Альфия Пожар
Влияние закаливающих процедур на здоровье дошкольников (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Закаливание детей в дошкольных учреждениях является одной из главных направлений в профилактических мероприятиях, способствующих воспитанию здоровых дошкольников. Закаливание представляет собой правильно составленную систему физических воздействий, которая способствует тренировке адаптационных возможностей организма и включению всех защитных сил организма для сохранения нормального состояния человека. Основные методы закаливания дошколят основываются на таких средствах, как солнце, воздух и вода. Совместно с медсестрой в ДОУ были просмотрены карты здоровья детей и было выявлено, что группе абсолютно здоровых детей нет. Так как закаливание является хорошим средством повышения сопротивляемости организма к заболеваниям, изменению внешних условий, перепадам температуры воздуха и даже некоторым инфекционным заболеваниям, оно должно быть составной частью режимных моментов. В нашей группе мы проводим следующие закаливающие мероприятия : мытьё рук до локтя, умывание, проветривание, хождение по контрастным дорожкам босиком. Хождение детей босиком является полезной закаливающей процедурой, снижающей частоту простудных заболеваний; также для детей имеет большое оздоровительное значение свежий чистый воздух комнаты, где они находятся большую часть времени. Для проветривания можно использовать три способа: одностороннее, угловое, сквозное (только при отсутствии детей). В холодное время года оно непродолжительное, проводится несколько раз до и после занятий, обязательно группа проветривается перед сном. В теплое время года форточки почти всегда открыты, дети спят под тонкой простынёй. Также закаливание дошколят мы проводим в режимных моментах: во время утренней гимнастики, двигательных разминках, физкультминутках, во время проведения подвижных игр, на прогулке, во время оздоровительного бега на воздухе, гимнастики после дневного сна, физкультурных занятиях, в бассейне. В своей работе мы тесно сотрудничаем с другими педагогами - инструктором по физическому культуре, инструктором по плаванию, медицинской сестрой. К процессу закаливания активно привлекаем родителей воспитанников, рекомендации и мероприятия по закаливанию, проводимые в детском учреждении, мы просим выполнять и дома. На родительские собрания приглашаем медицинскую сестру, которая рассказывает родителям о пользе закаливания, где особое внимание уделяется таким вопросам, как полоскание горла водой комнатной температуры, хождению по контрастным дорожкам босиком, проветриванию. После сна, сидя на кровати, под музыкальное сопровождение дошколята делают самомассаж и разминку, затем несколько раз проходят по подготовленным воспитателем контрастным дорожкам и массажным коврикам босиком и завершают водными процедурами (мытьё рук до локтя, после чего одеваются и готовятся к полднику. Выбор правильной детской одежды также имеет большое значение в процессе закаливания. На физкультурные занятия дети переодеваются в соответствующую одежду, при этом руки и ноги остаются открытыми. Одежда детей в зимний период во время прогулки не должна сковывать движения, ребёнок должен находиться в условиях теплового комфорта. Во время прогулки в зимний период вместе с детьми расчищаем дорожки, строим крепости, снежные фигуры, играем в подвижные игры, при этом игры, требующие повышенной физической нагрузки, чередуются со спокойными. В результате у детей повышается аппетит, они быстро засыпают, сон более глубокий и спокойный, дети просыпаются в хорошем настроении. В летний период мы следим, чтобы дошкольники не находились длительное время под прямыми солнечными лучами. В особенно жаркие дни мы проводим прогулку в утренние часы и после 16 часов, при этом у детей должны быть головные уборы. Обязательно соблюдаем питьевой режим, а также следим за общим состояние детей, чтобы предотвратить тепловой удар. После прогулки дети умывают лицо, моют руки до локтя с мылом, затем мы переходим к мытью ног теплой водой - это гигиеническая процедура сочетается с закаливающей процедурой – обливание ног прохладной водой. Родители наших воспитанников обратили внимание на данный вид закаливания и, проконсультировавшись с участковым педиатром, решили использовать его дома в летний период. Также были проведены для родителей консультации: «Основные факторы закаливания», «Гигиенические требования к одежде», «О пользе утренней гимнастике». Через папки- передвижки родители познакомились с профилактикой нарушений осанки и плоскостопия, ролью подвижных игр. Кроме этого прошли беседы по таким темам, как «Влияние закаливающих процедур на укрепление здоровья детей», «О пользе прогулок». Систематически проводя все оздоровительные мероприятия, был сделан анализ заболеваемости детей, который показал, что заболеваемость в нашей группе снизилась. На основании этого мы сделали вывод, что систематическое закаливание детей дошкольного возраста, несомненно является мощным фактором для здорового и гармоничного развития дошкольников.
Публикация «Влияние закаливающих процедур на здоровье дошкольников (из опыта работы)» размещена в разделах
- Закаливание детей
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Список литературы
1. Агаджанова С. Н., «Закаливание организма дошкольника». Информационно – деловое оснащение ДОУ. «Детство – Пресс», 2011- с. 18.
2. Анохина И. А. «Закаливание организма ребенка в ДОУ и семье», Издательство: "АРКТИ", 2010 – с. 56.
3. Голомидова С. Е., «Закаливание детей в ДОУ», Издательство: Кворум, 2010 – с. 96.
4. Празников В. П. «Закаливание детей дошкольного возраста» - Москва: Медицина, 1983 - с. 224 с ил.
5. Праздникова Т. В., Празников В. П., «Закаливание детей дошкольного возраста», Издательство: Кворум, 2012 -с. 292.