Регина Шафранович
Вокально-хоровая работа в детском саду по М. Ю. Картушиной
▼ Скачать + Заказать документы
Вокально-хоровая работа в детском саду по М. Ю. Картушиной
Немецкий музыковед Курт Закс, живший в прошлом веке, говорил, что музыка начинается с пения.
Ещё несколько десятилетий назад жизнь малыша с самого раннего детства сопровождалась песней. Сначала это были пестушки, потешки, колыбельные, которые ему пели мама, бабушка. Затем вместе с товарищами во время игр он выкрикивал-напевал заклички, пргиворки, дразнилки. Подрастая, ребёнок приобщался к труду, и в его жизнь входили взрослые песни – трудовые, обрядовые, лирические, шуточные.
Публикация «Вокально-хоровая работа в детском саду по М, Ю, Картушиной» размещена в разделах
«Все начинается с детства». Нам всем хорошо известны эти слова В. Сухомлинского. С детского сада и нужно развивать ребёнка эмоционально. Одним из самых мощных средств воздействия на духовную сферу человека является музыка.
«Запоют дети – запоёт народ» - писал К. Д. Ушинский. А будут любить пение наши воспитанники или нет, зависит от нас, педагогов.
В чём же заключается значение пения в жизни ребёнка
• Пение – удивительное искусство. Оно развивает музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость, способствует развитию внимания, памяти, мышления
• Пение в хоре даёт возможность узнать чувство локтя, испытать единение с товарищами
• Исполнение песен помогает ребёнку выразить свои чувства
• Развитие слуха и голоса сказывается на формировании речи, а речь является материальной основой мышления дошкольников
Основное требование учебной программы в детском саду - это научить ребёнка выразительному искреннему исполнению понятных и интересных ему несложных песен.
Детский голос сильно отличается от голоса взрослого человека. У дошкольников он еще не сформирован и слаб.
Общие проблемы при пении дошкольников – это неточное интонирование, крикливая манера пения, открытый, так называемый «белый» звук и невнятная дикция.
Методика вокально-хоровой работы с детьми дошкольного возраста аналогична методике, применяемой в вокально-хоровой работе со взрослыми. Существенное различие заключается в методах и приёмах. Вся дошкольная педагогика, в том числе и музыкальная, опирается на игровую методику, которая позволяет достигнуть хороших результатов в обучении.
МЕТОДОМ развития певческого голоса детей, так же как и взрослых, является концентрический – расширение как в сторону нижнего, так и верхнего регистра.
Суть концентрического метода – постепенное расширение звукового диапазона голоса концентрическими кругами вокруг его центра. Центр голоса расположен в диапазоне спокойной речи. Чтобы определить высоту примарных тонов голоса ребёнка, следует внимательно прислушаться к его речи и определить речевой диапазон. Как правило, центр речевого диапазона у детей находится в пределах си – ре’. Целесообразно начинать работу по постановке голоса ребёнка с укрепления его примарного диапазона. Затем голос развивается вниз, а потом вверх, путём исполнения попевок по полутонам.
ОСНОВОПОЛОЖНИКОМ концентрического метода является русский композитор и замечательный вокальный педагог
М. И. Глинка
Главная наша задача – не навредить в своей работе здоровью детей, не сломать этот хрупкий природный инструмент – голос, а укрепить его, развив вокальные навыки ребёнка.
В своей работе мы должны придерживаться следующих простых правил по охране детского голоса.
Немало важно в нашей работе подойти правильно к подбору репертуара.
Педагог не должен руководствоваться тем, что песня нравится ему лично. Песня должна быть не только красивой, но и удобной для исполнения детьми. При выборе песни нужно учитывать физические и возрастные возможности голоса ребёнка. Песня не должна содержать мелодию с широкими интервальными скачками, выходящие за рамки возрастного диапазона детей, слишком высокую, или низкую тесситуру, сложный, для понимания ребёнка, текст.
Вторая проблема – эстетическая ценность песен, исполняемых детьми. Часто музыкальные руководители выбирают для утренников песни современной эстрады, желая добавить юмора в праздничный концерт. Это смотрится иногда нелепо, когда маленькие дети поют, например, о взрослой любви. В детском саду не рекомендуется петь лирические песни.
Достаточно разучить с дошкольниками в год 12 – 15 песен, включая игры с пением и хороводы
При большем количестве дети просто не успевают выучить песни качественно и очень быстро их забывают.
Мы должны помнить, что выбрав не правильную песню, мы напрягаем, ещё слабый, не сформированный голосовой аппарат ребёнка. Голос из серебристого станет сиплым, надрывным, и, что очень важно помнить, останется таким на всю жизнь.