Мария Торбеева
Воркшоп «Третий воспитатель»
▼ Скачать + Заказать документы
Воркшоп: Третий воспитатель
Из справочника: Образовательная среда – это совокупность условий, организуемых администрацией образовательного учреждения, всем педагогическим коллективом при обязательном участии самих воспитанников и их родителей с целью создания оптимальных условий для всестороннего развития личности детей и педагогов.
Современная образовательная среда может играть роль «третьего воспитателя» (после родителей и педагогов, позволяя значительно улучшать образовательные результаты. А развитие лучших практик в этом направлении возможно только при наличии большого количества участников в общей дискуссии.
Публикация «Воркшоп „Третий воспитатель“» размещена в разделах
Классическая система, по которой обучались все работающие на данный момент, построена на изучении теории, фундаментальных наук. Практики, которая имеет прикладное значение, внутри учебного процесса или очень мало, или её вообще нет. Когда мы были учащимся, нам приходилось выполнять задания самостоятельно и, как правило, не взаимодействуя с другими студентами. В реальной жизни результат практически в любом деле зависит от работы в команде. Даже внутри семьи очень много зависит от взаимопонимания супругов, родственников, их коллективных действий. В русском языке есть поговорка: «Один в поле не воин». Именно по этой причине мы настаиваем на Взаимодействии.
Эксперты выделяют основные компоненты современной образовательной среды:
- физическое пространство (отсутствие спортивного зала может компенсировать оборудованная площадка на улице, трансформированная среда спального помещения, включение спортивного инвентаря в музыкальный зал, увеличение числа спортивных мероприятий развлекательного характера)
- взаимодействие участников (родительские встречи проходят в неформальной обстановке: лес, парк, набережная и т. д., онлайн педсоветы, охват наиболее популярных мессенжеров: WhatsApp, Viber, Facebook Messenger, Skype, ведение YouTube – канала педагогами, Почтовый ящик, мастер-классы и КОПы от родителей)
- цифровая среда (организация ресурсных групп как формы организации цифровой образовательной среды: мультстудия, интерактивная доска, интерактивные столы, ноутбуки и экраны, мультимедийные проекторы, доступ в Интернет)
- структура образовательной программы.
Современная образовательная среда объединяет все элементы системы образования и позволяет комбинировать различные механизмы и инструменты процесса обучения.
Критерии образовательной среды: трансформируемость, полифункциональность, осмысленность, системность, доступность, открытость, мобильность и пр. А среди основных характеристик – архитектура здания (не только для групповых помещений, предметно-пространственную организация, цифровые технологии, оборудование, методическая оснащенность, подготовка педагогов и социокультурные ресурсы района, города. Среди барьеров – нормативные положения, консерватизм и закрытость участников сообщества.
Образовательная среда также обладает большой мерой сложности, поскольку имеет несколько уровней - от федерального, регионального до образовательной среды конкретного образовательного учреждения и группы. Образовательная среда также создается индивидом, поскольку каждый развивается сообразно своим индивидуальным особенностям и создает свое собственное пространство вхождения в историю и культуру, свое видение ценностей и приоритетов познания. А поскольку всякое знание личностно, поскольку образовательная среда каждого есть, в конечном счете, особое, личностное пространство познания и развития, то каждый участник вносит свой индивидуальный вклад в развитие среды.
Вклад от педагогов: бренд группы, дополнительное образование, краткосрочные практики, менторство, мастер-классы, педагогические гостиные и т. д.
Вклад от воспитанников: выставки достижений, детские портфолио, детско-родительские проекты, конкурсы, фестивали и т. д.
Родительский вклад: мини-музеи, выставки семейных коллекций, фоторепортажи, мастерские, семейные презентации и т. д.
Задача педагогов организовать образовательное пространство для полного обеспечения познавательной, физической, творческой и игровой активности ребенка:
Интерактивная доска
Интерактивные столы
Информационно-образовательные технологии (фильмы, слайды, презентации)
Цифровые технологии (фото и видео камеры, телефоны)
Спортивные площадки
Настенные и напольные раскраски, прозрачные мольберты, полифункциональные ширмы
Наборы для опытов и экспериментирования
Бизиборды, настенные панно
Игровые наборы
Образование стоит на пороге перемен. Не бойтесь эксперементировать, вносите в среду "личные" увлечения и достижения, собирайте единомышленников, сделайте свою образовательную среду уникальной и у вас, обязательно, все получится!