Ирина Новоселова
План-конспект занятия «Волшебное озеро Байкал» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
План- Конспект занятия «Волшебное озеро Байкал» для детей старшей группы
Воспитатель МБДОУ Детский сад №15 "Родничок" Новосёлова И. В.
Цель: расширять и пополнять знания детей о родном крае Сибири, озером Байкал с учетом регионального компонента. Продолжать знакомить детей с приемами работы на интерактивной доске.
Публикация «План-конспект занятия „Волшебное озеро Байкал“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Байкал, озеро
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
Образовательные задачи: Учить детей находить о. Байкал на карте Иркутской области. Продолжать знакомить детей с флорой и фауной Сибирского региона, с некоторыми видами рыб - эндемиков о. Байкала (омуль, бычки - подкаменщики, голомянка, рачки). Обогащать словарный запас детей, расширять кругозор.
Развивающие задачи: способствовать развитию психических процессов: мышление, память, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, развитие навыков работы на интерактивной доске.
Воспитательные задачи: Формировать экологическое мировоззрение детей, воспитывать желание беречь о. Байкал и его обитателей. Выражать любовь к о. Байкалу через народный эпос.
Предварительная работа:
Рассматривание на глобусе о. Байкал, чтение рассказов о Сибири, сказки Сибирских писателей, знакомство с животным и растительным миром Прибайкалья.
Оборудование: Интерактивная доска SMART BORD, ПО Noteebook 11, ПК, презентация «Волшебное озеро Байкал», иллюстрированные картинки животного мира, карточки с контурами озер, карточки с животными, фломастер голубого цвета, цветные фишки на каждого ребенка, аудио запись «Звуки природы», видеоролик «Иркутский нерпинарий».
Ход занятия:
Организационный момент.
-Сегодня мы продолжаем разговор о нашем родном крае. Вспомните, как называется край, в котором мы живём? (Сибирь). Как называют людей, которые живут в Сибири? (Сибиряки). А какие сибиряки? (Сильные, смелые, не боятся морозов, дружные)
Мне сегодня пришло необычное видео письмо, от одного мальчика. Этот мальчик появился из сосновой шишки. Сосна росла в Сибирской тайге. Шишка выросла и превратилась в мальчика, давайте вместе с вами мы посмотрим это письмо и с ним познакомимся.
На экране картинка с изображением Сибирячка, включается запись голоса. Он рассказывает о себе и загадывает загадку
Есть в Сибири озеро большое,
В нём вода прозрачна и чиста.
Называем озеро мы - море,
Им гордится вся наша страна.
-О каком озере говорится в загадке? (о. Байкале)
-Как вы догадались, что это о. Байкал? (Самое большое, вода в нём прозрачная, чистая, пресная)
А теперь закройте глаза и внимательно послушайте, что же вы услышали? Релаксация с прослушиванием аудиозаписи «Звуки природы», на экране вид о. Байкал с чайками.
Дети рассказывают, то, что они услышали: (шум воды, прибоя, крики чаек)
На экране появляется слайд с картой Иркутской области
- Байкал – это Гордость Иркутской области, очень большое озеро с пресной водой, такое большое, что его сравнивают с морем. Но в море вода солёная, а в Байкале пресная, т. е. не солёная, очень чистая и вкусная, её можно пить.
(дети рассматривают на экране карту) какую форму имеет Байкал
(полумесяц)
-А давайте посмотрим, как выглядит наше озеро Байкал высоко из космоса
На экране слайд с изображением озера Байкал из космоса
В озеро Байкал впадает 336 постоянных рек и ручьев, а вытекает одна речка Ангара, а сейчас я вам расскажу одну легенду:
На экране слайды: легенда об Ангаре.
-Вы запомнили, как выглядит Байкал на карте?
-Сейчас мы это проверим, вам нужно будет найти форму озера Байкал, среди других озер и закрасить его в голубой цвет
На экране силуэты озер, ребенок находит силуэт Байкала и раскрашивает его в голубой цвет
- Ребята, возьмите карточку с номером один, и выполните задание. Дети выполняют на местах.
-Молодцы! Вы все справились с заданием.
На экране изображение Сибирячка, включается голос:
Сибирячек: - Ребята, вы много уже знаете о Байкале, его обитателях, а хотите узнать о Байкале больше. - Давайте с вами совершим путешествие по Байкалу, на чём можно путешествовать?
(на лодке, катере, корабле) мы с вами отправимся на теплоходе «Ангара».
- Ребята, а давайте построим свой теплоход.
Дети строятся, изображая «теплоход»
На экране картинка теплоход на озере, включается запись «песня: На теплоходе музыка играет»
Динамическая пауза: дети двигаются под музыку.
- Ну что, команда, к плаванью готова?
- Отправляемся в путешествие по о. Байкал
На экране картинка байкальского заповедника с изображением Сибирячка. Включается голос
Сибирячек: Первая наша остановка это заповедник. А что это такое?
Ребенок рассказывает стихотворение о заповеднике.
Мир заповедника — чистейший мир,
И дышится там легче, проще.
Но современный человек забыл,
Приятно как гулять по белой роще.
Чтоб это вспомнить и не потерять,
Сверкнувшую красой необъяснимой —
Природу нашу надо сохранять
В величии своем неповторимой.
- Конечно, ребята заповедник это заповедная зона, от слова «Заповедь» - не тронь, не обидь, не убей. В этих заповедниках охраняют животных, птиц, и растения.
- Ребята, а какие растения растут вокруг о. Байкала? (дети перечисляют)
На слайде картинки (сосна, лиственница, багульник, кедр, трава - чабрец)
Байкал всегда был интересен своими многочисленными природными «сокровищами». К таким "сокровищам" относятся и знаменитые шагающие или ходячие деревья: сосны и лиственницы. Они давно стали символом о. Байкала. На о. Байкал дуют очень сильные ветры: баргузин, сарма, култук, верховик. Эти ветра своей силой сдувают землю с корней деревьев. Природа о. Байкала это в первую очередь цветущие заросли багульника. Сибирский кедр - долгожитель Байкала, высота деревьев достигает от 35 до 40 м, диаметр ствола - до 1,8 м. А еще местное население называет кедр хлебным деревом Сибири. А вы знаете, почему так люди называют кедр? В первую очередь благодаря кедровым орехам, которые используют для приготовления лекарственного масла, в разных кулинарных рецептов, а траву- чабрец издревле ценили за его удивительные лечебные свойства.
На экране картинка леса с изображением Сибирячка. Включается голос
Сибирячек: А какие животные водятся в лесах Байкала?
Дети называют животных (медведь, рысь, заяц, волк, лиса, бурундук, белка, песец)
На слайде появляются картинки с животными и птицами.
- Ой. Ребята, посмотрите. В нашем заповеднике появились и другие животные. Они тоже пришли полюбоваться чудесным озером, давайте их отправим в свою природную зону.
- Ребята, возьмите карточку с цифрой два и выполните задание.
Дети работают за столами, желтыми фишками закрывают животных жарких стран, а зелеными животных нашего региона.
Ребенок у доски классифицируют животных, которые живут в лесах озера Байкала, и в жарких странах
Включается голос Сибирячка:
Сибирячек: - Молодцы, все справились с заданием. И нам пора отправляться дальше
На слайде появляется теплоход включается запись «Песня: на теплоходе музыка играет»
Динамическая пауза: Дети строятся, изображая «теплоход» и двигаются под музыку.
-Ну, что поплыли дальше
-Смотрите, чайки кружат, ловят рыбу, кормятся.
На слайде картинки с изображением рыб,
Бычки, омуль, голомянка, рачки.
-А каких вы еще обитателей озера вы знаете?
-Загадываю загадки:
Серебрист, подвижен, гибок,
Он вкуснее многих рыбок
Начинается на. О (омуль)
Бледно-розова, нежна
Студёна вода нужна
А на солнце рыбка тает,
Рыбьим жиром истекает (голомянка)
- А давайте мы с вами тоже поплескаемся как рыбки
Физкультурная минутка
«Рыбки весело плескались
В тёплой чистенькой воде,
То сомкнутся, разомкнутся,
То зароются в песке».
- А сейчас я вам загадаю еще одну загадку:
В нежном логове родится
Простудиться не боится
Подрастёт. Начнёт нырять,
Шубку белую менять (нерпа)
На экране слайд с нерпой
- А нерпа это рыба? (животное)
- Почему, нерпа это животное? (кормит своих детенышей молоком. т. е. млекопитающее)
-Конечно, это животное, которое живёт в Байкале.
- Молодцы, ребята, все загадки отгадали!
- Вот мы с вами и причалили к берегу
На слайде вид озера Байкала картинки с животными, рыбами, птицами. Включается запись голоса Сибирячка:
Сибирячек: А сейчас мы проверим, какими вы внимательными были во время нашего путешествия
Давайте мы с вами всех животных расселим по своим местам, кто, где живет
- Ребята, возьмите карточку с цифрой три и выполните задание
Дети на местах закрывают животных, птиц, рыб цветными фишками (зеленые – обитатели леса, синий – обитатели воды, голубой - птицы)
Ребенок у доски распределяет животных, рыб и птиц.
Включается голос Сибирячка:
Сибирячек: - Молодцы, всех животных заселили вокруг озера.
-Ребята, что нужно делать, чтобы вода в Байкале всегда была чистой, прозрачной и всем животным жилось хорошо? (беречь и охранять) Об этом нам расскажет
Ребенок читает отрывок стихотворения «Беречь Байкал – святое дело!»
Не обижайте, люди, море!
Байкал ведь тоже хочет жить:
Играть с волной, с ветром споря
И людям преданно служить!
Беречь Байкал – святое дело :
Его судьба у нас в руках!
Сама природа нам велела,
Чтоб жил Байкал родной в веках!
На экране слайд с изображением нерп. Включается голос Сибирячка:
Сибирячек: - Ребята, а вы любите смотреть на животных? Садитесь поудобней я вас приглашаю в Байкальский нерпинарий п. Листвянка
Включается видеоролик нерпинарий.
Итог занятия
- Но вот и подошло к концу наше путешествие по озеру Байкал
-Что понравилось в нашем путешествии?
- Хотелось бы вам продолжить путешествие по Байкалу?
Сибирячек принес нам угощение, это сибирская ягода клюква. Угощайтесь.