Ирина Кадерова
Воспитание нравственно-эстетических чувств у детей среднего дошкольного возраста. Метод проекта
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги!
Вашему вниманию представляется опыт работы на тему «Воспитание
нравственно – эстетических чувств у детей среднего дошкольного возраста. Метод проекта».
Основы нравственно – эстетической воспитанности закладываются в дошкольном возрасте, когда происходит формирование этических представлений и моральных чувств, ребенок усваивает основные правила взаимоотношений между людьми, нравственные нормы. Это дает основание рассматривать возрастные особенности детей 5-7 лет (острота восприятия, яркость воображения, впечатлительность) как предпосылку формирования нравственно – эстетических качеств в процессе воспитания. Когда ребёнок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он ещё мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. Ему нужно научиться жить среди людей, комфортно чувствовать себя, развиваться, совершенствоваться. В процессе этого сложного познания сам ребёнок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла.
Публикация «Воспитание нравственно-эстетических чувств у детей среднего дошкольного возраста, Метод проекта» размещена в разделах
1-й слайд: титульный.
Обоснование актуальности.
В основу воспитательно – образовательного процесса дошкольников заложен метод проектов, который успешно реализуется в сочетании с другими программами обучения и воспитания детей в детском саду, основывается на интересах детей, на их самостоятельную активность. Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует активному повышению самооценки ребенка, развитию познавательных интересов и творческих способностей детей. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.
2-й слайд: слова Тагора
3-й слайд:
Цель:
обогащение знаний дошкольников по нравственно – эстетическому воспитанию и развитию
Задачи:
Создать материально – техническую базу для проектной деятельности
Совершенствовать уровень накопленных знаний и практических навыков
Активизировать речь и речевое общение
Развивать фантазию, воображение
Развивать коммуникативные навыки
Воспитывать инициативность, творческое отношение к делу, самостоятельность
4-й слайд:
Представлен паспорт проекта :
Тип проекта – образовательный, творческий
По содержанию – детское творчество
По составу участников – детско – взрослый
Внутри ДОУ – участвуют дети – дошкольники средних групп.
5-й слайд:
Методы, которые используются в проекте :
диагностика: «Уровень познавательных возможностей детей»; «Уровень овладения детьми изобразительной деятельностью»;
наблюдения за самостоятельной художественно – творческой деятельностью детей;
практические навыки при выполнении поручений, дежурства по занятиям, уголку природы, столовой;
сравнение;
анализ;
прогнозирование результатов;
обобщение опыта работы.
6-й слайд:
На следующем слайде представлены педагогические и материальные условия:
накопление и приобретение методической литературы
наличие изобразительных, природных и бросовых материалов
наличие народных игрушек и предметов с декоративной росписью
наличие художественных произведений в виде рассказов, загадок, стихов, сказок
наличие дидактических, пальчиковых, настольно – печатных игр
наличие иллюстраций, открыток
7-й слайд: Уровень проработанности.
Описание выполняемых работ.
Вся деятельность в рамках проекта проходит в три этапа.
На первом этапе проведена диагностика уровня развития воспитанников в разных областях детской деятельности: ознакомление с окружающим (естественно – научные представления; человек в истории и культуре, продуктивная деятельность – лепка, рисование, аппликация, конструирование, а также предварительные беседы о ближайшем окружении, рассматривание иллюстраций, альбомов различной тематики, чтение художественных произведений разных жанров, заучивание стихов, разгадывание загадок.
Второй этап был самым содержательным по продуктивной деятельности детей. Он заключался в разучивании игр, основанных на знаниях о народных промыслах, на проведении интегрированных занятий определённой тематики – о насекомых, растениях, о неживой природе. Мы рассматривали окружающие предметы – посуду, народные игрушки с элементами народных узоров, предметы заводского производства – одежду, салфетки, коробочки и мн. др. Кроме запланированных проектов, ребята приняли участие в самостоятельно организованных мини – проектах, где с помощью исследовательской деятельности выявляли, как гусеница превращается в куколку, смогут ли прорасти сломанные ветром ветки дерева. Свои выводы дети закрепили в рисунках.
Вообще, все выводы дети старались закрепить в продуктивной
деятельности в лепке, рисовании, аппликации и конструировании. В ход шли все подручные средства – очистки от цветных карандашей, природный материал, бумага и мн. др. Мы создали макет из папье – маше «Сказочный остров», раскрасили, дополнили мелкими деталями – цветами, лесенками, сказочными дельфинами. Объёмные поделки создают у детей наиболее радостное настроение, удовлетворение от собственных успехов.
Третий заключительный этап длился в течение двух недель. Этот период мы назвали «Праздник разноцветной соли». Ребята раскрашивали обычную поваренную соль разноцветной гуашью, сушили её, рассыпали в бутылочки различной формы, украшали эти ёмкости красивым подручным материалом – лентами, сеточкой, тесьмой и т. п. Получившиеся сувениры они подарили в разные группы ДОУ.
Окончательным итогом всех событий стала презентация успехов детей,
выполненная в виде фотографий детей с занятий и свободной деятельности, их работ по рисованию, лепке и т. д., в виде диагностических данных.
Данный проект еще далек от своего завершения, однако промежуточными результатами его реализации уже можно считать как более позитивное эмоциональное состояние и отношение детей к положительным продуктивным результатам своего труда, так и относительную нормализацию нравственно – эстетических отношений к окружающему миру, адекватную оценку полученный знаний, умений и навыков.
Ожидаемый результат.
Творческий подход к проведению проектных мероприятий позволит научить детей общению друг с другом и поведению в обществе, успешно адаптироваться к различным ситуациям, развить эмоциональ-ную отзывчивость, этические навыки, сформировать исследовательское поведение, поисковую активность, навыки творческого проектирования. При выходе из стен детского сада и поступив в школу, у детей появится прекрасная возможность использовать полученные знания и воспитание в учреждениях дополнительного образования.
для педагога:
повышение уровня педагогической компетентности; профессиональный рост;
удовлетворенность работой;
систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию художественно-творческих, познавательных и речевых способностей через различные виды продуктивной деятельности.
для детей :
развитие познавательных навыков детей;
развитие детского творчества в изобразительной деятельности; воспитание эстетического восприятия детей; повышение уровня речевой культуры;
приобщение к миру искусства;
развитие способности к освоению и преобразованию окружающего культурного пространства;
совершенствование ручной моторики; воспитание интереса и совершенствование устойчивых технических навыков в рисовании, аппликации, лепке;
умение работать в группе активно, сообща;
умение самостоятельно анализировать полученные результаты и делать выводы;
способность осуществлять практическое моделирование
способность к эстетической оценке своих работ и работ других детей;
навыки коммуникативного общения;
обогащение эмоциональной сферы; формирование ярких положительных эмоций у детей в процессе их творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения со взрослыми.
для родителей:
осознанное отношение к художественно-творческому процессу детей;
экологическое отношение к окружающему;
бережное отношение к продуктам детского творчества;
партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Выводы:
• Окружающая действительность глубоко воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений;
• Ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств;
• Знакомство с народно – прикладным искусством помогает раскрыть красоту природы, мира предметов и вещей, способствует развитию эстетических чувств, творческих способностей, вызывает у ребенка желание участвовать в творческой деятельности;
• В ходе исследовательской работы развивается заинтересованность детей и их родителей в изучении данной темы, убеждение в ее значимости.