Папки-передвижки

Влияние среды на психическое развитие ребенка

Хачатурян Анна Георгиевна
Влияние среды на психическое развитие ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Важное место среди внешних воздействий, влияющих на развитие ребенка, занимает окружающая его макросреда, та общая ситуация, в которой развивается

индивид, особенно социальные, экономические, культурные условия его жизни.

Иллюстрацией этого влияния могут служить описанные в литературе случаи

(в Бельгии, Венгрии, Германии, Голландии, Индии, когда маленькие дети были

Публикация «Влияние среды на психическое развитие ребенка» размещена в разделах

похищены животными и их развитие проходило вне человеческого общества,

в логове зверей. Несмотря на свою специфическую человеческую организацию,

поведение этих детей напоминало повадки животных. Они, как правило, отлично

лазали и прыгали, бегали на четвереньках, издавали нечленораздельные звуки,

питались по-звериному; далеко не все из них даже после продолжительных занятий научились говорить.

Отводя ведущую роль в развитии ребенка внешним воздействиям, отечественные психологи одновременно придают особое внимание изменчивости окружающей среды, исходя из принципа историзма в понимании психического развития

жизни человека.

Подтверждением этого являются результаты специальных исследований, например изучение влияния социально-исторических условий на психическое развитие детей, проведенное Р. Г. Гуровой и А. В. Запорожцем на Алтае в 1929

и 1966 гг., исследование развития познавательных процессов в отсталых отдаленных кишлаках и в центральных районах Узбекистана, где социальные преобразования уже затронули основные слои населения, проведенное Л. С. Выготским

и А. Р. Лурия в 1920-30-е гг. (Лурия А. Р., 1974; Гурова Р. Г., 1974).

Макросоциальная среда имеет, бесспорно, огромное влияние на развитие человека. Конкретными же условиями, которые оказывают влияние на процессы

развития, являются только те элементы среды, с которыми ребенок активно взаимодействует. Именно микросреда тесно связывает ребенка с окружающим его большим миром, макросредой. Выбор ближайшей среды во многом определяется

индивидуальными и возрастными особенностями ребенка, отношением к нему

взрослых, товарищей, значимостью их, характером воспитания. От того, какие

люди входят в микросреду ребенка, каково содержание общения их с ребенком,

каков характер их взаимоотношений, во многом зависит то, какие свойства личности у него будут преобладать. Исключительно важную роль отношений в психическом развитии неоднократно отмечал А. С. Макаренко, считавший, что

выключить личность, изолировать ее, выгнать из отношений совершенно невозможно, технически невозможно, — следовательно, невозможно представить себе

эволюцию отдельной личности, а можно представить себе только эволюцию отношений. Не следует думать, что влияние микросреды вступает в силу лишь тогда, когда ребенок заговорит. Уже в самые первые месяцы жизни характер заботы взрослых в значительной степени определяет психическое развитие детей. Об этом свидетельствуют специальные исследования, многочисленные наблюдения за развитием детей в разных семьях.

Важным достижением младенческого периода является появление у ребенка

потребности в общении с людьми, которая побуждает его искать контакты с окружающими взрослыми, порождает острую чувствительность к отношению старших, готовность перестраивать свое поведение в том направлении, которое они

подсказывают, овладевают специфическими человеческими действиями. Однако

эта столь важная потребность не возникает (крайне запаздывает) при «госпитализме». Лишенные возможности общения дети не проявляют интереса к окружающему миру, остаются погруженными в полудремотное состояние, пассивно

реагируя на внешние первичные стимулы.

Исследования отечественных ученых (Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина,

И. Л. Фигурина, М. П. Денисова, М. Ю. Кистяковская и др.) показали, что подлинной причиной «госпитализма» является ограниченность микросреды, недостаток общения детей со взрослыми. Исследования, проведенные под руководством М. И. Лисиной (1982, убедительно доказали не только отчетливое превосходство «в развитии детей, имеющих опыт тесного общения со взрослыми, но

и возможность ликвидации отставания в развитии младенцев, воспитывающихся

при дефиците общения. Для этого достаточно было провести 3-4 раза индивидуальные занятия с ними по 7—8 мин»1

. Особо важную роль в формировании потребности в общении у таких детей играли воздействия взрослого, который авансом уже к младенцу относился как к субъекту и личности.

Как отечественными, так и зарубежными исследователями замечено, что формирование личностных качеств ребенка в значительной степени определяется семейной атмосферой, в которой он живет: занимают ли родители по отношению

к нему единую позицию, проявляют ли они к нему преимущественно строгость

и требовательность или же нежность и требовательность, носят ли отношения

в семье теплый, дружественный характер или преобладают в них официальность,холодность и т. д. Специальные исследования и жизненные наблюдения показывают, что дети, воспитанные в климате доброжелательности и поддержки, в демократической атмосфере, имеют немало преимуществ в своем психическом развитии

С поступлением в детский сад еще один очень значимый для ребенка взрослый включается в его микросреду — воспитатель. Характер общения воспитательницы с детьми, ее оценки их поведения в большой мере сказываются на психическом развитии детей, их отношениях, на формировании самосознания детей.

Фактически микросреда, представляющая собой социальную ситуацию развития ребенка, по своей социально-психологической сущности является не чем

иным, как контактной малой группой.

На старте вертикальной оси жизненного пути личности находится генетически первичная диада «мать (значимые взрослые)—дитя». К ней затем подключается система «сверстник—сверстник», которая закономерно видоизменяется в

процессе онтогенеза: группа детского сада — школьный класс — группа профтехучилища — послешкольный коллектив — студенческая группа — производственный коллектив, вплоть до кружка пенсионеров, и возвращение в рамки семейной

микросреды.

Движение личности по группам совершается не только по вертикальной оси,

но и по горизонтальной. В каждый данный момент жизни человек оказывается вовлеченным в целую систему различных (по своему происхождению, характеру

деятельности, размерам, длительности существования, «субъективной значимости» и т. д.) контактных и неконтактных общностей. Структура личностной микросреды является полигрупповой, в каждой общности для человека складывается

уникальная социально-психологическая ситуация межличностного взаимодействия: роль, статус, характер общения и взаимоотношений, эмоциональное благополучие и т. п.

Группы, в которые включен ребенок, по-разному влияют на его эмоциональное самочувствие, на развитие его личности. Однако личностные качества, считают отечественные психологи, не просто «сообщаются» или прививаются ребенку

извне. Он не пассивный объект внешних воздействий. Специфически человеческие свойства формируются лишь в процессе взаимодействия ребенка со средой, в процессе его деятельности в ней

Важное значение при этом имеет то, какую

роль, функцию выполняет человек в коллективе, насколько активно он действии

Лисина М. Влияние общения со взрослыми на психическое здоровье ребенка // Дошкольное воспитание. 1982. № 8. С. 43.

См., напр. : Якобсон П. М. Коллектив семьи и формирование личности // Сов. педагогика. 1975. № 1.

Публикации по теме:

Конференция клубов молодых семей «Авторитет отца и его влияние на развитие личности ребенка» (фотоотчет)Конференция клубов молодых семей «Авторитет отца и его влияние на развитие личности ребенка» (фотоотчет) Недавно прошла конференция клубов молодых семей. Среди приглашённых была я и несколько семей из моей группы. Обсуждалась очень актуальная.

Конспект родительского собрания в старшей группе «Влияние компьютера на развитие ребенка дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Влияние компьютера на развитие ребенка дошкольного возраста» Цель: донести до сознания родителей.

Консультация для родителей «Влияние стиля воспитания в семье на личностное развитие и поведение ребенка» Множество современных исследований подводит к установлению зависимости между родительским стилем воспитания и поведением ребенка. У авторитетных.

Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» Консультация для родителей "Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка" «Ваше собственное поведение-самая решающая вещь.

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие ребенка» Родители не раз слышали, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но наверное думали, серьезно ли это и зачем это делать. Что же.

Консультация для родителей «Влияние музыки на развитие ребенка» Консультация для родителеймузыкальный руководитель 1 кв. к. Иванова С. И. Влияние музыки на развитие ребенка. Музыка - одно из древнейших видов.

Консультация «Влияние семьи на развитие ребенка»Консультация «Влияние семьи на развитие ребенка» Значение семьи в жизни ребенка очень большое: семья выступает, как институт социализации ребенка. В связи с этим родителям необходимо правильно.

Польза конструктора и его влияние на развитие ребенкаПольза конструктора и его влияние на развитие ребенка Конструктор — это универсальная игрушка. Она подходит всем детям вне зависимости от пола и возраста. Тренирует вашего непоседу быть усидчивым.

Влияние арт-терапии на развитие ребенка Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду.

Влияние семьи на развитие ребенкаВлияние семьи на развитие ребенка Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому, Родители пример ему. Кто при жене и детях груб, Кому язык распутства люб, Пусть помнит, что.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние среды на психическое развитие ребенка
Опубликовано: 24 февраля 2022 в 11:05
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние среды на психическое развитие ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Хачатурян Анна Георгиевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД