местам города и знакомство с его достопримечательностями. Родители водили детей в парки культуры и отдыха, на набережную реки Амур, на концерты детских творческих коллективов города: хореографического ансамбля «Ровесники», цирковой студии «Ап!», ансамбля современного танца «Мы», на встречу с актёрами фестиваля «Амурская Осень». Дети радуются и гордятся совместным времяпровождением и с удовольствием делятся впечатлениями со сверстниками и взрослыми в детском саду. Хорошей традицией в группе стало проведение творческих мероприятий для детей и родителей: прогулки – походы на лоно природы в разные времена года; осенние посиделки «Кузьминки» на день матери /ноябрь 2010г/, «Неразлучные друзья» - концертно-развлекательная программа /февраль 2012г/, недели семьи «Моя семья – моя радость» /сентябрь 2010г/, «Воспитанность – самое лучшее наследство»// /сентябрь 2011г/; участие в выставках, конкурсах совместного творчества «Улыбки Осени» /октябрь 2011г/, «Природа и фантазия» /ноябрь 2010г/, «Ах, вернисаж!» /март 2012г/; фотогаллерее «Смешные рожицы» /апрель 2011г/,

В своей работе я нахожу понимание и поддержку со стороны родителей: они охотно участвуют в изготовлении костюмов к праздникам, атрибутики, сопровождают нас во время экскурсий и выездов, обогащают мероприятия кулинарным творчеством. Это сплачивает коллектив родителей и детей, стимулирует на активные преобразования своего двора, улицы, участка детского сада

В реализации основных мероприятий проекта я активно использую ИКТ:

• Мультимедийные презентации

• Электронные игры / «Мир природы», «Планета Земля»/

Игры- задания на интерактивной доске: «Рыбы амурских водоёмов», «Для кого дерево – дом», «Сложи герб» и т. п.

На заключительном этапе был проведён мониторинг знаний детей, уровня сформированности их личностных качеств и гражданской позиции. Дети научились выявлять общее и особенное в историческом развитии, в культуре. Сравнительный анализ диагностического обследования показал следующие результаты:

Тематический блок «История» - уровень знаний возрос на 13%

Тематический блок «Культура» - уровень знаний возрос на 16%

Тематический блок «Природа» - уровень знаний возрос на 20%

У детей появилась мотивация:

• к познанию природы, истории, культуры родного края;

• стремление вносить свой посильный вклад в сохранение и приумножение её богатств;

• к осознанию своего «Я» в этом огромном мире;

Сформированы личностные качества, направленные на духовно- нравственное, патриотическое и гражданское воспитание и развитие дошкольников :

• любовь и гордость за свою Родину и родной край;

• уважительное и доброжелательное отношение к русскому народу, его культуре, к людям разных национальностей; желание жить в дружбе, мире и согласии.

• толерантность и заинтересованность к жизни людей разной расовой принадлежности, к жителя сопредельного государства.

Сформирована активная жизненная позиция: совместно с родителями мои дети принимают участие в городских и областных конкурсах по изодеятельности, моделированию, конструированию из природного материала; охотно откликаются на участие в смотрах художественной самодеятельности и актерского мастерства.

Наша группа активно сотрудничает с областной библиотекой для слепых и слабовидящих. Например, принимали участие в конкурсе изобразительного творчества «Двор моей мечты» (май 2010, обмениваемся опытом краеведческой работы с педагогами детского сада. Мои воспитанники много рассказывают о своих поездках с родителями в Китай, на Желтое море, в соседний город Хэйхэ. Эта информация усиливает интерес ребятишек к людям, живущим на другом берегу Амура. Это послужило мотивом для создания другого проекта «Мостик дружбы», осуществление которого я начала в подготовительной группе, т. е в этом учебном году.

В ходе данной работы я знакомлю детей с жизнью китайского народа, с его яркой самобытной культурой, традициями, обычаями, архитектурой, языком.

Но, только испытывая искреннее чувство любви к своей Родине, дети смогут понять и принять чужую культуру.

Считаю, что эта работа даст мне возможность самосовершенствоваться в выбранном направлении, проявить лучшие качества педагога.

Воспитание патриотических и гражданских качеств у старших дошкольников на основе регионального компонента.
Фото №1 Воспитание патриотических и гражданских качеств у старших дошкольников на основе регионального компонента Не найдётся на Земле человека который мысленно ни разу не возвращался бы в своё детство
Публикации по теме:

Нравственно-патриотическое воспитание через знакомство с родным городом МКДОУ Куртамышского района «Куртамышский детский сад №2общеразвивающего вида»НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО.

Проект «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Хочу предоставить вашему вниманию проект по патриотическому воспитанию дошкольников, эта тема актуальна и значима в условиях современной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание патриотических и гражданских качеств у старших дошкольников на основе регионального компонента.
Опубликовано: 23 января 2013 в 08:17
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание патриотических и гражданских качеств у старших дошкольников на основе регионального компонента.» (включая файлы) размещена пользователем НАДЕЖДА КУЗНЕЦОВА в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД