lusine
Консультация для воспитателей «Воспитание целеустремленности у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 8»
Воспитание целеустремленности у детей дошкольного возраста
Подготовила:
Музыкальный руководитель
Маргарян Л. В.
Что такое целеустремленность? Это иметь ясную и определенную цель, стремиться к ее достижению.
Известный американский изобретатель Томас Эдисон считал, что секрет гения – это работа, настойчивость в достижении цели и здравый смысл.
Публикация «Консультация для воспитателей „Воспитание целеустремленности у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Если у человека есть цель, то действия по ее достижению сопровождаются эмоциями радости, приятного напряжения и даже приятной усталости.
Как воспитать целеустремленность? Для ответа на этот вопрос следует понять структуру целеустремленности, выяснить, из каких действий и умений она складывается.
Говоря о воспитании целеустремленности у детей, следует учесть возрастные особенности дошкольников, чтобы определить, какие элементы целеустремленности могут быть заложены на соответствующем возрастном этапе.
Целеустремленными не рождаются, ими становятся, но не вдруг, а постепенно.
В воспитании целеустремленности у дошкольников можно выделить два этапа. Первый под названием «фундамент целеустремленности» соответствует возрасту старшей группы детского сада, а второй – «детская целеустремленность» - возрасту подготовительной группы.
В соответствии с возрастными особенностями детей старшей группы формируется содержание данного этапа, предполагающее знакомство дошкольников на примере литературных произведений с целеустремленностью как характеристикой человека. На доступном примере (сказке, истории) дети рассматривают ситуацию, в которой персонаж ставит себе цель и добивается ее в течение определенного периода времени, преодолевая трудности и препятствия.
Важно акцентировать внимание на поиске персонажами путей, способов достижения цели. Поскольку для целеустремленности актуально не только «Что я хочу достигнуть?», но и «как я могу это сделать?», то, беседуя с ребенком о сюжете истории, необходимо задать вопрос: «А что конкретный персонаж делал, чтобы достигнуть цели?».
Большое значение имеет гордость своими достижениями. Эмоции – важный стимул любого развития. После рассказа воспитанника о своем достижении следует спросить у него: «Этим можно гордиться?», чтобы ребенок прочувствовал эмоции сильнее. При этом независимо от его ответа педагог должен подтвердить, что, несомненно, этим достижением можно гордиться.
В ходе работы с детьми подготовительной группы необходимо активизировать в словаре слово «цель» - то, что ребенок хочет достичь. так, беседуя, можно спросить, например - «Что бы ты хотел научиться делать в ближайшее время?». Когда ребенок ответит «поднимать детские гантели», педагог поможет сформулировать цель: «Итак, твоя цель – научиться поднимать детские гантели». Когда ребенок что-то делает, следует периодически задавать вопросы типа: «Какая у тебя цель? Чего ты хочешь достичь, что сделать?».
Психологические исследования показали, что деятельность более точно и активно регулируется, если цель формулируется конкретно, а не общими словами.
Чем более конкретный образ желаемого сформируется у ребенка, тем понятнее ему будет «куда он идет» и к чему стремится. Поэтому, если дошкольник сказал, что хочет научиться поднимать гантели, необходимо задать ему вопросы, которые помогут ребенку представить свое желание более конкретно, например - «Сколько раз ты хочешь поднимать гантели?», «Как поднимать: от плеча вверх или с низу вверх?». Другими словами, педагог вопросами помогает дошкольнику представить конкретную цель. В этом и заключается искусство взрослого – задать нужный вопрос.
Важно, чтобы ребенок выбирал трудные, но достижимые цели, поскольку достижение трудного, высокого результата позволяет радоваться и гордиться собой, а легко достижимые цели не дают такого всплеска позитивных эмоций. Вместе с тем цель должна быть достижима для конкретного ребенка (исходя из его возможностей и особенностей, иначе ситуация станет для него стрессом.
Задача взрослого – зная возможности конкретного ребенка, помочь ему принять трудную, но достижимую цель. Это тоже можно сделать в процессе диалога с дошкольником, например - «Если сейчас мальчик Ваня поднимает гантели 7 раз. То насколько достижимо его желание научиться поднимать их 15 раз? Может быть, 12 достаточно?».
Деятельность по достижению цели будет более организованной, если ребенок осознает, к какому времени он хочет достичь цели.
Конечно, представления дошкольника о времени еще недостаточны, поэтому разговор о нем – искусство взрослого: можно воспользоваться известным ориентиром, например, к лету, к приезду брата. При этом можно высказать собственное мнение, например - «Я думаю, тебе потребуется целых четыре недели». Итак, можно спросить ребенка: «А за какое время (за сколько дней или недель) ты хочешь достичь своей цели – научиться поднимать гантели 12 раз?».
Цель больше вдохновляет, если она важна и значима, поэтому нужно обязательно порадоваться за ребенка и похвалить его за желание учиться и чего-либо достичь.
Не менее важно напоминать ребенку о его прошлых достижениях. Например, «Вспомни, как долго тебе пришлось учиться хорошо ездить на велосипеде, но ты научился!». Это поможет дошкольнику поддерживать веру в себя, свои силы в случае трудностей, неудач, когда нужно долго чему-нибудь учиться.
Воспитание целеустремленности, как и воспитание в целом, должно проходить при активном участии членов семьи дошкольника. Взаимодействие педагогов ДОУ и родителей имеет особое значение для сопровождения ребенка в достижении им поставленной цели. Совместное обсуждение, интерес и поддержка позволяют дошкольнику получить позитивный опыт успешного целеполагания и целедостижения, осознать его и гордиться этим.