Мария Денисова
Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам у детей среднеднего дошкольного возраста средствами подвижных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Денисова М. К.
МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №9», г. Саранск.
В настоящее время современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» [18]. В числе основных задач ФГОС определяет: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Возрастает роль и значение поликультурного воспитания детей дошкольного возраста. В условиях модернизации российского образования дошкольное воспитание как фундамент педагогической системы предполагает развитие у воспитанников общей культуры личности. В «Законе об образовании» (последняя редакция 2011 г.) [4] отмечается, что содержание образования «должно обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества». Воспитание у детей среднего дошкольного возраста доброжелательного отношения к сверстникам позволяет развить у них познавательный интерес к личности человека, человечность, нравственные нормы поведения, принятые в обществе.
Публикация «Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам у детей среднеднего дошкольного возраста средствами подвижных игр» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Подвижные игры для детей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2021
Одним из направлений духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста является формирование доброжелательных взаимоотношений к сверстникам. Применительно к детям среднего дошкольного возраста, правильнее говорить о воспитании таких взаимоотношений, которые характеризуются взаимопомощью, отзывчивостью, дружбой, ответственностью, добротой, инициативой. Условием для воспитания таких взаимоотношений является общение детей друг с другом. Через общение ребенок познает социальный мир, осваивает и присваивает социальный опыт, получает информацию и приобретает практику взаимодействия, сопереживания, взаимовлияния. Предпосылкой возникновения общения является направленность ребенка на сверстника, интерес к нему. Положительные взаимоотношения у детей среднего дошкольного возраста будут формироваться эффективнее, если организовать развивающую среду для совместной деятельности с включением подвижных игр.
Вопросами воспитания доброжелательных взаимоотношений в детском сообществе в отечественной дошкольной педагогике занимались Р С. Буре [2], С. В. Кахнович [5; 6; 7; 8; 9; 10; 11], Я. Л. Коломинский [13], Е. О. Смирнова [16] и др.
Агрессивность детей, их безнравственное отношение к сверстникам порой является неразрешимой проблемой для педагогов, работающих с детьми, начиная уже с воспитания в дошкольных образовательных организациях, что обеспечивает актуальность в разработке форм и методов воспитания доброжелательного отношения к сверстникам у детей среднего дошкольного возраста на первой ступени образования.
В условиях нашего поликультурного региона становиться актуальным вопрос воспитания детей в духе толерантности к представителям и носителям народной культуры.
Толерантность (от лат. яз. Tolerantia– терпение) [14] представляется нам как интегративное качество личности. Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам у детей среднего дошкольного возраста является основой для формирования культуры межличностных отношений. Культура межличностных отношений включает, прежде всего, аксиологические аспекты. Ребенок визуально воспринимает достижения культуры мастеров народных промыслов (одежда, кухня и др.) и произведения декоративно-прикладного искусства (игрушки, украшения и др., при этом у него формируется эмоциональный отклик. Знаниевый или когнитивный аспект возникает в процессе получения информации об историческом происхождении ремесла, о технике выполнения, биографии известных людей представителей того или иного этноса. И, наконец, деятельностный аспект возникает и проявляется в желании оценить и создать собственную творческую работу по мотивам увиденных произведений народного искусства.
Взаимосвязь воспитания доброжелательного отношения к сверстникам у детей среднего дошкольного возраста раскрывается на аксиологическом уровне. Формирование у ребенка ценностного отношения к личности другого человека, охватывает и его национальную, этническую и конфессиональную принадлежность.
Содержание поликультурного воспитания может быть рассмотрено как составной элемент формирования мировоззрения человека, как совокупность методов формирования толерантной позиции при взаимодействии с представителями разных культур, а также как способы и формы патриотического воспитания с помощью доступных детскому пониманию средств материальной (кухня, одежда, игрушки и др.)и духовной (сказки, игры, развлечения и др.) культуры общества.
В данной социальной действительности нашего региона положительные чувства воспитывают у детей к культуре титульной национальности (культура Мордовии). В нашем исследовании в парадигме эстетического воспитания детей дошкольного возраста [6; 9] рассматривается знакомство с творчеством всемирно известных скульптора Степана Дмитриевича Эрьзи и живописца Федота Васильевича Сычкова. Между тем, раскрывается и культура русского народа в единстве с мордовским.
Содержание поликультурного воспитания включает в себя различные разработки, программы, монографии с направленностью на развитие у детей дошкольного возраста общей культуры личности и толерантного отношения к представителям различных этносов.
В содержание поликультурного воспитания мы выделяем три аспекта, прежде всего, это обучение детей дошкольного возраста, как навыкам взаимодействия, так и традициям разных народов – знаниевый или когнитивный. Второй аспект общее социокультурное, гражданственное и патриотическое воспитание. И, наконец, третий аспект – это нравственное развитие ребенка необходимое для его личностного становления.
Поэтому поликультурное воспитание может быть рассмотрено как сложная совокупность когнитивного восприятия ребенком другой личности, с ее этническими и конфессиональными особенностями с обязательными элементами оценивания и присваивания ценностного отношения, которое проявляется в гражданственных и патриотических качествах. Патриотические качества личности неотделимы от нравственных, выражающиеся особенно отчетливо в межличностных отношениях со сверстниками. Социокультурное развитие детей дошкольного возраста проявляется в основах социальной компетентности и закладывает фундамент для формирования культурно-толерантного мировоззрения.
Необходимость поликультурного воспитания детей возникла после второй мировой войны. В это время только что созданные ЮНЕСКО и ООН взяли ориентир на новую культурную и образовательную политику, опирающуюся на прогрессивные общечеловеческие идеи поддержания личностного и конфессионального достоинства человека, наиболее ярко представленные в Декларации прав. Обозначенные позиции распространились и на образование. Возникает необходимость гуманизации условий воспитания, их демократизация, идея равности представителей всех национальностей в получении качественной медицинской и образовательной помощи, уважение всех людей, проживающих в новом послевоенном мире и осуждение политики тоталитаризма. Что проявлялось в процессах совершенствования системы образования и воспитания, улучшения условий жизни детей, заботе о здоровье людей, но, в особенности маленьких граждан свободного мира, борьбе с тоталитаризмом, расизмом, геноцидом в обществе и мракобесием в области медицины, в поддержке культурного разнообразия и поощрении развития национальных меньшинств в области социальной политики.
В современных философских, этнографических, культурологических и психолого-педагогических исследованиях (Ю. В. Бромлея [1], А. Н. Джуринского [3], Г. М. Коджаспировой [12] и др.) переосмысливается трактовка и переоценивается значение понятий «межкультурное», «социокультурное», «поликультурное», «интернациональное», «национальное», «взаимодействие национального и общечеловеческого начала в человеке». Например, межкультурное воспитание может быть рассмотрено в аспектах экономического, гражданственного, правового и эстетического воспитания, как ознакомление детей с наследием человечества в различных областях культуры. Социокультурное воспитание связывается с понятием «социализация», с этикой и эстетикой вхождения ребенка в общество. Поликультурное воспитание отмечает аксиологическую значимость конфессиональной принадлежности человека. Сегодня интернациональное (межнациональное) воспитание трактуется как расширение национального до осознания своей общности с многочисленными нациями. Национальное воспитание рассматривается как необходимый элемент интернационального, как проблема фактора идентификации человека не только с собственным народом, но и с другими этносами.
А. Н. Джуринский [3] рассматривает поликультурное воспитание как альтернативу интернациональному социалистическому воспитанию, формирование личности вне национальной культуры при условии единства и идеологической интеграции общества. При этом поликультурное воспитание делает акцент на взаимосвязи культур, одна из которых доминирует.
Г. М. Коджаспирова [12] исходит из понимания, что поликультурное образование по своей сущности близко межнациональному воспитанию и предусматривает межличностное взаимодействие, противостоит национализму и расизму. Оно направлено на освоение культурно-образовательных ценностей, на взаимодействие различных культур в ситуации плюралистической культурной адаптации к иным культурным ценностям. Она предполагает, прежде всего, формирование культурно-толерантной личности с «высоким уровнем общей культуры».
Ряд авторов (Л. Л. Супрунова [17], Ю. С. Свиридченко [17] и др.) отожествляют поликультурное воспитание с формированием личности человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде. В идеале такой человек обладает развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий, связывает готовность воспринимать другую культуру, другой образ жизни с проявлениями толерантности. Ведь только взаимная терпимость людей разных национальностей может противостоять ненависти.
Анализ философской, этнографической, культурологической, психолого-педагогической литературы позволяет нам сделать вывод, что все выше представленные определения поликультурного воспитания могут претендовать на полноту раскрытия его сущности.
Развивающий потенциал подвижных игр для детей дошкольного возраста заключается в необходимости играющим договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам отмечали Р. С. Буре [2], С. В. Кахнович [10; 11], Т. А. Семенова [15], Е. О. Смирнова [16] и др.
Рассмотрение данной проблемы позволит более полно понять процесс формирования межличностных взаимоотношений в дошкольном возрасте.
При организации процесса воспитания доброжелательного отношения к сверстникам у детей среднего дошкольного возраста необходимо создание эмоционально-положительного климата в группе и моделирование педагогом ситуаций, которые позволяют детям проявлять добрые чувства к окружающим, включение детей в коллективную деятельность. При этом следует учитывать, что объяснения, как нужно себя вести, положительные примеры, наказания за неправильное отношение к сверстникам оказываются малоэффективными в данном возрасте, воспитание доброжелательности должно осуществляться через организацию собственного опыта ребенка.
Проблему формирования детских взаимоотношений невозможно решить вне организации совместной детской деятельности дошкольников.
С целью исследования опыта доброжелательного отношения к сверстникам у детей среднего дошкольного возраста было проведено исследование на базе МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 9» г. о. Саранск. В эксперименте приняли участие 26 детей 4-х – 5-ти лет.
В ходе эксперимента были использованы следующие методики диагностики: «Два домика» (вариант Я. Л. Коломинского) [13], «Рассказ о друге» (вариант Е. О. Смирновой) [16], беседа с неоконченными ответами «Как бы ты поступил, если бы…».
Для проверки достоверности наличия различий между группами до и после обучающего эксперимента использовался t-критерий Стьюдента для экспериментальных выборок.
В ходе организации констатирующего этапа эксперимента у детей среднего дошкольного возраста преимущественно отмечено избирательное отношение к сверстникам, трудности в определении положительных качеств, умений и поступков у сверстников, оказание помощи сверстнику только в случае, если об этом его просит взрослый.
В решении коррекционно-развивающих задач по формированию позитивных межличностных отношений к сверстникам у детей среднего дошкольного возраста нами были выбраны подвижные игры. Они помогают закрепить знания и умения доброжелательного общения, воспитывают «культуру межличностных отношений дошкольников» (термин С. В. Кахнович [5; 7; 8; 10; 11], помогают сформировать у детей навыки совместной деятельности, умение распознавать эмоции других людей и владеть своими чувствами, сопереживать.
По результатам контрольного этапа исследования для детей среднего дошкольного возраста было характерно : позитивное отношение к сверстникам, их принятие, расположение, способность видеть и ценить в сверстниках различные позитивные качества, умения и поступки, готовность и проявление опыта дружелюбия по отношению к сверстникам. Отмечены выявленные достоверные различия между дошкольниками до и после обучающего эксперимента по выделенным критериям: эмоциональный компонент (при p 0,01, когнитивный компонент (при p 0,01, поведенческий компонент (при p 0,01) и по общему уровню развития доброжелательных отношений со сверстниками (при p 0,01).
Полученные результаты свидетельствуют об эффективности применения подвижных игр в формировании опыта доброжелательного отношения к сверстникам у детей среднего дошкольного возраста.
Межличностная сфера ребенка проявляется через его поведение, общение, коммуникативные способности, межличностные отношения, которые зависят от внешней стороны личности или эмоционального отношения к другим людям, а также от внутреннего мира ребенка: его эмоций, чувств, потребностей, мотивов, привычек, интеллекта, задатков, способностей и направленности. Скрытой стороной личности является его отношение к окружающим людям, которое проявляется через эмоции, чувства, потребности и мотивы поведения, либо положительные, либо отрицательные. Поэтому коррекция межличностной сферы ребенка должна охватывать как внешние стороны личности ребенка, так и его внутренний мир, который в большей степени подлежит не изменению, а изучению. Воспитание у детей среднего дошкольного возраста доброжелательного отношения к сверстникам средствами подвижных игр в условиях поликультурного воспитания позволяет сделать акцент на ценностном отношении к личности другого человека с учетом его этнической и конфессиональной принадлежности.
Список использованных источников
1. Бромлей, Ю. В. История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропосоциогенеза / Ю. В. Бромлей. М. : Наука, 1983. 432 с. тропосоциогенеза / Ю. В. Бромлей. М. : Наука, 1983. 432 с.
2. Буре, Р. С. Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников : учеб. пособие / Р. С. Буре. М. : Просвещение, 2009. 141 с
3. Джуринский, А. Н. История педагогики : учебное пособие / А. Н. Джуринский. – М. :Владосс, 2000. – 432 с.
4. Закон об образовании [Электронный ресурс] – Режим доступа: 1sentyabrya.ru› [18.04.2016].
5. Кахнович С. В. Формирование основ культуры межличностных отношений у детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительному искусству / С. В. Кахнович. – Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2013. – 236 с.
6. Кахнович С. В. Социокультурный подход к эстетическому воспитанию дошкольников на материале ознакомления с творчеством Ф. В. Сычкова / С. В. Кахнович // Начальная школа плюс До и После. 2013. № 12. – С. 68 – 71.
7. Кахнович, С. В. Основные интерактивные принципы педагогической технологии формирования культуры межличностных отношений у дошкольников в художественно-творческой деятельности / С. В. Кахнович // Гуманитарные науки и образование. – 2012. –№ 4 (12). С. 26 29.
8. Кахнович, С. В. Подготовка будущих педагогов к формированию у дошкольников основ культуры межличностных отношений / С. В. Кахнович // Начальная школа плюс До и После. 2011. № 6. С. 69 73.
9. Кахнович С. В. О том, как мы знакомим детей с творчеством мордовского скульптора С. Д. Эрьзи (для работы со старшими дошкольниками) / С. В. Кахнович // Дошкольное воспитание. 2011. № 6. – С. 80 – 87.
10. Кахнович С. В. Сотрудничество и общение дошкольников в изобразительной деятельности / С. В. Кахнович // Начальная школа плюс До и После. 2010. № 7. С. 79 83.
11. Кахнович С. В. Сотрудничество и общение дошкольников в изобразительной деятельности / С. В. Кахнович // Начальная школа плюс До и После. 2010. № 8. С. 88 91.
12. Коджаспирова, Г. М. Поликультурная подготовка учителя начальных классов / Г. М. Кождаспирова // Образование и воспитание младших школьников в условиях поликультурного региона / Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Образование и воспитание младших школьников в условиях поликультурного региона» 22-23 сентября 2011г. : [материалы] // редкол. И. Г. Рябова (отв. ред.) [и др. ]; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2012. – С. 4 – 7.
13. Коломинский, Я. Л. Учителю о психологии детей : книга для учителя / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько. – М. : Просвещение, 2000. – 190 с.