Рожкова Надежда Борисовна
Внеурочная деятельность «Тико-конструирование»
▼ Скачать + Заказать документы
Внеурочная деятельность «ТИКО - Конструирование»
1. Результаты освоения курса
Ожидаемые результаты конструкторской деятельности направлены на формирование у младших школьников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире.
Система содержательно-методических подходов, заложенных в основу программы «ТИКО-конструирование (практикум)», позволяет формировать в рамках внеурочной деятельности следующие результаты:
Публикация «Внеурочная деятельность „Тико-конструирование“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Тико-конструктор
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» апрель 2020
Личностные результаты
- формирование уважительного отношения к иному мнению;
- принятие и освоение социальной роли, развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения;
- осмысление позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
- осмысление значения общения для передачи и получения информации;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющимся и развивающимся мире.
Метапредметные результаты
В процессе овладения конструкторской проектной деятельностью у обучающихся формируются:
- умения вычленять проблему, составлять план действий и применять его для решения проблемы, прогнозировать результат, осуществлять контроль, коррекцию и оценку;
- первоначальные умения поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации;
- умение переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении учебных предметов «Математика», «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
- коммуникативные умения - умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, т. е. договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т. д. ;
- первоначальные конструкторско-технологические знания и технико-технологические умения на основе обучения работе по схемам и алгоритмам
Обучающиеся овладеют:
- способами логического мышления, приемами умственной деятельности;
- действиями начального технического моделирования (при изучении различных конструкций и их основных свойств - жесткости, прочности и устойчивости);
- способами и приемами взаимодействия в паре, в группе, в коллективе;
- способами креативного мышления.
Предметные результаты
В разделе «Плоскостное конструирование» обучающиеся научатся:
• излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
• ориентироваться в процессе конструирования на плоскости и в пространстве;
• самостоятельно подбирать детали, выбирать и осуществлять наиболее подходящие приемы практической работы, соответствующие заданию;
• оперировать понятиями «схема», «алгоритм», «информация», «инструкция»;
• воспринимать инструкцию (устную или графическую) и действовать в соответствии с инструкцией;
• конструировать по правилам симметрии (ассиметрии, вычленять ритм в форме и конструкции предметов;
• декорировать и эстетически оформлять ТИКО-конструкции;
• выполнять исследовательские действия для изучения формы, конструктивных особенностей, размера, периметра и площади геометрической фигуры;
• внимательно рассматривать и анализировать простые по конструкции образы и находить адекватные способы работы по их воссозданию;
• доводить решение задачи до готовой модели;
• генерировать идеи и на их основе синтезировать свои собственные конструкции.
В разделе «Объемное конструирование» обучающиеся освоят основы инженерно-конструкторской деятельности и научится :
• исследовать, анализировать и сравнивать свойства геометрических тел, фиксировать результаты исследований в таблице;
• определять форму тела и воспроизводить ее;
• анализировать конструкцию фигуры и выполнять работу по образцу;
• устанавливать несложные логические взаимосвязи в форме и расположении отдельных деталей конструкции и находить адекватные способы работы по ее созданию;
• создавать в воображении несложный предметный замысел, соответствующий поставленной задаче, и находить адекватные способы его практического воплощения;
• подбирать подходящую цветовую гамму для конструкции;
• видеть и схематически изображать изометрические проекции геометрических
тел;
• выдвигать несложную проектную идею в соответствии с собственным познавательным интересом, мысленно создавать конструктивный замысел или преобразовывать готовую конструкцию и практически воплощать мысленные идеи и преобразования в соответствии с конкретной задачей конструкторского плана на основе освоенных приемов работы;
• выполнять исследовательские действия для изучения формы, конструктивных особенностей, размера и объема геометрического тела.
2. Содержание курса
Выбор содержания курса «ТИКО-конструирование (практикум)» обусловлен необходимостью формирования пространственного мышления младших школьников.
Программа курса «ТИКО-конструирование (практикум)» является комплексной и интегрированной. Содержание программы включает как рационально-логические, так и эмоционально-художественные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами:
• родной язык (развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической работы; описание конструкции фигуры и способов ее сборки; повествование о ходе действий и построение плана деятельности; построение логических связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);
• математика (моделирование - конструирование моделей объектов реального мира, мысленная трансформация объектов, исследование абстрактных величин на практическом материале, построение форм на основе элементарных математических представлений, работа с плоскими и объемными геометрическими фигурами);
• окружающий мир (изучение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для конструирования; деятельность человека как созидателя материально-культурной среды обитания);
• технология (схематическое изображение моделей будущих конструкций, создание предметов общественно-полезной направленности);
• изобразительное искусство (использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление предметных моделей на основе законов и правил дизайна);
• информатика (абстракция, логика).
Содержание программы представляет собой единую систему взаимосвязанных тем, которые постепенно усложняются и при этом раскрывают многообразные связи предметной практической деятельности человека с его историей и культурой, а также с миром природы. Обучающиеся знакомятся с различными видами творческого конструирования:
1) Свободное исследование, в ходе которого дети создают различные модификации простейших моделей.
2) Исследование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате которого дети строят заданную модель.
3) Свободное, неограниченное жесткими рамками решение творческих задач, в процессе которого ученики делают модели по собственным или совместным проектам.
В процессе занятий обучающиеся много работают со схемами, выполняя задания:
- выбор по схеме комплектующих;
- сбор модели по готовой схеме или силуэтному изображению;
- создание собственной схемы (посредством чертежа, рисунка или аппликации).
Программа ориентируется на системную проектно-конструкторскую деятельность обучающихся; основные акценты смещаются с изготовления поделок и механического овладения приемами конструкторской работы в сторону проектирования конструкций на основе сознательного и творческого использования приемов и методов моделирования.