Ольга Романова
Влияние сказки на словесное творчество старших дошкольников (часть 2)
▼ Скачать + Заказать документы
ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА СЛОВЕСНОЕ ТВОРЧЕСТВО СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ (ЧАСТЬ 2)
Словесное творчество эффективно развивается при соблюдении следующих условий :
• необходима систематическая работа по развитию всех сторон речи (лексика, грамматика, связная речь, звуковая культура речи);
Публикация «Влияние сказки на словесное творчество старших дошкольников (часть 2)» размещена в разделах
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
• необходимо предоставление детям возможностей для восприятия художественного слова для развития поэтического слуха и навыков выразительного чтения.
Словесное творчество детей можно формировать на основе фольклора. Данная работа состоит из нескольких этапов.
1 этап собственно работа со сказками, малым фольклором, усвоение сюжетов и образов произведений фольклора, обогащение восприятия ребенка новыми для него сказками. Задачи этапа – активизация запаса известных сказок; обогащение восприятия детей новыми сказками; воспитание интереса к фольклору и в частности к русской народной сказке.
Детям рассказываются сказки во время занятий и вне их. Также в процессе работы на сказками используются стихи, песни и потешки, пословицы и поговорки, прибаутки и загадки. Во время работы по сказке необходимо обращать внимание детей на художественные особенности и художественно-выразительные средства текста (персонажи и их характер, образность языка, ретардация, особенности художественного времени и пространства сказки). К работе над сказкой можно отнести такой вид, как пересказ, который подразделяется на несколько подвидов. Пересказ может быть полным и фрагментарным (пересказ эпизодов, пересказ может быть индивидуальным и коллективным (пересказывается текст по частям, также пересказ может осуществляться по иллюстрациям в книге, по репродукциям картин на сказочные сюжеты и др.
На втором этапе проводится работа по овладению детьми способами творческой деятельности в процессе сочинения собственных сказок. Цель актуализация и углубление традиционных способов организации сюжета и построения сказки (повторы, композиция, архитектоника).
В процессе работы на втором этапе воспитатель напоминает ранее изученную сказку, дети составляют пересказ посредством наглядного материала. В работе воспитатель обращает внимание на характер построения, на последовательность появления персонажей и эпизодов.
Воспитатель должен подготовить детей к тому, чтобы они могли сочинять, после этого необходимо направлять творческий процесс, т. е. помогать в озаглавливании текста, выстраивании последовательности эпизодов, выборе темы, персонажей и т. п.
Русский фольклор и сказка в частности не только приобщают к культуре, но и развивает все познавательные процессы при пересказе или сочинении ребенком своей сказке.
Работа третьего этапа заключается в самостоятельном сочинении ребенком сказки, либо рассказа. Цель данного этапа – подведение детей к самостоятельности в сочинении произведения, к выбору замысла, сюжета, последовательности, композиции, художественно-выразительных средств.
На всех этапах работы применяются, так сказать, универсальные приемы для развития творчества ребенка. К ним относятся пересказ сказок. Сказка по своей сути предназначена для рассказа, поэтому в ней используется разговорная лексика, устаревшие слова, разговорные обороты, насыщенность междометиями. Т. о., пересказывая сказку, ребенок не только обогащает свой словарь, но и переводит его из пассивного в активный словарь.
При развитии творческих способностей детей важно не останавливаться тогда, когда ребенок способен сам сочинить сказку, нужно продолжать обогащать его запас сказками, т. к. через них ребенок получает новые художественные средства.
Сама же работа по развитию речи не только предшествую работе по развитию творчества, но и проводится все время.
Словесное творчество необходимо развивать последовательно, поэтапно:
• освоение и активизация материала осуществляется под руководством воспитателя;
• усвоение традиционных способов художественного изображения персонажа, действия, времени, пространства;
• овладение способами воплощения собственного творческого замысла.
К каждому заданию по развитию словесного творчества должны ставиться четкие цели и задачи.
Воспитатель должен организовывать свою деятельность так, что ребенок проявлял все большую самостоятельность в словесном творчестве. Сначала детям следует научиться придумывать повествование на какую-либо предложенную тему, использую тех персонажей, которые заданы. Позднее дети самостоятельно выбирают героев из предложенного материала, сами определяют тему сказки и придумывают свой сюжет.
Народные сказки имеют различные виды, каждый из которых является эффективным средством развития образности речи. Сказка оказывает обучающее, воспитательное влияние на детей, т. к. легко воспринимается и развивает мышление и воображение.
Чтение русских народных способствует развитию языкового чутья, воспитывает гармонию слова, развивает умение пользоваться в речи различными средствами художественной речи.
Для развития словесного творчества можно использовать несколько групп приемов.
К приемам первой группы относятся:
1. Вопросы. Вопросы по своей сути должны быть разнообразными на направлении на три сферы – сферу эмоций, сферу воображения и сферу содержания. Сфера эмоций предполагает вопросы на форму (Какое настроение вызвал у тебя первый пейзаж? Что повлияло на твое настроение) и содержание (Менялось ли твое отношение к герою? Кто из персонажей сказки вызывал у тебя сочувствие и почему)
Вопросы на воссоздающее (Какую иллюстрацию ты бы нарисовал к эпизоду о? Опиши ее подробно) и творческое воображение (Опиши, каким ты видишь героя в момент … Представь, что ты вошел в лес, описанный в начале/ в середине/ в конце сказки. Расскажи, что ты видишь, слышишь, ощущаешь, оказавшись в этом лесу).
Вопросы на осмысление стилистической детали (С какой целью /почему автор называет хомяка хомячком) и композиции (Зачем / почему /как вы думаете автор включает в сказку несколько пейзажей).
Вопросы на выявление отношения ребенка к персонажам и событиям, вопросы на точность и глубину осмысления характера персонажа и качество осмысления идеи произведения (Как автор относится к Принцессе из сказки «Принцесса на горошине»? Какие чувства вызывает у автора решение старой королевы положить в постель принцессе горошину? Какие качества Принцессе помогли ей доказать, что она принцесса)
Для жанрового знакомства следует задавать вопросы такого типа, как: «Почему это произведение называется сказкой?»; «Какие в нем есть черты, типичные для сказок?» и т. п.
2. В работе с детьми важны иллюстрации, картины. Они помогают понять произведение.
3. Словесное рисование близко к вопросам на воображение.
После занятий или в свободное время детям предлагается нарисовать задуманное, после воспитатель подписывает рисунки детей согласно эпизоду сказки. Из работ детей можно собрать сказку, если распределить, кто из детей, какой эпизод сказки будет рисовать.
К приемам второй группы относятся:
1. Повторное чтение всей сказки и ее эпизодов.
2. Воспитатель задает вопросы на активизацию в памяти детей различных эмоциональных эпизодов (грустные, веселые, страшные, красивые и т. д.).
3. Использование театрализации, драматизации, инсценирования.
По мнению Е. А. Флериной, сказка имеет особое значение в развитии словотворчества, т. к. ребенок при слушании и рассказывании сказки повторно переживает события вновь, отрабатывает навыки разговорной речи. Соответственно нужно не только поощрять слушание, но и помогать осуществлять пересказ сказок.
Л. Б. Фесюкова считает, что в работе над пересказом вместе с детьми следует:
• создание однокоренных слов (лис-лисий);
• рифмовать слова (еж-похож, а после и строки;
• составлять длинные распространенные предложения посредством игры «От каждого по словечку».
• После прочтения сказки, детям следует давать различные пословицы, поговорки, фразеологизмы, с целью выяснения того, когда так говорят, можно ли ак сказать о сказке, которую прочитали [8].
Для развития образной речи при работе с русской народной сказкой можно использовать следующие приемы:
• подбор определений к главному герою в зависимости от события, предмета и явления;
• подбор веселых и грустных, красивых, сказочных и других слов;
• сочинение длинного и одновременно смешного слова;
• разбор омонимов, омофонов, омографов, омоформов и др., многозначных слов;
• объяснение происхождения слова;
• придумать синонимы;
• придумать сказку на основе фразеологизма.
Л. Б. Фесюкова считает, что работа со сказкой полностью зависит от самого воспитателя, от его воображения.
Известно, что ранний и дошкольный периоды – это активные периоды развития личности человека, развиваются и совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает речью, что взаимосвязано с развитием мышления, интеллектуальным развитием. В процессе развития речи происходит освоение не только содержательной стороны слова, но и эмоциональной, а выразительность речи – это важнейшее литературного и художественного развития.
Сказка – это возможность общения со взрослыми. Благодаря сказкам дети получают представления о времени и пространстве, о взаимоотношения людей дуг с другом и природой, сказки развивают понятия о добре и зле.
В процессе работы со сказками у детей формируется умение варьировать сказочными ситуациями, создавать вымышленных героев, самостоятельно придумывать сказки и сказочные истории. В процессе работы дети знакомятся с окружающим миром, учатся рассуждать, делать выводы и умозаключения. В ходе работы активизируется словарь детей, усовершенствуется звуковая культура речи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М. : Академия, 2000. 400 с.
3. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. – М. : Педагогика, 2002. 400 с.
4. Короткова Л. Д. Сказка для светлого ума закваска: Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. – М. : Педогогика, 2001. – 128 с.
5. Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений). М. : Академия, 2004. – 304 с.
6. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников. – М. : Академия, 2011. – 256 с.
7. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольника. – М. : Изд-во института психотерапии. – М. : Педагогика, 2001. – 237с.
8. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой : Для работы с детьми дошкольного возраста. – Харьков: Фолио, 1997. – 464 с.