людмила юхарева
Воспитание культуры поведения у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 (комбинированного вида) г. Вязьмы Смоленской области
ПРОЕКТ
Автор проекта:
Юхарева Л. А., воспитатель, высшая категория
г. Вязьма
2010 год
Тема проекта: «Я - самый воспитанный и культурный!»
Публикация «Воспитание культуры поведения у дошкольников» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Культура поведения для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
Проблема: воспитание культуры поведения у дошкольников
Цель проекта: формирование культуры поведения у дошкольников.
Задачи проекта:
Развивать доброжелательность, терпимость, понимание, взаимопомощь.
Обогащать словарь вежливости.
Развивать монологическую речь, умение рассуждать, доказывать.
Воспитывать желание познавать культуру поведения, любовь ко всему жи-вому.
Формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми, родителями и сотрудниками ДОУ.
Закрепить представления детей о том, что «волшебные» слова помогают человеку, вызывают у него добрые чувства к тем, кто говорит их.
Заинтересовать родителей участвовать в работе над проектом.
Закреплять знания детей о правилах поведения в общественных местах; воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.
Участники проекта: педагоги и специалисты ДОУ, родители и дети подготови-тельной к школе группы.
Предполагаемые результаты:
1. Сформированность культуры поведения.
2. Применение полученных знаний в досуговой, продуктивной, игровой дея-тельности, в добрых делах и поступках.
3. Эмоциональное восприятие окружающего и социальной действительности.
4. Выпуск бюллетеня «Берегите березу».
Актуальность темы:
Как часто, наблюдая за общением взрослого с ребенком, мы слышим фразы: «Так должен вести себя за столом воспитанный ребенок», «Так должен поступать культурный пассажир». Мама и папа, сами того не подозревая, заключают поведение ребенка в рамки той или иной социальной роли: культурного человека за столом, пассажира, покупателя, человека, принимающего подарок, и т. д.
«Социальная роль – это система норм и правил поведения, ожидаемого от человека, занимающего в обществе или социальной группе определенное положение»
Р. С. Немов
Овладение социальной ролью является одним из основных компонентов процесса становления социального опыта. Ребенок социализируется и приобретает собственный опыт, занимаясь разнообразной деятельностью, общаясь с людьми, выполняя различные социальные роли, усваивая модели поведения.
Реализация проекта:
Обучающие занятия – познавательная деятельность;
Совместная деятельность педагогов и детей;
Работа педагогов с родителями;
Совместная свободная деятельность детей и родителей;
Предметно-развивающая среда.
1. Обучающие занятия – познавательная деятельность
Развитие речи:
«Волшебство словесных выражений приветствия и прощания»
«О вежливости»
«Слова благодарности»
«Секреты дружбы»
«Как дети выручили из беды товарища»
«Приключение новой куклы в детском саду»
2. Совместная деятельность педагогов и детей
Беседы:
«Разговор о бережном отношении к природе»
«Как выполнять знакомые правила поведения»
«Домашние поручения»
«Скучен день до вечера, коли делать нечего»
«Как оберегать растения зимой»
«Мы в гостях»
«Волшебные слова»
«Играй дружно»
«Уступай игрушки товарищам»
«Чуму нас учат герои книг?»
Правила:
Самостоятельно готовься к занятиям
Поведение в лесу
Не сиди без дела
Если закончил задание раньше товарища, помоги ему
Правила вежливости
Не перенимай чужих поступков, старайся сам подать пример другим
Прежде чем выполнить задание, подумай
За столом сиди прямо, не клади локти на стол
Всем советуем дружить, ссорится, не смейте
Уважай взрослых
Если тебе что-нибудь нужно достать, вежливо попроси об этом соседа
Окончив еду, не облизывай ложку
Переходить улицу только по разрешению взрослого в указанном месте
Убери за собой
Как вести себя в кинотеатре
Культура еды
Как вести себя в общественном транспорте
Пословицы и поговорки:
Дружба заботой да подмогой крепка
Другу всегда помогай, друга всегда выручай
Скучен день до вечера, коли делать нечего
Только одному тяжко жить на белом свете
Друга ищи, а найдёшь – береги
Человек без дружбы, что дерево без корней
Помогай товарищу, не жди, пока он у тебя попросит помощи
Скромность красит человека
Ласковое слово не трудно молвить
Вежливым людям открываются все двери
Художественная литература:
«Трудный день»
А. Барто «Вовка – добрая душа», «День рождения»
В. Осеева «Волшебное слово»
Т. Горская «Колин папа»
С. Маршак «Как себя вести»
Игры:
Дидактические: «Дошколята – вежливые ребята»
«Знаешь ли ты правила?»
«Незнайка и правила поведения»
«Наша улица»
«Письмо доброго сказочника»
Настольные игры: «Так – не так»
«Знаки на дорогах»
«В путь дорогу»
Прогулка в лес, экскурсия в школу
Досуги, развлечения:
«Аккуратный и опрятный»
«Вопросы и ответы»
«Вечер пословиц и поговорок о дружбе и товариществе»
«Идем в театр с вежливыми словами» (с музыкальным руководителем)
«Путешествие в страну этикета»
Бюллетень: «Береги берёзу»
Альбом: «Времена года»
Иллюстрации: к правилам дорожного движения, к произведению В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»
Изодеятельность:
Игрушки для малышей
Дорожные знаки
Нарисуй своего друга
3. Работа педагогов с родителями
Консультации:
«Встреча с доктором Айболитом» (с участием старшей медсестры)
«Вежливость воспитывается вежливостью»
Папка-передвижка
«Обучение речевому этикету»
Участие родителей в итоговом мероприятии, привлечение родителей к изготовлению макетов дорожных знаков.
4. Совместная свободная деятельность детей и родителей
Беседы, чтение художественной литературы, экскурсии, прогулки
5. Предметно-развивающая среда создание условий для игр
изготовление атрибутов для игр, изготовление макетов дорожных знаков, создание альбома «Времена года», аудио- и видеоаппаратура, оборудование в группах уголка по ПДД, фотоматериалы и картинки с различными ситуациями
МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Сроки реализа-ции Формы работы
С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь 1 неделя В конце занятия, предшествующего рисованию, объяснить детям правило: «Самостоятельно готовься к занятию». Напомнить, что в школе ученики сами готовятся к уроку. Ещё раз уточнить, где в группе находятся необходимый материал и пособия.
2 неделя На занятии по развитию речи закрепить знакомые правила поведения (здороваться, прощаться, не перебивать разговор старших, во время разговора смотреть на собеседника).
3 неделя 1) После игры побеседовать с детьми о том, как они выполняли знакомые им правила:
– справедливо разрешай спор;
– будь внимателен к товарищу;
– за свои ошибки отвечай сам, не перекладывай вину на другого;
– уступай игрушки товарищам.
2) Перед занятием по лепке напомнить: каждый должен са-мостоятельно приготовить всё необходимое к занятию. Проверить, как дети справились с этим.
4 неделя 1) Во время прогулки в лес начать с детьми разговор о бе-режном отношении к природе.
2) Утром побеседовать с детьми о том, как они дома выполняют поручения взрослых. Ещё раз напомнить: не заставляй повторять просьбу несколько раз – это неуважение к взрослому.
О
К
Т
Я
Б
Р
Ь 1 неделя Утром понаблюдать, как ребята, придя в детский сад, вклю-чаются в жизнь группы, чем начинают заниматься. Побеседо-вать на тему «Скучен день до вечера, коли делать нечего».
2 неделя 1) Вечером прочитать рассказ «Трудный день». Отметить, как дети могут заботиться о маме, помогать ей.
2) Утром показать детям альбом «Осень» из цикла «Времена года». Поговорить о красоте родной природы. Закрепить правила поведения в лесу.
3) В начале занятия по аппликации отметить:
– дети, которые не приготовились к занятию, отнимают время у своих товарищей;
– любое задание нужно выполнять старательно, аккуратно; хорошо выполненная работа доставит удовольствие и детям, и взрослым.
4) На занятии по развитию речи побеседовать о чутком, доброжелательном отношении к людям. Прочитать стихотворение А. Барто «Вовка – добрая душа».
3 неделя 1) Перед занятием по конструированию напомнить о том, что в детском саду они самые старшие и поэтому должны заботиться о малышах. Уточнить знание слов «заботиться о малышах». Дать задание: сделать игрушки для малышей и после занятия подарить их.
2) Во время прогулки предложить детям заняться каким-либо трудом; познакомить с правилами: «Не сиди без дела», «Если закончил задание раньше товарища, помоги ему».
Прочитать рассказ В. Осеевой «Три товарища» уточнить и обобщить имеющиеся у детей представления о дружбе, учить понимать и оценивать поступки людей. Напомнить пословицу: «Дружба заботой да подмогой крепка». Закрепить правило: «Другу всегда помогай, друга всегда выручай».
4 неделя 1) Утром объяснить правило: «Не опаздывай в детский сад на завтрак, обед – это доставляет неудобство товарищам».
2) Вечером побеседовать о том, как дети помогают дома родителям, есть ли у них свои обязанности. На примере рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» закрепить правила вежливости.
Н
О
Я
Б
Р
Ь 1 неделя 1) Рассмотреть иллюстрации к книге В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Поговорить о хороших и плохих поступках. Ввести правило: «Не перенимай дурных поступков, старайся сам подать хороший пример другим».
2) Напомнить: старшие дошкольники должны заботиться о малышах дома и в детском саду (уступать игрушку, помогать одеваться и раздеваться, не обижать их.
3) Во время прогулки рассказать о том, как надо оберегать растения зимой.
2 неделя 1) На занятии по развитию элементарных математических представлений объяснить правило: «Прежде чем выполнить задание, подумай, как его выполнить лучше».
2) Во время завтрака напомнить правило: «За столом всегда сиди прямо, не клади локти на стол».
3) Вечером предложить детям выбрать себе такое дело, чтобы самим было интересно и другим приятно. Напомнить пословицу: «Скучен день до вечера, коли делать нечего».
3 неделя 1) Вечером побеседовать с детьми о добрых делах, которые они могут сделать в детском саду и дома.
2) Прочитать пословицы: «Только одному тяжко жить на свете», «Друга ищи, а найдёшь – береги», «Человек без дружбы, что дерево без корней». Выяснить, как дети их понимают.
Познакомить с правилом: «Всем советуем дружить, ссориться не смейте. Без друзей нам не прожить ни за что на свете».
3) На рисовании отметить, кто из детей выполняет правило «Самостоятельно готовься к занятию».
4 неделя 1) Учить детей заранее планировать трудовую деятельность, подбирать необходимые материалы, продумывать действия по порядку, добиваться результата. Закрепить правила: «Прежде чем выполнить задание, подумай, как его выполнить лучше», «Если при выполнении задания тебе помогали, поблагодари за помощь».
2) Предложить детям самим приготовить атрибуты к игре «магазин» для младшей группы. Закрепить правило: «Заботься о малышах дома и в детском саду». Отметить, что забота о малышах дома выражается в добрых делах.
3) Во время беседы обобщить и закрепить представления детей о дружбе, вспомнить пословицы, поговорки, правила: «Помогай товарищу, не жди, пока он у тебя попросит помощи», «Поделись с товарищами игрушками, книгами, карандашами, если их у него нет», «Останови товарища, если он поступает плохо».
4) Вечером побеседовать с детьми о том, как они понимают правило «Уважай взрослых в детском саду и дома». Привести примеры добрых дел, по каким можно судить об уважении детей к взрослым.
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь 1 неделя 1) После дневного сна отметить, кто из детей аккуратно и быстро заправляет свою постель. Выяснить, все ли ребята дома убирают за собой постель, и побеседовать на эту тему с родителями.
2) Утром напомнить детям о правилах культурного поведения за столом : «Если тебе что-нибудь нужно достать, вежливо попроси об этом соседа», «Окончив еду, не облизывай ложку» и др.
3) Предложить детям несколько упражнений на правило «Не перенимай дурных поступков».
«Толя дёрнул Галю за косичку. Витя увидел и засмеялся. А как бы ты поступил на месте Вити?»
«Таня и Серёжа играли в мяч и нечаянно разбили вазу. Мама спросила: «Кто это сделал?» Серё жа говорит: «Не я». И Таня тоже: «Не я». Правы ли дети?
2 неделя 1) Во время завтрака (обеда) напомнить детям о бережном отношении к хлебу. Закрепить правило: «Не кроши хлеб, доедай кусок до конца».
2) На занятии по ручному труду (изготовление кормушек для птиц) дать понятие о том, как можно помочь птицам зимой. Закрепить правило: «Береги природу».
3) Утром отметить детей, которые всегда умеют найти для себя занятие в группе.
4) Провести досуг с использованием правил аккуратности и опрятности.
3 неделя 1) Беседа на тему: «Мы в гостях». Чтение стихотворения А. Барто «День рождения». Закрепить правила поведения в гостях.
2) Во время прогулки закрепить правила поведения на улице : «Переходить улицу можно только по разрешению взрослого в указанном месте», «Идя по улице, придерживаться правой стороны, иначе будешь мешать прохожим, двигающимся навстречу».
Я
Н
В
А
Р
Ь 1 неделя 1) В свободное время предложить детям нарисовать картину на тему «Как мы заботимся о малышах дома и в детском саду».
2) Беседа на тему «Волшебные слова – наши верные друзья». Закрепить представления детей о том, что «волшебные» слова помогают человеку, вызывают у него добрые чувства к тем, кто говорит их.
3) Утром предложить детям настольные дидактические иг-ры. В ходе игры контролировать выполнение правил. В случае нарушения предложить их рассказать.
2 неделя 1) Отметить, как приятно начинать рабочий день, если все ребята пришли вовремя. Закрепить правило «Не опаздывай в детский сад».
2) Во время прогулки упражнять в выполнении правил поведения на улице : идти парами, организованно переходить улицу.
3) Утром предложить детям самостоятельно распределить обязанности дежурных. Учить договариваться, уступать друг другу.
3 неделя 1) Перед началом ролевой игры побеседовать об этических правилах поведения : «Играйте дружно», «Уступай игрушки товарищам».
2) Индивидуальные беседы с детьми: «Какие правила куль-туры поведения ты знаешь? Кого из ребят ты можешь назвать вежливым? Почему ты так думаешь? Подсказываешь ли ты своему товарищу, как себя вести, если видишь, что он поступает не так, как надо?»
3) Вечер пословиц и поговорок о дружбе и товариществе.
4 неделя 1) Утром обратить внимание на внешний вид детей. Позна-комить с правилом: «Если ты видишь непорядок в одежде ро-весника или взрослого, то об этом надо сказать так, чтобы че-ловек не обиделся».
2) Показать детям, как расположены в шкафу материалы по изобразительной деятельности. Отметить, что каждая вещь должна иметь своё место, тогда легче будет готовить всё необходимое к занятиям. Напомнить правило: «Самостоятельно готовься к занятию».
3) После чтения произведения Т. Горской «Колин папа» побеседовать на тему «Чему нас учат герои этого рассказа». Познакомить с пословицей «Скромность красит человека».
Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь 1 неделя 1) Утром побеседовать с детьми о том, как они собираются в детский сад (убирают постель, умываются, причёсываются, чистят обувь, одежду и т. д.).
2) Прочитать стихотворение С. Маршака «Как себя вести», закрепить правило «Уважай взрослых в детском саду и дома».
2 неделя 1) После занятий по труду напомнить детям: «Если во время работы ты насорил или что-то разлил, убери сам. Рабочее место всегда должно быть чистым».
2) На занятии по развитию речи составление рассказов из личного опыта на тему «Как дети выручили из беды товарища». Знакомство с правилом: «Не жди, когда тебя попросят о помощи, учись сам видеть, кому нужна помощь».
3) Утром предложить дидактическую игру «Дошколята – вежливые ребята». Вспомнить правила вежливости, назвать литературные произведения, в которых говорится о вежливости.
4) Во время прогулки понаблюдать за посадкой пассажиров в автобус. Уточнить правила поведения в транспорте, отметить нарушения.
5) Индивидуальные беседы с детьми на тему «Тебя пригла-сили в гости».
6) Занятие по ручному труду. Предложить проанализировать работу, которую выполнил сам и которую выполнил товарищ.
3 неделя 1) Занятие по развитию речи. Творческое рассказывание на тему «Приключение новой куклы в детском саду». Закрепить правило: «Каждой вещи своё место».
2) Во время прогулки дать детям поручения разной сложности. Проследить, как они будут себя вести в этой ситуации. Побеседовать о выполнении задания. Напомнить правило: «Если закончил работу раньше товарища, помоги ему».
3) Предложить ситуацию: «Две подружки вошли в трамвай и уселись на скамейку. Едет трамвай, позванивает, колёсами постукивает. Но громче трамвая девочки наперебой рассказывают друг другу про разные мультфильмы. Радом сидела женщина. Посмотрела она строго на девочек, но подружки не унимались, ещё громче раздавались их голоса. Вопрос: почему женщина строго смотрела на девочек?»
Познакомить с правилом: «В общественном транспорте нужно разговаривать тихо, вполголоса, чтобы не мешать ос-тальным пассажирам».
М
А
Р
Т 1 неделя 1) Беседа о том, как дети помогают взрослым дома, какие у них есть обязанности. Вспомнить правило: «Любое задание нужно выполнять старательно, аккуратно. Хорошо выполненное задание доставит удовольствие и тебе, и взрослым».
2) Предложить ситуацию: «Мальчик шести лет вошёл с па-пой в троллейбус. Женщина встала и предложила мальчику сесть. Мальчик сел. Папа и мальчик сказали: «Спасибо».
Вопрос: как ты будешь себя вести, если тебе уступят место в транспорте?»
3) Экскурсия в школу. Обратить внимание на то, что после звонка все ученики спешат в класс. Уточнить, какое правило соблюдают школьники. Напомнить, что такое правило есть и в детском саду. Предложить его назвать.
2 неделя 1) Утром провести индивидуальные беседы с детьми на тему «Как ты ведёшь себя в кинотеатре (театре?»
2) Игра «Письмо доброго сказочника». Раскрыть детям значение слов «нельзя», «можно», «надо». На конкретных и понятных примерах учить оценивать поступки и соотносить их с этими словами.
3) В конце занятия по развитию речи предложить несколько упражнений на правило «Не перенимай дурных поступков» :
а) один мальчик обижал кошку, другой стал делать то же самое;
б) один мальчик полез в грязь, и другой тоже.
3 неделя 1) Утром поговорить с детьми о правилах вежливости: «Какие правила вы знаете? Кого из ребят можно назвать вежливым? Подсказываешь ли ты своим товарищам, как себя вести, если видишь, что они поступают не так, как надо?
Вспомнит пословицы о вежливости: «Ласковое слово не трудно молвить», «Вежливым открываются все двери».
2) Занятие по конструированию. Учить детей заранее подбирать материал и обдумывать последовательность работы. Закрепить правило: «Прежде, чем начать выполнять задание, подумай, как его лучше выполнить».
3) Вечером рассмотреть иллюстрации к правилам дорожного движения. Провести игру-упражнение «Наша улица».
4 неделя 1) Утром, во время завтрака, закрепить правила культуры еды : «Когда ешь, не откусывай сразу большой кусок – это не-красиво. Не разговаривай с полным ртом, старайся есть без-звучно. Если тебе нужно что-нибудь взять на столе, вежливо попроси соседа передать».
2) «Вечер» вопросов и ответов:
– какие ты знаешь правила культуры поведения?
– Какие правила тебе трудно выполнить? Почему?
– Подсказываешь ли ты своим товарищам как себя вести, если видишь, что они поступают не так, как надо?
– Какие знаешь пословицы о культуре поведения?
А
П
Р
Е
Л
Ь 1 неделя 1) Утром закрепить с детьми правила поведения в настоль-ной игре «Так – не так». Развивать монологическую речь, умение рассуждать, доказывать.
2) Во время прогулки в лес обратить внимание на берёзы. Отметить, что некоторые люди, чтобы добыть берёзовый сок, делают на берёзе надрезы. Дерево от этого сильно страдает. Чтобы помочь ему, надо пластилином и изолентой заклеить порезы.
3) Вечером рассказать родителям о прогулке в лес. Выпус-тить бюллетень «Береги берёзу».
2 неделя 1) Утром упражнять детей в выполнении правил вежливости. Предложить сходить в методический кабинет и попросить пособие для занятий. Напомнить, как надо обратиться с просьбой. После выполнения поручения спросить ребёнка, был ли он вежлив. Почему он думает, что был вежлив?
2) Индивидуальные беседы с детьми о правилах речевого общения: «Когда мы говорим слова «скажите, пожалуйста», «разрешите спросить»? Как нужно разговаривать с взрослы-ми? Как нужно разговаривать в общественных местах?»
3) Прогулка. Упражнять детей в правильном переходе улицы. Вспомнить правило: «Переходить улицу надо в указанном месте, неправильный переход может привести к несчастному случаю».
4) Вечером в настольных играх «Знаки на дорогах» и «В путь-дорогу» закрепить правила дорожного движения.
3 неделя 1) Утром поговорить с детьми о том, как вести себя в театре, кино. Вспомнить некоторые правила: «Бывая в театре, кино, музее, помни, что ты здесь не один. Веди себя так, чтобы не мешать другим. В театр приходи вовремя. Не ешь во время спектакля, фильма – это некрасиво. Во время действия не разговаривай. Поделиться мнением можно в антракте».
2) Прогулка в лес. Рассмотреть с детьми первые цветущие растения (первоцвет, ветреница, спросит, почему над ними летает много насекомых.
Рассказать о бережном отношении к растениям, объяснить, почему они занесены в Красную книгу. Познакомить с прави-лом: «Не рви в лесу, на лугу цветов, пусть красивые растения останутся в природе! Помни, что букеты можно составлять из растений, выращенных человеком».
М
А
Й 1 неделя Занятие по развитию речи. Дидактическая игра «Незнайка учит правила поведения в гостях, на занятии, в общественном месте, на улице».
2 неделя Вечер развлечений на тему «Как мы выполняем правила поведения».
Л
Е
Т
О Планируется индивидуальная работа с детьми, не овладев-шими правилами.
Презентация: досуг с участием родителей
Досуг на тему: «Путешествие в страну этикета»
Цель: воспитывать у детей желание быть воспитанными и культурны-ми.
Занятие по развитию речи на тему: “ О вежливости’’.
Цель: научить детей правилам вежливости.
Задачи:
образовательные: продолжать обучать вежливо здороваться и прощаться с взрослыми и детьми, обращаться с просьбой, благодарить за услуги, не перебивать говорящего, выслушивать собеседника, говорить спокойно, доброжелательно.
воспитательные : учить понимать и оценивать чувства и поступки других, объяс-нять свои суждения; формировать положительные взаимоотношения между до-школьниками, побуждать их к добрым поступкам.
развивающие: обогащать словарный запас, закреплять умение вести короткие диалоги в ситуациях творческого и игрового общения.
Ход занятия.
Воспитатель : Сегодня мы начинаем читать книгу Григория Остера ’’Вредные советы” (cм. : Остер Г. Вредные советы. М. : Росмэн, 1994).
Читаем введение.
Воспитатель.
Скажите, вам понравились эти советы?
Дети.
Эти советы для непослушных, невоспитанных детей. Если они сделают всё наоборот, тогда всё у них получится правильно. Нужно знать свой домашний адрес, нельзя без мамы купаться, а то можешь утонуть, плохо рисовать на обоях.
Воспитатель :
Правильно, Послушайте ещё раз начало книги (читает с. 1).
Физкультминутка’’ Буратино’’ (или др.)
Воспитатель :
Мы отдохнули, и сейчас я прочитаю рассказ В. Осеевой ‘’ Волшебное слово’’. Слушайте внимательно, чтобы понять, что же это за волшебные слова.
Беседа о прочитанном.
-Как называется рассказ? (‘’Волшебное слово’’)
-Почему В. Осеева назвала свой рассказ ‘’Волшебное слово’’ (что мальчика учат говорить вежливые слова, которые он забыл, а без них нельзя. Всегда приятно, когда тебя вежливо просят о чём - нибудь).
-Какое ‘’волшебное слово’’ говорил мальчик? (Пожалуйста)
-Какие ещё ‘’волшебные слова’’ вы знаете? (Спасибо. Здравствуйте, добрый день, на здоровье. Мама ещё говорит: будь так любезен; до свидания, молодец.)
-Почему эти слова называют ’’волшебные’’? (Если скажешь’’ пожалуйста’’? сразу дают то, что просишь, когда говоришь ‘’ спасибо’’, тебе улыбаются, когда говоришь все эти слова, людям хорошо.)
Воспитатель :
А теперь давайте побеседуем. Я расскажу вам одну историю. Серёжа сидит, развалившись на банкетке, Оля подходит к нему, толкает и говорит: ’’ А ну-ка, подвинься!’’ ‘’ И не подумаю! ‘’ – отвечает Серёжа. Как вы думаете, это воспитанные дети? (Нет, они грубо разговаривают друг с другом; ни один не уступая; слова хорошие друг другу не говорили). Как бы вы поступили на месте Оли? (Надо попросить Серёжу вежливо. Надо я ему улыбнуться и сказать ‘’ Подвинься, пожалуйста, Серёженька. ’’ Надо сесть на другую банкетку, ведь у нас их много.) Как бы вы поступили на месте Серёжи? (Я бы сидел красиво, тогда и места много не займёшь. А я уступил бы место девочке, девочкам надо уступать. А я бы сказал: ‘’ Садись, Оля, я сяду рядом’’)
Воспитатель :
(подводит итоги беседы).
Скажите, какие правила поведения мы с вами сегодня повторили?
Дети:
Нужно здороваться друг с другом, слушаться маму и папу, разговаривать друг с другом вежливо, чаще говорить ‘’волшебные слова’’.
Дидактическое занятие
Задачи: формировать элементарные правила вежливости; представление о хороших и плохих поступках; умение правильно оценивать себя и других; закреплять правила поведения в общественных местах и учить речевому общению в коллективе; развивать разностороннее мышление; воспитывать взаимопонимание.
Дидактический материал и оборудование.
- детские стулья, крупный строитель для постройки автобуса, руль, костюм ‘’ бабушки’’, куклы;
- театральная ширма, куклы бибабо (Петрушка, королевич Елисей, театральная касса, билеты, стулья для зрителей;
- столовая посуда, детские фартуки, поварские колпаки, поднос с конфетами.
Ход занятия.
Воспитатель : сегодня мы с вами будем говорить об этикете, то есть о правилах вежливости и о культуре поведения. Ваши мамы и папы хотят, чтобы вы выросли вежливыми и культурными. А что значит быть вежливыми, культурными и воспитанным человеком? (ответы детей). Хочу, добавит, что воспитанный человек разговаривает вежливо, умеет сочувствовать, всегда поможет слабому, никогда не будет смеяться над бедой другого, а если пообещает, то обязательно сдержит своё слово. Всему этому нужно учиться каждый день, тогда вы действительно вырастите культурными и воспитанными людьми, и ваши мамы и папы буду вами что?/ Гордиться/.
Воспитатель : Знаете ли вы, что о человеке говорит уже его внешний вид? Культурные, воспитанный человек причёсан и одет всегда опрятно, он не допустит даже, такие мелочи, как доступ даже такие мелочи, как грязный носовой платок или обкусанные ноги и т. д.
Стук в дверь. Входит ребёнок (заранее приготовленный). Волосы у него взлохмачены, щёки в саже, рубашка расстегнута, туфли одеты неправильно.
Воспитатель : Что же с тобой случилось, Саша?
Саша: Я проспал.
Воспитатель : А почему ты так неопрятно одет?
Саша: Я торопился, думал, и так сойдёт.
Воспитатель : Дети, посмотрите, как некрасив человек, когда он грязный и неаккуратно одет. С таким неряхой вряд ли бы вы согласились куда-нибудь пойти. А я хотела с вами сегодня отправиться в страну этикета. Хороших манер. Как же нам теперь быть? Надо исправить положение.
Выходят 2-3 человека (по желанию, причёсывают мальчика. Застёгивают рубашку, вытирают салфеткой щёки, переобувают туфли (туалетные принадлежности приготовлены заранее).
Воспитатель : Вот теперь порядок!
Все дети садятся на места. (Мальчик забывает их поблагодарить).
Воспитатель : Ребята, вы помогли Саше привести себя в порядок, а он забыл что-то вам сказать. Что?
Дети: Спасибо.
Воспитатель : Ну, конечно, он забыл вас поблагодарить.
Ребёнок исправляет положение и говорит детям спасибо.
Воспитатель : Мы с вами знаем, что на самом деле Саша всегда очень аккуратный, добрый мальчик и знает много волшебных слов. А для нас он сыграл роль мальчика – неряхи чтобы вы со стороны посмотрели, как это ни красиво, и никогда такими не были.
Дети проверяют свой внешний вид.
Воспитатель : Но, к сожалению, мы всё же часто забываем с вами говорить волшебные слова, а они так необходимы в жизни. Вы их все прекрасно знаете. Давайте вспомним некоторые из них.
Ребята читают стихи о добрых словах.
1-ый ребёнок. Добрый день!
-Добрый день! – тебе сказали.
- Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали-
Теплоты и доброты.
2-ой ребёнок. Доброго пути.
Нам желают доброго пути!
Будем легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему – нибудь.
3-й ребёнок. Здравствуйте.
- Здравствуйте!-
Ты скажешь человеку.
-Здравствуйте,- улыбнется он тебе в ответ.
И наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.
4-ый ребёнок. Пожалуйста.
Отменить, что ли,
Слово ‘’пожалуйста’’
Повторяем его поминутно
Нет, пожалуй, что
Без’’ пожалуйста’’
Нам становится неуютно.
5-ый ребёнок. Спасибо.
За что мы говорим спасибо?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы-
Кому сказали? Сколько раз?
6-ой ребёнок. Простите.
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду,
И взрослых перебивать,
Но если я всё же забуду,
Простите, я больше не буду.
7-ой ребёнок. Будьте добры.
Будьте добры -
Это я говорю по секрету.
Будьте добры-
И не ждите за это конфету.
Будьте добры-
Без игры и во время игры,
Если сумеете.
Будьте скорее добры.
8-ой ребёнок. Добрые слова.
Эти слова всем известны давно,
Видишь, они и просты, и новы.
Но я ещё повторю всё равно.
- Добрые люди, будьте здоровы.
Воспитатель : Молодцы! Я считаю, все эти слова заслуживают эти аплодисментов. (дети аплодируют).
Воспитатель : А ведь аплодисменты – это тоже выражение благодарности, и они нам ещё сегодня пригодятся. Вы все сегодня опрятно и красиво одеты, знаете много вежливых слов, а значит, готовы совершить путешествие, но сначала отгадайте загадку: Дом по улице идёт,
На работу всех везёт.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.
(автобус)
Правильно это автобус, и сейчас мы с вами отправимся на автобусную остановку.
Дети подходят к воспитателю и маршируют.
Воспитатель : Раз, два!
Дети: Три, четыре!
Воспитатель : Три, четыре!
Дети: Раз, два!
Воспитатель : Кто шагает дружно в ряд?
Дети: Наш весёлый детский сад!
Все ребята смелые,
Дружные, умелые.
Воспитатель и дети подходят к месту, где обозначена автобусная остановка и по-строен из детских стульчиков и крупного строителя автобус.
Воспитатель : а вот и наш автобус, осталось только подойти водителю.
В это время заранее подготовленный ребёнок (для детей это сюрприз) достает из кармана обё ртку от конфет и со словами: ’’Какой-то мусор у меня в кармане’’- бросает их на пол.
Воспитатель : Что же ты делаешь? Ребята, красиво ли поступает тот, кто бросает на тротуар мусор? (ответы детей).
Воспитатель : Конечно же, он поступает некрасиво. А как вы думаете, почему нельзя мусорить ни дома, ни на улице, ни в других общественных местах? (ответы детей).
Провинившийся ребёнок подбирает мусор, извиняется и выбрасывает его в мусорную корзину, стоящую около автобусной остановки.
Воспитатель : Вот теперь ты поступил правильно. Во всех общественных местах есть специальные мусорные корзины, и давайте с вами впредь мусор выбрасывать только в них. Тогда наши города будут всегда чистыми.
Один из детей занимает место водителя
Воспитатель : Пришёл водитель нашего автобуса, и мы с вами сейчас поедем.
Дети садятся на стульчики. Ребёнок, с которым заранее договорились, начинает вертеться на стуле, очень громко разговаривать. Прыгать с места на места, тол-каться.
Воспитатель : Дети обратите внимание на то, как ведёт себя один из пассажиров. Он очень громко разговаривает, оттолкнул соседа от окна, залез на сидение с ногами и всех перепачкал.
Можно ли так себя вести в общественном месте?
Дети: Нет. Так нельзя.
Воспитатель : Я надеюсь, что вы усвоили правила поведения в общественном транспорте. Наш автобус отправляется, следующая остановка ‘’Поликлиника’’.
Звучит в грамзаписи песня В. Шаинского на слова М. Пляцковского ‘’ Улыбка’’
На остановке ‘’Поликлиника’’ в автобус входит ребёнок, одетый в костюм бабушки.
Воспитатель : Ребята, обратите внимание, в автобус зашёл пожилой человек. Как должен поступить воспитанный пассажир?
Дети уступают место ‘’бабушки’’.
Воспитатель : Осторожно! Двери закрываются. Следующая остановка ‘’Магазин Детский мир’’.
На этой остановке заходит девочка с куклой на руках.
Воспитатель : Ребята, а сейчас в автобус вошла’’ мама с дочкой’’. Как вы должны поступить?
Дети уступают место ‘’маме с дочкой’’.
Воспитатель : Дети, а следующая остановка’’ детский сад’’.
Воспитатель : Я думаю, что после нашего путешествия вы стали более воспитан-ными, культурными и взрослым никогда не придется за вас краснеть.
Досуг ‘’Встреча с доктором Айболитом’’.
Цель. Закреплять знания детей об уходе за глазами, ушами, зубами.
Ход занятия.
Занятие проводиться со всей группой.
Педагог сообщает, что почтальон принёс необычную посылку, и рассматривает вместе с детьми. Предлагаю открыть её. В посылке находиться план- схема здания детского сада, на которой отмечен маршрут. Здесь же лежит приглашение к доктору Айболиту. Дается задание: следуя по указанному маршруту, найти доктора Айболита. Дети вместе с педагогом отправляются в путь и с помощью плана приходят в кабинет медицинской сестры, где их встречает доктор Айболит (воспитатель).
Доктор Айболит. Здравствуйте дети! Я рад, что вы справились с заданием, и хочу пригласить вас в загадочную страну.
Дети, следуя за Айболитом, входят в спортивный зал.
Доктор Айболит. Мы пришли в страну, в которой три города. Сначала отправимся в первый. (Подводит детей к декорации, где изображён дом ввиде глаза, а за шторой на окне зрачок.) Отгадайте загадку и узнайте, в какой город мы пришли. ‘’Два братца через дорожку живут, а друг друга не видят’’. Верно, это глаза, и город называется Глазоград. Как вы думаете. Кто из животных самый зоркий? (Орёл, сова). Зачем нужны глаза человеку? ( Ответ детей: помогают видеть. Различать и узнавать предметы, их цвет, форму.) Посмотрите друг другу в глаза. Какого они цвета? (Голубые, серые, карие, зелёные).
Доктор Айболит (открывает штору в домике; дети видят изображения глаз, различных по цвету, форме, расположению, рассматривают их; затем Айболит открывает ‘’веко’’ глаза - окошко. Что можно видеть, рассматривая глаз? Цветное колечко – радужная оболочка, или радужка. В центре глаза виден черный кружок. Он то - расширяется, то - сжимается. Это зрачок. Давайте понаблюдаем за зрачком. Посмотрите друг другу в глаза (выключаем на несколько секунд свет). Что произошло со зрачком в темноте? Он расширился. Глаза очень нежные, поэтому они нуждаются в защите. У каждого глаза есть стражи (веки, брови, ресницы). Они защищают их от пыли, ветра и пота. Есть ещё один страж. Он вам всем хорошо знаком – это слёзы. Они тоже защищают глаза от попадания в них соринок.
Глаза надо не только защищать, но и ухаживать за ними. По утрам и вечерам - умывать. Глаза, как и нам, надо заниматься физкультурой. Называется она’’ гимнастика для глаз’’. Давайте выполним её все вместе.
1-е упражнение.
Закрыть ладонями глаза, не нажимая на них, полностью, исключая доступ света (1-2 минуты). Открыть глаза.
2-е упражнение.
Закрыть глаза. Массировать надбровные дуги легкими круговыми движениями указательных пальцев от носа к виску(2 -3 раза).
3-е упражнение.
Закрыть глаза. Медленно переводить глазные яблоки в крайнее левое, затем - в крайнее правое положение (5-6 раз).
4-е упражнение.
Открыть глаза и посмотреть на цветок, нарисованный на стекле, затем перевести взгляд на вид из окна (5-6 раз).
Доктор Айболит. Эту гимнастику нужно повторять каждый день. А теперь пришло время отправиться в другой город. Но путь к нему сложен и требует сноровки.
Дети преодолевают несколько раз полосу препятствий:
- ходьба по наклонной доске;
-лазанье по гимнастической стенке;
-подрезания под воротца, дуги;
- ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки и др.
Доктор Айболит. Наконец, мы пришли в город под названием Ухоград. О чём мы поведём беседу? Верно, об ушах. Органы слуха есть у животных и человека. Животных слух помогает поймать добычу, найти друг друга. А зачем нужны уши? Попробуйте закрыть уши руками. Что произошло? Плохо слышны звуки. Стало труднее общаться нам с вами. Как же надо ухаживать за ушами (чистить их раз в 3-4 дня). Давайте посмотрим, все ли дети в нашей группе хорошо слышат.
Проводится игра ‘’ Не попадись лисе’’.
Цель. Проверить слух, упражнять в ходьбе на носках, врассыпную.
Ход игры. Лиса с закрытыми глазами должна услышать и поймать зайцев, которые решили пробраться к ней в огород. Зайцы должны как можно тиши пройти мимо лисы, чтобы она не услышала их.
Доктор Айболит. За огородом лисы находится последний огород - Зубоград. Правильно мы поговорим сейчас о зубах. Что помогает нам переваривать пищу? Пища во рту смачивается слюной и измельчается зубами. Первые зубы- молочные. К10 годам молочные зубы выпадают, а на их месте вырастают постоянные. Как вы думаете, у кого болят зубы?