Маргарита Щербакова
Конспект занятия «Волшебное слово «вода»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД
Подготовительная к школе группа
ТЕМА: Волшебное слово «вода»
ЦЕЛЬ: Развивать логическое мышление, познавательные способности детей, умение высказывать аргументированные суждения. Учить понимать и объяснять смысл фразеологических оборотов, употреблять их в речи. Расширять представления о взаимосвязи природы и человека.
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: Предметные картинки. Перья куриные и гусиные, ёмкости с водой, стакан, пипетка, растительное масло, салфетки.
Публикация «Конспект занятия „Волшебное слово „вода“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Ход НОД:
ПЕДАГОГ: Некоторые слова люди употребляют особенно часто. Это названия предметов и явлений, с которыми они сталкиваются ежедневно. Послушайте весёлую песенку и скажите, о каком слове пойдёт речь.
(Звучит аудиозапись песни о воде из кинофильма «Волга-Волга» муз. И. Дунаевского, слова В. Лебедева-Кумача)
ПЕДАГОГ: Может ли человек жить без воды?
Какой бывает вода?
Как люди используют воду?
(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
Иногда словом «вода» оценивают поступки и поведение людей.
ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ:
Бывает частенько, что слово – одно,
Но служит по - разному людям оно.
Примеры тут можно найти без труда.
Возьмём хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство ушло.
С тех пор уже много воды утекло.
Случалось, что в школе я правил не знал.
Молчал я, как будто воды в рот набрал.
Зато болтуну мы ответить не прочь
- Не хватит ли воду как в ступе толочь!
- Довольно лить воду? Ты дело давай!
О смелом мы вправе сказать наперё д:
- Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!
А гуси и утки – сухие всегда.
Заметили люди : как с гуся вода!
Лентяй отдыхает, а время идёт,
Под камень лежачий вода не течёт.
Лгунишка нам врёт, не поймёшь для чего, -
На чистую воду выводят его.
Работать впустую? Что скажут потом?
Не дело, мол, воду носить решетом.
Стихи я пишу, не жалея труда.
Чтоб вы не сказали: «В стихах – то – вода!»
(В. Суслов)
ПЕДАГОГ: Какие необычные выражения со словом «вода» автор использовал в стихотворении?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
ПЕДАГОГ: Как вы думаете, почему люди говорят «как с гуся вода»?
ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ
ПЕДАГОГ: Попробуем убедиться в правильности этого выражения, докажем. Что гусь всегда выходит сухим из воды.
ПРОВОДИТСЯ ОПЫТ. (Дети рассматривают перья, смачивают их водой и наблюдают, что гусиные перья в отличие от куриных не намокают. Затем пипеткой наносят на салфетку растительное масло, опускают в воду сухую и промасленную салфетки и видят, что с салфетки, покрытой маслом, вода стекает.
Педагог делает вывод: гусиные перья не намокают потому, что они покрыты жиром.
ПЕДАГОГ: У водоплавающих птиц рядом с хвостом есть специальная железа, из которой выделяется жир. Гуси клювом втирают его в перья. Пропитанные жиром перья не намокают. И благодаря этому птицы не тонут.
Как вы думаете, можно опустить стакан с лежащей в нём салфеткой в воду так, чтобы салфетка осталась сухой?
ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ
А я могу сделать так, что салфетка останется сухой, даже если она не пропитается жиром.
ПРОВОДИТСЯ ОПЫТ. (Педагог переворачивает стакан с салфеткой вверх дном, осторожно, не наклоняя, погружает его в воду до самого дна ёмкости, затем вынимает из воды. Дети убеждаются в том, что салфетка осталась сухой.)
ПЕДАГОГ: Почему салфетка не намокла?
ДЕТИ: В стакане был воздух.
ПЕДАГОГ: Что произойдёт, если наклонить стакан?
ДЕТИ: Вода нальётся в стакан, вытеснит воздух, и салфетка намокнет.
ПЕДАГОГ: Какие ещё необычные выражения со словом «вода» вы знаете?
Объясните их смысл.
(Выставить на мольберт картинки с изображением стакана, ложки, мельницы, огня, хлеба, воды, травы, рыбы, глаза, водовоза, решета, камня. Дети, рассматривая их, вспоминают фразеологические обороты и пытаются объяснить их смысл. При затруднении педагог помогает.)
Фразеологические обороты речи со словом «вода» :
Мутить воду – специально запутывать дело, вносить раздор в отношения.
Много воды утекло – много времени прошло, много перемен произошло.
Водой не разольёшь – очень дружны, неразлучны, всегда вместе.
Как в воду глядел – как будто знал заранее.
Идти в огонь и воду – не раздумывая пойти на самоотверженный поступок.
Возить воду – взваливать на кого – либо тяжёлую непосильную работу.
Выводить на чистую воду – разоблачить тёмные дела.
Концы в воду – действовать так, чтобы не осталось никаких следов.
Как в воду опущенный – подавленный, угнетённый.
Носить воду решетом – делать что – либо впустую, без результата.
Сидеть на хлебе и воде – ограничивать себя в самом необходимом.
Толочь воду в ступе – заниматься чем – либо бесполезным.
Буря в стакане воды – спор, волнение из – за пустяков.
В ложке воды утопить – причинить большую неприятность кому – либо по незначительному поводу.
Как воды в рот набрал – хранить молчание, ничего не говорить.
Выходить сухим из воды – избегать наказания, оставаться безнаказанным.
Как две капли воды – очень похожи.
Тише воды, ниже травы – робкий, скромный, незаметный.
ПЕДАГОГ: Придумайте предложение о детском саде, группе или о своих друзьях. Используйте в нём любое выражение со словом «вода».
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ. ( Н: «Мы с Катей подруги – водой не разольёшь. В детском саду я себя чувствую как рыба в воде «)
ПЕДАГОГ: Молодцы! А теперь вспомним пословицы и поговорки, в которых употребляется слово «вода». Я буду говорить начало пословицы, а вы – её конец.
Не зная броду, … не суйся в воду.
Правда в огне не горит и … в воде не тонет.
Чистая вода - … для хвори беда.
Чтобы рыбку съесть, … надо в воду влезть.
Всё не беда, … коли есть хлеб да вода.
В этом доме и вода … что мёд.
Воду варить - … вода и будет.
Разлитую воду не соберёшь.
Поздно щуке на сковороде … вспоминать о воде.
Мы с тобой как рыба с водой.
ПЕДАГОГ: Вы уже знаете, что существуют родственные слова. Они происходят от одного слова и образуют группу слов. Давайте соберём семью слова «вода».
ДЕТИ : водный, водяной, водокачка, водопровод, водовоз, водопад, водоворот, водолаз, водоём, водолей, водопой, водоросли, водосток.
(При затруднении педагог показывает картинки с изображением предметов).
ПЕДАГОГ: Большая семья у слова «вода «.
РЕФЛЕКСИЯ. Наша беседа подошла к концу. Можно ли сказать, что мы лили воду или толкли воду в ступе?
ДЕТИ: Нет
ПЕДАГОГ: Почему?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.