МААМ-картинки

Конспект занятия «Волшебное слово «вода»

Маргарита Щербакова
Конспект занятия «Волшебное слово «вода»
▼ Скачать + Заказать документы

НОД

Подготовительная к школе группа

ТЕМА: Волшебное слово «вода»

ЦЕЛЬ: Развивать логическое мышление, познавательные способности детей, умение высказывать аргументированные суждения. Учить понимать и объяснять смысл фразеологических оборотов, употреблять их в речи. Расширять представления о взаимосвязи природы и человека.

МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: Предметные картинки. Перья куриные и гусиные, ёмкости с водой, стакан, пипетка, растительное масло, салфетки.

Публикация «Конспект занятия „Волшебное слово „вода“» размещена в разделах

Ход НОД:

ПЕДАГОГ: Некоторые слова люди употребляют особенно часто. Это названия предметов и явлений, с которыми они сталкиваются ежедневно. Послушайте весёлую песенку и скажите, о каком слове пойдёт речь.

(Звучит аудиозапись песни о воде из кинофильма «Волга-Волга» муз. И. Дунаевского, слова В. Лебедева-Кумача)

ПЕДАГОГ: Может ли человек жить без воды?

Какой бывает вода?

Как люди используют воду?

(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

Иногда словом «вода» оценивают поступки и поведение людей.

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ:

Бывает частенько, что слово – одно,

Но служит по - разному людям оно.

Примеры тут можно найти без труда.

Возьмём хоть короткое слово «вода».

Вот был я мальчишкой, да детство ушло.

С тех пор уже много воды утекло.

Случалось, что в школе я правил не знал.

Молчал я, как будто воды в рот набрал.

Зато болтуну мы ответить не прочь

- Не хватит ли воду как в ступе толочь!

- Довольно лить воду? Ты дело давай!

О смелом мы вправе сказать наперё д:

- Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!

А гуси и утки – сухие всегда.

Заметили люди : как с гуся вода!

Лентяй отдыхает, а время идёт,

Под камень лежачий вода не течёт.

Лгунишка нам врёт, не поймёшь для чего, -

На чистую воду выводят его.

Работать впустую? Что скажут потом?

Не дело, мол, воду носить решетом.

Стихи я пишу, не жалея труда.

Чтоб вы не сказали: «В стихах – то – вода

(В. Суслов)

ПЕДАГОГ: Какие необычные выражения со словом «вода» автор использовал в стихотворении?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

ПЕДАГОГ: Как вы думаете, почему люди говорят «как с гуся вода»?

ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ

ПЕДАГОГ: Попробуем убедиться в правильности этого выражения, докажем. Что гусь всегда выходит сухим из воды.

ПРОВОДИТСЯ ОПЫТ. (Дети рассматривают перья, смачивают их водой и наблюдают, что гусиные перья в отличие от куриных не намокают. Затем пипеткой наносят на салфетку растительное масло, опускают в воду сухую и промасленную салфетки и видят, что с салфетки, покрытой маслом, вода стекает.

Педагог делает вывод: гусиные перья не намокают потому, что они покрыты жиром.

ПЕДАГОГ: У водоплавающих птиц рядом с хвостом есть специальная железа, из которой выделяется жир. Гуси клювом втирают его в перья. Пропитанные жиром перья не намокают. И благодаря этому птицы не тонут.

Как вы думаете, можно опустить стакан с лежащей в нём салфеткой в воду так, чтобы салфетка осталась сухой?

ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ

А я могу сделать так, что салфетка останется сухой, даже если она не пропитается жиром.

ПРОВОДИТСЯ ОПЫТ. (Педагог переворачивает стакан с салфеткой вверх дном, осторожно, не наклоняя, погружает его в воду до самого дна ёмкости, затем вынимает из воды. Дети убеждаются в том, что салфетка осталась сухой.)

ПЕДАГОГ: Почему салфетка не намокла?

ДЕТИ: В стакане был воздух.

ПЕДАГОГ: Что произойдёт, если наклонить стакан?

ДЕТИ: Вода нальётся в стакан, вытеснит воздух, и салфетка намокнет.

ПЕДАГОГ: Какие ещё необычные выражения со словом «вода» вы знаете?

Объясните их смысл.

(Выставить на мольберт картинки с изображением стакана, ложки, мельницы, огня, хлеба, воды, травы, рыбы, глаза, водовоза, решета, камня. Дети, рассматривая их, вспоминают фразеологические обороты и пытаются объяснить их смысл. При затруднении педагог помогает.)

Фразеологические обороты речи со словом «вода» :

Мутить воду – специально запутывать дело, вносить раздор в отношения.

Много воды утекло – много времени прошло, много перемен произошло.

Водой не разольёшь – очень дружны, неразлучны, всегда вместе.

Как в воду глядел – как будто знал заранее.

Идти в огонь и воду – не раздумывая пойти на самоотверженный поступок.

Возить воду – взваливать на кого – либо тяжёлую непосильную работу.

Выводить на чистую воду – разоблачить тёмные дела.

Концы в воду – действовать так, чтобы не осталось никаких следов.

Как в воду опущенный – подавленный, угнетённый.

Носить воду решетом – делать что – либо впустую, без результата.

Сидеть на хлебе и воде – ограничивать себя в самом необходимом.

Толочь воду в ступе – заниматься чем – либо бесполезным.

Буря в стакане воды – спор, волнение из – за пустяков.

В ложке воды утопить – причинить большую неприятность кому – либо по незначительному поводу.

Как воды в рот набрал – хранить молчание, ничего не говорить.

Выходить сухим из воды – избегать наказания, оставаться безнаказанным.

Как две капли воды – очень похожи.

Тише воды, ниже травы – робкий, скромный, незаметный.

ПЕДАГОГ: Придумайте предложение о детском саде, группе или о своих друзьях. Используйте в нём любое выражение со словом «вода».

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ. ( Н: «Мы с Катей подруги – водой не разольёшь. В детском саду я себя чувствую как рыба в воде «)

ПЕДАГОГ: Молодцы! А теперь вспомним пословицы и поговорки, в которых употребляется слово «вода». Я буду говорить начало пословицы, а вы – её конец.

Не зная броду, … не суйся в воду.

Правда в огне не горит и … в воде не тонет.

Чистая вода - … для хвори беда.

Чтобы рыбку съесть, … надо в воду влезть.

Всё не беда, … коли есть хлеб да вода.

В этом доме и вода … что мёд.

Воду варить - … вода и будет.

Разлитую воду не соберёшь.

Поздно щуке на сковороде … вспоминать о воде.

Мы с тобой как рыба с водой.

ПЕДАГОГ: Вы уже знаете, что существуют родственные слова. Они происходят от одного слова и образуют группу слов. Давайте соберём семью слова «вода».

ДЕТИ : водный, водяной, водокачка, водопровод, водовоз, водопад, водоворот, водолаз, водоём, водолей, водопой, водоросли, водосток.

(При затруднении педагог показывает картинки с изображением предметов).

ПЕДАГОГ: Большая семья у слова «вода «.

РЕФЛЕКСИЯ. Наша беседа подошла к концу. Можно ли сказать, что мы лили воду или толкли воду в ступе?

ДЕТИ: Нет

ПЕДАГОГ: Почему?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

Публикации по теме:

Дидактические игры-головоломкиДидактические игры-головоломки Дидактические игры-головоломки. Данное пособие я изготовила к занятию по ФЭМП на развитие логического, мышления. Для детей старшего дошкольного.

Планирование мероприятий к празднику «День семьи, любви и верности» Мероприятия, посвящённые празднованию «ДНЯ СЕМЬИ, ЛЮБВИ И ВЕРНОСТИ» в МБДОУ «Александровский детский сад «Ягодка» Беседа: «День семьи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Волшебное слово «вода»
Опубликовано: 11 декабря 2014 в 14:40
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Волшебное слово «вода»» (включая файлы) размещена пользователем Маргарита Щербакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД