Альбина Мирхайдарова
Внеурочная работа в начальном звене средствами декоративно-прикладного искусства
▼ Скачать + Заказать документы
В новом ФГОС НОО важную роль в системе образовательного процесса отводит именно внеурочной деятельности, ведь школа должна охватывать не только образовательную сторону развития ребенка, но и задачи воспитания, социализации, всесторонней развитости, коллективизма и индивидуальности обучающихся, развития и активизации интересов, формирования универсальных учебных действий с целью развития индивидуальности, выявления способных, одаренных детей, помощи в нахождении ориентира деятельности обучающихся с последующим воспитанием трудолюбивых, здоровых, интеллектуально развитых, ответственных граждан. Таким образом, в процессе реализации этих положений видна необходимость создания воспитывающей среды, целью которой и является внеурочная деятельность, решающая, в свою очередь, важные задачи:
Публикация «Внеурочная работа в начальном звене средствами декоративно-прикладного искусства» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
-обеспечение адаптации обучающихся в школе;
- оптимизация условий развития каждого ребенка;
- уменьшение учебной нагрузки, так как происходит смена деятельности и вида занятий;
- идет учет индивидуальных и возрастных возможностей и особенностей каждого обучающегося;
- появляется механизм формирования межличностных связей обучающихся, выявляющий общие интересы и соответствующие способности детского коллектива;
- идет воспитание следующих качеств: трудолюбие, способность к преодолению трудностей, личной и коллективной целеустремленности и настойчивости в достижении результатов деятельности.
Тема внеурочной деятельности в общеобразовательной школе затрагивалась в работах известных педагогов-исследователей Ш. А. Амонашвили, В. А. Сухомлинского, Т. А. Ильиной, А. С. Макаренко, Н. И. Болдыревой, Н. М. Сокольниковой, В. О. Кутьева, И. Д. Демаковой.
В. А. Сухомлинский подчеркивает, что тема внеурочной деятельности затрагивалась многими поколениями в теоретическом и практическом плане. Так он писал, что образовательный процесс строится на успехе усилий, индивидуальном умственном труде, что может привести к замкнутости и отстраненности неуспевающих или же наоборот отличающихся обучающихся. Таким образом, проведение внеурочной работы с ребятами сглаживает неравенства возможностей, укрепляется коллективизм, так как взаимодействие детей не должно быть исчерпано уроками и учебной деятельностью.
Как отмечает Т. А. Ильина, важнейшей задачей внеурочной деятельности является пробуждение и раскрытие интереса к предмету и видам деятельности, развитие способностей, задатков и талантов, общественной познавательной активности, культурного досуга, что является предпосылкой к формированию будущей профессиональной направленности младших школьников. Таким образом, Т. А. Ильина подчеркивает о необходимости построения внеурочной деятельности с урочной для обеспечения непрерывности, систематичности, последовательности процесса воспитания и развития подрастающего поколения.
В уникальной общепризнанной в нашей стране педагогической системе воспитания А. С. Макаренко выдвинута идея о том, что внеурочная деятельность направлена на воспитание, развитие коллектива путем добровольного, активного и самостоятельного участия.
В своей работе «Внеурочная деятельность школьников» В. О. Кутьев говорит о внеурочной деятельности как о некой организации познания, труда и общения обучающихся, в ходе которой школьники приобретают практические умения и навыки, овладевают социальным опытом и, как следствие, преобразуют окружающую их среду.
В системе внеурочной деятельности В. О. Кутьев выделяет несколько принципов, которые должен поставить перед собой педагог для получения большей результативности работы :
- периодичность участия обучающихся во внеурочной работе. Автор считает, чем больше и чаще ребенок занят внеурочной деятельностью, тем лучше будет результат проделанной работы;
- количественный состав участников объединения. Это могут быть классные, общешкольные, групповые занятия;
- характер проведения занятий. Автор рассматривает три позиции: педагог-ведущий, сотрудничество взрослого и детей, полная самостоятельность действий детей при частичной корректировке учителя;
- разнообразная направленность и ориентировка на неформальное общение обучающихся с учетом интересов и склонностей обучающихся, возрастных особенностей;
- добровольность, ненавязчивость, обязательность участия обучающихся во внеурочной деятельности.
Таким образом, одной из основных задач учителя начальных классов во внеурочной деятельности является обеспечение комфортных психологических условий формирования коллектива, то есть работы в команде, взаимовыручке, взаимной поддержке, с чувством ответственности за каждого участника процесса деятельности.
Просмотрев и проанализировав работы педагогов и психологов о внеурочной работе, становится понятно, что воспитать детей, а значит и коллектив можно через любую деятельность, проводимую в свободное от учебы время: развить индивидуальные коммуникативные способности и возможности, чувство уверенности в каждом обучающемся, раскрепоститься, снять напряженность, только тогда можно добиться хороших результатов.
Таким образом, внеурочная деятельность – образовательная целенаправленная деятельность в педагогическом процессе, которая организуется в свободное от учебы время с целью социализации определенной возрастной группы детей, потребности в ориентации социально-значимых явлений, создания положительных значимых и индивидуальных качеств ребенка с последующей познавательной и творческой активностью участия в совместном досуге, неформальном общении.
В общеобразовательной школе реализуются следующие формы и направления внеурочной деятельности :
1) спортивно-оздоровительное;
2) духовно-нравственное;
3) общеинтеллектуальное и научно-познавательное;
4) социальное;
5) художественно-эстетическое.
Внеурочная деятельность младших школьников в общеобразовательной организации по направлению «Декоративно-прикладное искусство» является средством всестороннего развития обучающихся начальной школы и продолжением художественного образования, воспитание эстетической отзывчивости и художественного вкуса, творческих способностей.
Творческая способность обучающихся строится на: оригинальности, абстрактности, наглядно-образном мышлении, невербальном воображении, творческой мотивации, эмоциональном переживании. Все эти факторы начинают действовать при определенных социально-психологических и индивидуально-психологических условиях. Как результат, открываются новые возможности, стимулы, свойства и черты ранее не известные ребенку, что побуждает его к самосовершенствованию.
Творческая жилка есть в каждом человеке, главное нужно правильно развивать и раскрывать по мере роста ребенка, его индивидуального потенциала, характера, темперамента, количества и качества взаимодействия с взрослыми.
О. Н. Чернилевская предлагает следующие особенности организации внеурочной деятельности при работе на кружке декоративно-прикладного творчества :
- неформальная обстановка;
- опора на учебные ЗУН;
- дружелюбная, открытая, равная среда взаимоотношения учителя с обучающимися;
- разнообразная форма работы;
- последовательность выполнения творческих работ;
- поддержка обучающихся;
- отсутствие оценочной методики;
- организация конкурсов, ярмарок, выставок, мастер-классов, поощрение лучших работ.
Анализ психологической и педагогической литературы позволяет выделить следующие формы внеурочной деятельности по предмету «Декоративно-прикладное искусство» : выставки (на определенную тему, конкурсы, творческий отчет, персональная выставка, мастер-классы (с приглашением специалистов, встречи народных мастеров, онлайн форматы проведения, оформление интерьеров помещений к мероприятиям, проводимым в общеобразовательной организации, выставочные залы, творческие мастерские (исследование и выстраивание новых знаний).
Таким образом, внеурочная работа в общеобразовательной школе средствами декоративно-прикладного искусства является продолжением художественно-эстетического образования и средством гармоничного всестороннего развития личности обучающихся. Внеурочная работа построена на учете интересов школьников, их возрастных и психологических особенностей, сложностью материала. Кружковая работа является одной из наиболее распространенных форм организации внеурочной деятельности. Также в рамках внеурочной деятельности есть возможность апробации и в последующем доработки специально разработанной программы, позволяющей использовать методы активного обучения и развития творческих способностей младших школьников.
Результатом освоения внеурочной деятельности по предмету «Декоративно-прикладного искусства» должны быть самостоятельность выполнения работ, творческие и экспериментальные работы, участие и получение призовых мест в различных творческих конкурсах, олимпиадах, расширение кругозора, коммуникативного опыта, трудовой деятельности, а также улучшение качеств высших психических функций, саморазвитие и самовоспитание.