Ольга Николаева
Влияние развития мелкой моторики на речь ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Истоки способностей и дарований детей
находятся на кончиках пальцев
В. А. Сухомлинский
На развитие мозга особое влияние имеет движение кистей рук, в особенности движения пальцами. Называется это мелкая моторика. Связь была установлена еще во II веке до н. э. Не случайно в старину мудрые люди играли в пальчиковые потешки, а их мудрые дети донесли эти игры до наших дней. Значит, чувствовали полезность таких занятий, хотя понятия не имели, что много позже ученые обнаружат на коре головного мозга соседство речевой моторной зоны (центр Брока) и двигательной, которая отвечает за кисти рук, то есть еще наши предки, совершенствуя мелкую моторику, совершенствовали речь. В разных странах проводились эти исследования и они показали большую связь рук с развитием мозга. Например, в Китае очень популярны упражнения ладоней с металлическими и каменными шариками, в Японии – с грецкими орехами. В России связь руки с развитием мозга изучал Бехтерев В. М. Он посвятил этому много работ, которые доказали влияние движения кисти рук и пальцев на развитие нервной системы и развитие речи. Мелкая моторика способна улучшить произношение ребенка, а следовательно и развить речь. После исследований отечественные ученые пришли к выводу, что рассматривать кисть руки, как орган речи, есть все основания. Поэтому кисть руки выступает таким же органом речи, как и артикуляционный аппарат.
Публикация «Влияние развития мелкой моторики на речь ребенка» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Начинать развивать мелкую моторику у детей пальцев рук необходимо с самого раннего возраста. Именно в этом возрасте движения пальцев рук является единственным показателем развития, который можно объективно оценить. Рекомендуется начинать занятия по развитию мелкой моторики рук с 2-х месяцев, в этом возрасте у ребенка уже появляется способность удерживать в руке погремушку.
Все движения должны быть очень мягкими, плавными и нежными. Ни в коем случае не надо применять силу. Все упражнения должны проходить в игровой форме и занимать минуты 2-4, тогда ребенку не надоест. Пальчиковая гимнастика для дошкольников играет очень важную роль. С ее помощью развивается не только мелкая моторика, но также и речевой центр ребенка. Веселые игры с сопровождающими их интересными стишками доставят удовольствие не только ребенку, но и взрослому.
Независимо от доминантной, ведущей руки ребенка, в работу должны быть включены обе, и необходимо задействовать все пальцы, как правой, так и левой руки, тем самым увеличивая эффект развития мелкой моторики и влияния ее на речь. В движениях чередуется сжатие, растяжение, расслабление, следим за распределением тонуса в кисти и пальцах. Связь руки мозгом перекрестная: правая рука связана с левым полушарием, а левая рука - с правым. Речь - неизолированная единица, мы воздействуем на всю территорию коры головного мозга: стимулируем как процессы мышления (левое полушарие, так и творческое, креативное начало (правое); распределяем энергию равномерно (уставшее возбужденное полушарие затормозит, незадействованное - проснется, активизируется). Чем больше умеет рука, тем умнее ее обладатель.
Однако не всем родителям это известно и поэтому в нашем детском саду уделяется этой проблеме достаточно внимания. Дети занимаются лепкой, рисованием, и, конечно же, делают комплексы пальчиковой гимнастики для дошкольников, разработанные именно для этой возрастной группы. Эти занятия проходят в игровой форме, часто в виде инсценировок знакомых и любимых малышами сказок.
Залогом успеха в развитии мелкой моторики с использованием пальчиковой гимнастики для дошкольников, является регулярность этих занятий. Уделяя ежедневно по 5 минут можно достичь хорошего результата в овладении устной речью. Такие занятия, мы их назвали «пятиминутки» – любимая забава детворы, особенно если наряду с гимнастикой использовать пальчиковые куклы, что разнообразит игру и привлечет больше внимания даже самых неусидчивых.
В нашем ДОУ занятия по развитию мелкой моторики мы начинаем проводить с того момента, как малыш пришел в детский сад, в период адаптации. Постепенно вовлекая детей в игру они отвлекаются и быстрее привыкают к новым условиям. Я всегда стараюсь привнести в «пятиминутку» что-то новое, это может быть игрушка, персонаж или просто какой-либо предмет, например коробка с карандашами. Занятия всегда проходят на позитиве, и когда я захожу в группу, все ребята уже знают, что сейчас будет что-то интересное.
Пальчиковую гимнастику мы начинаем делать с объяснения самого процесса игры. Обязательно рассказываю, что мы будем делать. Далее мы разминаем пальчики, сгибая и разгибая их. Для этой цели иногда используем мягкие резиновые игрушки – пищалки, дети в восторге от них. Далее показываю детям основные фигуры, которые им нужно будет повторить и, конечно же, они самостоятельно пытаются сделать их. На первых этапах важно помогать деткам и ставить их пальчики правильно, постепенно переходя к словесным указаниям. Конечно, это все произойдет не сразу, но как приятно видеть лица детей, когда они радуются тому, что у них начинает получаться.
Следующий этап – сама игра. Определенные движения сопровождаются словами стишков. Так как внимание у детей достаточно ограничено и дети могут запомнить только начало фразы или ее конец, поэтому нужно быть терпеливее и уже через несколько таких занятий, как правило, они начинают повторять полностью все упражнение. Чтобы детям не надоела пальчиковая гимнастика время от времени важно менять задания.
Милые «строчки - потешки», которые сопровождают упражнения пальцев маленьких ручек, нравятся всем деткам. Приступая к подобным занятиям, мы начинаем с небольших четверостиший, которые озвучивают простые движения рук. Постепенно, когда малыши поймут, как нужно повторять за взрослым и прислушиваться к тому, что он говорит, стихи берем уже посерьезнее, и пальчиковую гимнастику для дошкольников усложняем.
Польза от рифмованных строчек очевидна – отбивая определенный ритм, с кончиков пальцев импульсы передаются в мозг, тем самым активизируя речевую активность. Волей-неволей, повторяя эти движения изо дня в день, дети запоминают стишок и уже сами могут его рассказать. А это также позитивно влияет на развитие памяти.
К старшему дошкольному возрасту ребята знают много упражнений на развитие мелкой моторики и, как рассказывают родители, учат этому своих младших братьев и сестер, мам и пап, бабушек и дедушек.
Перед школой занятиям по развитию пальчиковой гимнастикой уделяется более пристальное внимание, ведь именно в этом возрасте упражнения должны быть направлены на развитие ловкости каждого пальчика и снятия скованности движения кисти руки для того, чтобы дети хорошо чувствовали ручку или карандаш, когда они начинают осваивать премудрости правописания.
Воздействие согласованных движений на мозговой центр оттачивает артикуляцию и повышает внимание, зрительную и слуховую память. Все эти навыки очень пригодятся ребенку в начальных классах, где также продолжаются пальчиковые пятиминутки для снятия напряжения во время письма.