МААМ-картинки

План-конспект занятия «Волшебное озеро Байкал» для детей старшей группы

Ирина Новоселова
План-конспект занятия «Волшебное озеро Байкал» для детей старшей группы

План- Конспект занятия «Волшебное озеро Байкал» для детей старшей группы

Воспитатель МБДОУ Детский сад №15 "Родничок" Новосёлова И. В.

Цель: расширять и пополнять знания детей о родном крае Сибири, озером Байкал с учетом регионального компонента. Продолжать знакомить детей с приемами работы на интерактивной доске.

Публикация «План-конспект занятия „Волшебное озеро Байкал“ для детей старшей группы» размещена в разделах

Образовательные задачи: Учить детей находить о. Байкал на карте Иркутской области. Продолжать знакомить детей с флорой и фауной Сибирского региона, с некоторыми видами рыб - эндемиков о. Байкала (омуль, бычки - подкаменщики, голомянка, рачки). Обогащать словарный запас детей, расширять кругозор.

Развивающие задачи: способствовать развитию психических процессов: мышление, память, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, развитие навыков работы на интерактивной доске.

Воспитательные задачи: Формировать экологическое мировоззрение детей, воспитывать желание беречь о. Байкал и его обитателей. Выражать любовь к о. Байкалу через народный эпос.

Предварительная работа:

Рассматривание на глобусе о. Байкал, чтение рассказов о Сибири, сказки Сибирских писателей, знакомство с животным и растительным миром Прибайкалья.

Оборудование: Интерактивная доска SMART BORD, ПО Noteebook 11, ПК, презентация «Волшебное озеро Байкал», иллюстрированные картинки животного мира, карточки с контурами озер, карточки с животными, фломастер голубого цвета, цветные фишки на каждого ребенка, аудио запись «Звуки природы», видеоролик «Иркутский нерпинарий».

Ход занятия:

Организационный момент.

-Сегодня мы продолжаем разговор о нашем родном крае. Вспомните, как называется край, в котором мы живём? (Сибирь). Как называют людей, которые живут в Сибири? (Сибиряки). А какие сибиряки? (Сильные, смелые, не боятся морозов, дружные)

Мне сегодня пришло необычное видео письмо, от одного мальчика. Этот мальчик появился из сосновой шишки. Сосна росла в Сибирской тайге. Шишка выросла и превратилась в мальчика, давайте вместе с вами мы посмотрим это письмо и с ним познакомимся.

На экране картинка с изображением Сибирячка, включается запись голоса. Он рассказывает о себе и загадывает загадку

Есть в Сибири озеро большое,

В нём вода прозрачна и чиста.

Называем озеро мы - море,

Им гордится вся наша страна.

-О каком озере говорится в загадке? (о. Байкале)

-Как вы догадались, что это о. Байкал? (Самое большое, вода в нём прозрачная, чистая, пресная)

А теперь закройте глаза и внимательно послушайте, что же вы услышали? Релаксация с прослушиванием аудиозаписи «Звуки природы», на экране вид о. Байкал с чайками.

Дети рассказывают, то, что они услышали: (шум воды, прибоя, крики чаек)

На экране появляется слайд с картой Иркутской области

- Байкал – это Гордость Иркутской области, очень большое озеро с пресной водой, такое большое, что его сравнивают с морем. Но в море вода солёная, а в Байкале пресная, т. е. не солёная, очень чистая и вкусная, её можно пить.

(дети рассматривают на экране карту) какую форму имеет Байкал

(полумесяц)

-А давайте посмотрим, как выглядит наше озеро Байкал высоко из космоса

На экране слайд с изображением озера Байкал из космоса

В озеро Байкал впадает 336 постоянных рек и ручьев, а вытекает одна речка Ангара, а сейчас я вам расскажу одну легенду:

На экране слайды: легенда об Ангаре.

-Вы запомнили, как выглядит Байкал на карте?

-Сейчас мы это проверим, вам нужно будет найти форму озера Байкал, среди других озер и закрасить его в голубой цвет

На экране силуэты озер, ребенок находит силуэт Байкала и раскрашивает его в голубой цвет

- Ребята, возьмите карточку с номером один, и выполните задание. Дети выполняют на местах.

-Молодцы! Вы все справились с заданием.

На экране изображение Сибирячка, включается голос:

Сибирячек: - Ребята, вы много уже знаете о Байкале, его обитателях, а хотите узнать о Байкале больше. - Давайте с вами совершим путешествие по Байкалу, на чём можно путешествовать?

(на лодке, катере, корабле) мы с вами отправимся на теплоходе «Ангара».

- Ребята, а давайте построим свой теплоход.

Дети строятся, изображая «теплоход»

На экране картинка теплоход на озере, включается запись «песня: На теплоходе музыка играет»

Динамическая пауза: дети двигаются под музыку.

- Ну что, команда, к плаванью готова?

- Отправляемся в путешествие по о. Байкал

На экране картинка байкальского заповедника с изображением Сибирячка. Включается голос

Сибирячек: Первая наша остановка это заповедник. А что это такое?

Ребенок рассказывает стихотворение о заповеднике.

Мир заповедника — чистейший мир,

И дышится там легче, проще.

Но современный человек забыл,

Приятно как гулять по белой роще.

Чтоб это вспомнить и не потерять,

Сверкнувшую красой необъяснимой —

Природу нашу надо сохранять

В величии своем неповторимой.

- Конечно, ребята заповедник это заповедная зона, от слова «Заповедь» - не тронь, не обидь, не убей. В этих заповедниках охраняют животных, птиц, и растения.

- Ребята, а какие растения растут вокруг о. Байкала? (дети перечисляют)

На слайде картинки (сосна, лиственница, багульник, кедр, трава - чабрец)

Байкал всегда был интересен своими многочисленными природными «сокровищами». К таким "сокровищам" относятся и знаменитые шагающие или ходячие деревья: сосны и лиственницы. Они давно стали символом о. Байкала. На о. Байкал дуют очень сильные ветры: баргузин, сарма, култук, верховик. Эти ветра своей силой сдувают землю с корней деревьев. Природа о. Байкала это в первую очередь цветущие заросли багульника. Сибирский кедр - долгожитель Байкала, высота деревьев достигает от 35 до 40 м, диаметр ствола - до 1,8 м. А еще местное население называет кедр хлебным деревом Сибири. А вы знаете, почему так люди называют кедр? В первую очередь благодаря кедровым орехам, которые используют для приготовления лекарственного масла, в разных кулинарных рецептов, а траву- чабрец издревле ценили за его удивительные лечебные свойства.

На экране картинка леса с изображением Сибирячка. Включается голос

Сибирячек: А какие животные водятся в лесах Байкала?

Дети называют животных (медведь, рысь, заяц, волк, лиса, бурундук, белка, песец)

На слайде появляются картинки с животными и птицами.

- Ой. Ребята, посмотрите. В нашем заповеднике появились и другие животные. Они тоже пришли полюбоваться чудесным озером, давайте их отправим в свою природную зону.

- Ребята, возьмите карточку с цифрой два и выполните задание.

Дети работают за столами, желтыми фишками закрывают животных жарких стран, а зелеными животных нашего региона.

Ребенок у доски классифицируют животных, которые живут в лесах озера Байкала, и в жарких странах

Включается голос Сибирячка:

Сибирячек: - Молодцы, все справились с заданием. И нам пора отправляться дальше

На слайде появляется теплоход включается запись «Песня: на теплоходе музыка играет»

Динамическая пауза: Дети строятся, изображая «теплоход» и двигаются под музыку.

-Ну, что поплыли дальше

-Смотрите, чайки кружат, ловят рыбу, кормятся.

На слайде картинки с изображением рыб,

Бычки, омуль, голомянка, рачки.

-А каких вы еще обитателей озера вы знаете?

-Загадываю загадки:

Серебрист, подвижен, гибок,

Он вкуснее многих рыбок

Начинается на. О (омуль)

Бледно-розова, нежна

Студёна вода нужна

А на солнце рыбка тает,

Рыбьим жиром истекает (голомянка)

- А давайте мы с вами тоже поплескаемся как рыбки

Физкультурная минутка

«Рыбки весело плескались

В тёплой чистенькой воде,

То сомкнутся, разомкнутся,

То зароются в песке».

- А сейчас я вам загадаю еще одну загадку:

В нежном логове родится

Простудиться не боится

Подрастёт. Начнёт нырять,

Шубку белую менять (нерпа)

На экране слайд с нерпой

- А нерпа это рыба? (животное)

- Почему, нерпа это животное? (кормит своих детенышей молоком. т. е. млекопитающее)

-Конечно, это животное, которое живёт в Байкале.

- Молодцы, ребята, все загадки отгадали!

- Вот мы с вами и причалили к берегу

На слайде вид озера Байкала картинки с животными, рыбами, птицами. Включается запись голоса Сибирячка:

Сибирячек: А сейчас мы проверим, какими вы внимательными были во время нашего путешествия

Давайте мы с вами всех животных расселим по своим местам, кто, где живет

- Ребята, возьмите карточку с цифрой три и выполните задание

Дети на местах закрывают животных, птиц, рыб цветными фишками (зеленые – обитатели леса, синий – обитатели воды, голубой - птицы)

Ребенок у доски распределяет животных, рыб и птиц.

Включается голос Сибирячка:

Сибирячек: - Молодцы, всех животных заселили вокруг озера.

-Ребята, что нужно делать, чтобы вода в Байкале всегда была чистой, прозрачной и всем животным жилось хорошо? (беречь и охранять) Об этом нам расскажет

Ребенок читает отрывок стихотворения «Беречь Байкал – святое дело

Не обижайте, люди, море!

Байкал ведь тоже хочет жить:

Играть с волной, с ветром споря

И людям преданно служить!

Беречь Байкал – святое дело :

Его судьба у нас в руках!

Сама природа нам велела,

Чтоб жил Байкал родной в веках!

На экране слайд с изображением нерп. Включается голос Сибирячка:

Сибирячек: - Ребята, а вы любите смотреть на животных? Садитесь поудобней я вас приглашаю в Байкальский нерпинарий п. Листвянка

Включается видеоролик нерпинарий.

Итог занятия

- Но вот и подошло к концу наше путешествие по озеру Байкал

-Что понравилось в нашем путешествии?

- Хотелось бы вам продолжить путешествие по Байкалу?

Сибирячек принес нам угощение, это сибирская ягода клюква. Угощайтесь.

Публикации по теме:

«Славное море, священный Байкал…» Фотоотчет«Славное море, священный Байкал…» Фотоотчет «Лето поющее, лето звенящее, Радость несущее, счастье дарящее, Морем дразнящее, тучкой омытое, Далью манящее, в зелень обвитое, Травами.

Фоторепортаж «Байкал зимой и летом»Фоторепортаж «Байкал зимой и летом» Мне очень повезло, что я родилась и живу в Иркутской области. Так много прекрасных мест во всем мире, но я знаю точно, что красивее нашего.

Фотоотчет «Целевая прогулка на Байкал»Фотоотчет «Целевая прогулка на Байкал» Целевая прогулка на Байкал Цель: Расширять представления детей об озере Байкал, о его растительном и животном мире. Совершенствовать двигательные.

Макет «Голубое озеро»Макет «Голубое озеро» Голубое озеро. для поделки нужна цветная бумага, (любая, клей, ножницы. Краски, картон, 1 - из картона вырезать форму Озера, затем.

Конспект НОД для детей подготовительной группы «Озеро Байкал — жемчужина Сибири» Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы тема «Озеро Байкал - жемчужина Сибири» Цель: Развитие.

Аппликация из ваты «Лебединое озеро»Аппликация из ваты «Лебединое озеро» Для приготовления такого озера нам понадобиться : лист картона,краски, клей ПВА, краски с кисточкой, вата и простой карандаш.

«Лебединое озеро». Детские работы«Лебединое озеро». Детские работы Вот и подходит к концу эта удивительная пора – осень! Время года, которое начинается теплой погодой и почти летним солнцем, зелеными листьями.

Мастер-класс по оригами «Лебединое озеро»Мастер-класс по оригами «Лебединое озеро» Для человека лебеди олицетворяют красоту, романтику, символ возрождения, чистоты, благородства и мудрости, что вызвано их изящным телостроением,.

Дидактические кубики «Байкал»Дидактические кубики «Байкал» Хочу познакомить вас со своей работой по реализации регионального компонента с использованием дидактических кубиков "Байкал". Дидактические.

Викторина об озере Байкал 1. Что такое лимнология? • Лимоноразведение • Озероведение • Родина Лимпопо 2. Какой из перечисленных ученых не является байкаловедом? •.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План-конспект занятия «Волшебное озеро Байкал» для детей старшей группы
Опубликовано: 22 февраля 2016 в 11:24
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД