Потёмкина Оксана Николаевна
«Волшебная палочка дирижёра». Конспект занятия в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Волшебная палочка дирижёра.
Цель: Сформировать представление об оркестре и роли дирижёра в нём.
Задачи:
Развивать способность вслушиваться в характер музыки, размышлять, используя разнообразные виды музыкально - практической деятельности, развивать творческое мышление, внимание, память. Способствовать формированию духовной культуры, воспитанию коммуникативных качеств личности, интереса и уважения к музыкальной культуре.
Тип занятия: Путешествие.
Публикация «„Волшебная палочка дирижёра“, Конспект занятия в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2017
Методы: По источнику получения знаний - словесный, наглядный, практический. По характеру познавательной деятельности - объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, частично - поисковый.
Формы работы: Фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: ТСО, карточки, открытки, музыкальные инструменты, оркестровая партитура, таблица.
Ход занятия.
Слайд №1.
Дети под музыку входят в зал, садятся на стульчики.
Эмоционально - психологический настрой на занятие.
Музыкальный руководитель: - Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас сегодня на занятии. Я рада вашим улыбкам. Сегодня нас ожидает много интересного.
Мотивация учебной деятельности.
Музыкальный руководитель: Ребята, скажите, существует ли в мире язык, который понимают все люди земного шара?
Дети: Да, это язык музыки.
Музыкальный руководитель: Правильно. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, как и свой разговорный, и этот музыкальный язык понятен всем другим народам без перевода.
Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня у нас будет необычное занятие, мы отправимся в музыкальный театр.
Слайд №2.
А в пути, как известно, всегда интереснее находиться с одним из лучших жанров музыки. А с каким именно вы попытайтесь отгадать.
Я - ваша подруга. Я - ваша попутчица.
В пути без меня ничего не получится.
Со мною, друзья, вам всегда интересно.
Узнали, кто я? Ну, конечно же? Песня.
Чтобы отправиться в путь нужно спеть песню. И мы с вами сейчас разучим песню с которой весело шагать не только по просторам музыки, но и жизни.
Слайд №3.
Исполнение песни «Вместе весело шагать».
Изучение нового материала.
Музыкальный руководитель: Кто нам аккомпанировал, когда мы пели?
Дети: Много инструментов
Музыкальный руководитель: Правильно. Когда играет сразу много инструментов - это как называется?
Дети: Оркестр.
Слайд №4.
Музыкальный руководитель: Оркестр - это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах. Оркестры бывают. Симфонические.
Слайд №5.
Духовой.
Слайд №6.
Прослушивание «Духовой оркестр».
Оркестр народных инструментов.
Слайд №7.
Прослушивание «Народный оркестр».
Эстрадно-симфонический и джазовый.
Слайд №8.
Прослушивание «Джазовый оркестр».
Музыкальный руководитель: Ребята давайте проверим, как вы запомнили оркестры?
Проводится игра «Определи оркестр».
Слайды №9-12.
Музыкальный руководитель: Давайте послушаем «Концерт №1 для фортепиано с оркестром» П. И. Чайковского.
Слайд №13.
Прослушивание «Концерт №1 для фортепиано с оркестром» П. И. Чайковского.
Музыкальный руководитель:
Слайд №14.
А теперь, представим себе, что на сцену выходит симфонический оркестр. Музыканты занимают свои места. Музыка пока не звучит, но оркестр уже начался. Он начался давным-давно, и все в нём, начиная от постоянных мест оркестрантов до их костюмов, подчиняется правилам музыкальной игры. В оркестр входят от 25 до 100 музыкантов.
Первым выходит концертмейстер, самый главный музыкант оркестра. Дирижёры могут быть разные, но концертмейстер постоянный. Он сидит в первом ряду, ближе всех к дирижёру.
После концерта дирижёр обязательно пожмет ему руку и в его лице поблагодарит всех музыкантов оркестра за труд.
Все музыканты - мужчины одеты в чёрные фраки (где ещё в наше время встретишь чёрный фрак, а женщины в красивых, строгих, чёрных платьях.
* Как вы думаете, почему ребята? Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Да, если бы музыканты оркестра одевались «пёстро», каждый по-своему, то это отвлекало бы слушателей от музыки. Но вот музыканты расселись. Когда к оркестру выйдет дирижёр, ему не нужно будет отыскивать взглядом, где сидят скрипачи, а где трубачи, чтобы взмахом дирижёрской палочки подавать им разные команды. Во всём мире музыканты рассаживаются в оркестре одинаково. Как же они рассаживаются? Давайте посмотрим.
Слайд №15.
* Оркестр делится на четыре группы.
Слайд №16.
Струнная группа инструментов - скрипка, альт, виолончель и контрабас. Эти инструменты называются струнные, т. к. звук у них извлекают при помощи удара по струнам.
Слайд №17.
Вторая группа - это духовые музыкальные инструменты. Духовыми их называют потому, что звук извлекают путём выдувания из них воздуха. Эта группа делится на деревянные и медные духовые инструменты.
* К деревянным духовым инструментам относятся - флейта, кларнет, фагот, гобой.
Слайд №18-21.
* К медным духовым инструментам относятся - валторна, труба, тромбон и туба.
Слайд №22- 25.
К третьей группе относятся ударные инструменты.
Слайд №26.
Это - барабаны, литавры, тарелки, треугольники, маракасы, бубны.
Слайд №27
.
В четвёртую группу входят рояль, арфа и челеста. Они являются особенными инструментами.
Слайд №28.
А вот полная картинка расположения инструментов оркестра.
Звучит фон настройки оркестра.
Музыкальный руководитель: Гобой играет ноту «ля» и все музыканты настраивают свои инструменты. Теперь у всех инструментов одинаково звучат все ноты: от «до» до «си». Наконец инструменты настроены, и музыканты начинают разыгрываться. Они повторяют наиболее трудные места в своих партиях, играют маленькие упражнения, таким образом, разогревая руки.
Но вот музыканты замолкают, и.
Кто не вежливый такой. Повернулся к нам спиной.
Стал размахивать руками. Прямо в зале перед нами.
Не приучен он к порядку. Или делает зарядку?
С кем звучит оркестр и хор. Знаем это? Дирижёр!
Слайд №29.
Все приветствуют входящего на сцену Дирижёра - руководителя оркестра.
Он идёт из глубины сцены. Через весь оркестр. В этом тоже есть особый смысл. Я не откуда-то со стороны, как бы говорит дирижёр, я выхожу к вам из глубины оркестра, я буду говорить с вами от имени всех этих музыкантов. Вот дирижёр повернулся лицом к оркестру и поднял дирижёрскую палочку. Напряжённая тишина воцарилась в зале. Мгновение - взмах руки дирижёра и грянет гром оркестра. Этим взмахом дирижёр посылает оркестру свою волю, своё настроение. Этим движением он «включает» музыку. Даже если дирижёр приехал из другой страны, он может разговаривать с оркестром без переводчика. Язык жестов, которым пользуются дирижёры, понятен всем музыкантам мира.
Ребята, может кто-нибудь из вас знает известных дирижёров мира? Ответы детей.
Давайте посмотрим на выдающихся русских дирижёров.
Слайд №30-33.
Музыканты играют свою партию по нотам. У каждого она своя. А дирижёр знает партию каждого музыканта. Он смотрит в партитуру и следит за правильностью исполнения каждой партии.
Ребята, кто знает, что такое партитура? Ответы детей.
Музыкальный руководитель:
Слайд №34.
Это такой сборник нот, где расписаны все партии.
Все музыканты сидят так, чтобы видеть руки и глаза дирижёра. Вы спросите: «А зачем видеть его глаза, достаточно видеть его руки?» Нет, это не так. Когда Маэстро (дирижёр) смотрит на музыкантов, они чувствуют его взглядом, хотя и смотрят в ноты. И оказывается, дирижёр управляет оркестром не только с помощью жестов, но и взглядом (мимикой).
Как вы думаете? А без дирижёра оркестр сможет играть? Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Оркестр - это инструмент, а дирижёр на нём играет, как и все музыканты на своих инструментах. Дирижёр показывает оркестру жестом и взглядом где надо играть тихо, а где громко, где быстрее, а где медленнее, и опять оркестр делает всё так, как хочет дирижёр.
А мы с вами сейчас посмотрим видео, где показана работа разных дирижёров.
Просмотр видео «Марш Радецкого» Штраус - отец.
Музыкальный руководитель: Попробуем и мы с вами примерить фрак дирижёра?
Слайд №35.
Проводится игра «Примерим фрак дирижёра». Исполняется «Полька - пиццикато» И. Штраус.
Раздают ученикам разные инструменты, и выбирают дирижёра. Звучит фонограмма, дети играют на инструментах, управляет «оркестром» «дирижёр», по очереди.
Музыкальный руководитель: Теперь вы понимаете, что оркестр это не просто несколько десятков музыкантов с различными музыкальными инструментами в руках, это содружество музыкантов во главе с дирижёром. Когда они собираются в оркестр, у них появляется единое дыхание, сердца их бьются вместе с музыкой как одно большое сердце. Взаимопонимание, чувство локтя вырабатываются в оркестре не за один день или одно выступление, а годами!
Вопросы для закрепления материала.
1. Оркестр - это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах.
2. Дирижёр - это руководитель оркестра.
3. Концертмейстер - самый главный музыкант оркестра.
4. Партитура - это сборник нот.
Творческое задание.
Музыкальный руководитель:
Слайд №36.
Ребята я приготовила для вас музыкальные раскраски.
Музыкальный руководитель раздаёт детям раскраски.
Музыкальный руководитель: Любите музыку, и ваша жизнь наполнится счастьем. И тот, кто с песней по жизни шагает. Тот никогда и нигде не пропадёт.
А я прощаюсь с вами. До новых встреч!
Под музыку дети уходят из зала.