Алена Морозова
Влияние природы на умственное развитие детей
Формирование у ребят знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для человека, с овладением нормами поведения в природной сфере. Дошкольники обладают рядом особенностей/ восприимчивость, эмоциональная отзывчивость, подражательность/, позволяющих наиболее чувствительно воспринимать природные явления. Человек, умеющий наблюдать природу, испытывает эстетические переживания. Мир природы необычайностью, новизной, яркостью эмоционально воздействует на человека, вызывает у него удивление, радость, восторг, побуждает к передаче чувств в слове и деятельности, необходимо научить ребенка не только смотреть, но и видеть, беречь красоту природы, не только слушать, но и вслушиваться. ПРИРОДА-не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе необходимо воспитывать у ребят с ранних лет. Наблюдения и прогулки в природу целесообразно связывать с другими занятиями: чтениями книг о растениях и животных, рисованием и рассказыванием, мы создаем условия для того, чтобы знания ребят были полными и глубокими и правильно применялись ими в различной деятельности. Хорошо, когда в доме часто звучат стихи о природе, рассматривают репродукции. Полезно в доме иметь кого-нибудь из животных: собаку, кошку, рыбок и др. С ними ребенок может эмоционально общаться, играть, разговаривать. При этом родители являются примером заботливого отношения к животным.
Публикация «Влияние природы на умственное развитие детей» размещена в разделах
Познание ребенком природы затрагивает не только область ума, но и область нравственных чувств. Поэтому, сообщая детям знания о животных и растениях, взрослые одновременно сообщают и правила поведения в природной среде. Правила передаются дошкольникам и в конкретной жизненной ситуации, при помощи объяснения матери или отца, и в результате влияния художественной литературы. Вы пришли с ребенком в осенний лес. Спросите его, какой лес ему нравится больше - осенний или летний? Почему? Какими бы красками он воспользовался, если бы был художником и рисовал картинку об осеннем лесе? Обратите внимание ребенка на то, что часто настроение человека зависит от состояния погоды, явлений природы. Прививать любовь к природе необходимо по двум причинам: для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру, для развития более сложных чувств и качеств: добросердечности, сочувствия. Поведение в природе порой противоречиво : положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки/ рвут понравившиеся цветы и тут же бросают их, мучают-"ласкают" котенка и пр. / Важно создать контакт ребенка с природой : пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необходимое, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя. Эмоциональное отношение ребенка к природе во многом зависит от взрослого. Взаимосвязь этического и эстетического способствует формированию действенной любви к природе.