Андреева Ольга Викторовна
Влияния физического насилия в семье на психику ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире стало привычным видеть физическое насилие и жестокость с экранов телевизоров, мониторов компьютеров. Если раньше такие сцены нас ужасали и вызывали отвращение, то теперь мы привыкли к ним настолько, что они нам кажутся чуть ли не нормой.
Даже само понятие «жестокость» не вызывает в нас должного протеста. Хотя если мы обратимся к словарю синонимов русского языка, то увидим, что данное слово имеет ряд красноречивых синонимов: «безжалостность», «бессердечие», «кровожадность», «свирепость» и «садизм» [2]. Идеографический словарь русского языка трактует жестокость как «преднамеренное причинение страданий; способность причинять страдания живым» [1]. А в начале ХХ века известный французский писатель Этьен Рей отмечал, что жестокость – есть порождение чрезмерной власти. Означает ли это, что родители, использующие физическое насилие над ребенком как метод воспитания в семье, являются садистами, которые преднамеренно причиняют страдания своим детям, при этом упиваются собственной властью и достигнутым результатом… Не хотелось бы так думать, не правда ли?
Публикация «Влияния физического насилия в семье на психику ребенка» размещена в разделах
Проводя коррекционную работу с несовершеннолетними, работая над их эмоциональным состоянием, мы пытаемся выяснить, что при этом ребенок чувствует, и какие реакции практикует в ответ на физическое насилие. Большинство несовершеннолетних отмечают, что чувствуют:
• обиду,
• гнев,
• страх,
• беспомощность,
• ненависть к самому себе и окружающим.
Естественной реакцией на физическое насилие в семье для них становится :
сопротивление,
бунт,
негативизм,
враждебность,
агрессия,
месть,
ложь,
скрывание своих чувств,
образование союза против родителей,
страх сделать что-то новое,
избегание встреч с родителями.
Последствиями применение физического насилия в семье в качестве наказания являются:
1. Нарушение целостности и структуры личности ребенка;
2. Формирование неадекватной самооценки;
3. Повышение тревожности;
4. Снижение адаптивности;
5. Патология потребностей и мотивации;
6. Несоответствие поведенческих реакций внешним воздействиям, а так же уровня притязаний реальным возможностям;
7. Снижение способности к саморегуляции поведения в соответствии с социальными требованиями и нормами;
8. Формирование девиаций:
аддиктивное поведение (нехимическая и химическая зависимость,
суицидальное (парасуицидальное поведение и суицид,
противоправное поведение (административные правонарушения, делинквентное, криминальное поведение).
Таким образом, можем сделать вывод, что использовать физическое насилие в качестве наказания несомненно проще, чем искоренять нежелательное поведение детей и искать решение выхода из нежелательных ситуаций в жизни детей иными методами. Однако, лишь гуманные методы позволяют детям осознать недопустимость асоциальных действий, пробуждают внутренний самоконтроль ребёнка за собственным поведением.
Библиографический список:
1. Идеографический словарь русского языка. — М. : Издательство ЭТС. Баранов О. С. 1995.
2. Словарь синонимов русского языка. - М. : АСТ, Астрель. Под общ. ред. проф. Л. Г. Бабенко. 2011.