Лина Констанкевич
Влияние технологии ТРИЗ на формирование лексической грамотности
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние технологии ТРИЗ на овладение лексической грамотности
У ребёнка запас слов обыкновенно не мал,
но быстро отыскать в памяти слов
Требуемую форму и составляет дар его речи
К. Д. Ушинский
Мир, в который приходит ребёнок, разнообразен и богат. Чтобы жить в нем, ребёнку необходимо разобраться в назначении свойств, качеств, предметов; в пространственных и временных отношениях событий и явлений окружающей действительности. Особую роль в познании мира ребёнком занимает умение общаться с окружающим миром. Для того, чтобы ребёнок не испытывал особых затруднений в установлении речевых контактов, мы должны постоянно обогащать его лексический багаж, потому что, чем богаче лексический багаж, тем разнообразнее, точнее и выразительнее речь ребёнка.
Публикация «Влияние технологии ТРИЗ на формирование лексической грамотности» размещена в разделах
Основными целями ТРИЗ-образования для дошкольников являются: формирование связной речи на основе активизации творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности; развитие творческих способностей; творческой личности.
Достижению этих целей способствует решение следующих задач:
Осуществление системного подхода в ознакомлении детей с человеком и миром, формирование системного мышления. Воспитание интереса к собственным открытиям через поисковую и исследовательскую деятельность. Развитие творчества, воображения в разнообразной продуктивной деятельности.
У дошкольников пассивный словарь в значительной степени превышает активный, одна из существенных проблем – перенести как можно больше слов из пассивного словаря в активный словарь детей.
Значит, нужна тренировка активного словаря детей. Помимо обычно используемых в этих целях методик, мы применяем методы и приемы ТРИЗ – РТВ, которые не только помогают в формировании словаря, развивают воображение, фантазию, но и позволяют раскрепостить мышление.
Метод фокальных объектов позволяет перенести признаки трёх предметов на объект. При этом развивается способность к анализу и синтезу, поиску аналогов, на получение новых словосочетаний, сочинение сказок, закрепление знаний об окружающем мире, активизируется словарь.
Игра «Укрась слово»
Цель: развивать образное мышление, воображение, использовать в своей речи прилагательные, называя признаки предмета на другой и описывать результат.
Например: украшаем слово «осень»
Мама корзина котенок
добрая разноцветный плетёная
нежная пушистый соломенная
ласковая резвый легкая
красивая озорной красивая
дорогая красивый маленькаябольшая
строгая
белолапый
Осень – добрая (дарит урожай);
Осень - Строгая (холод, дождь, заморозки);
Осень - Любимая (много овощей, фруктов, цветов);
Осень - Соломенная (стога соломы, сена); и т. д.
Системный подход. Через все занятия по системному подходу проходят такие задачи, как развитие речи, формирование словаря, перевод из пассивного словаря в активный.
Например: игра «Части – целое» (по методу прямой аналогии)
Профессия – что делает? – чем занимается?
Из каких ресурсов? (материалов).
Повар:
Что делает? Чем делает? Из чего делает?
Готовит еду ножом муки
Варит мясорубкой яиц
Жарит ложкой масла
Взбивает миксером фрукты