Татьяна Лукьянчук
Влияние особенностей воспитания дошкольника в полной и неполной семье на его психоэмоциональное состояние
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние особенностей воспитания дошкольника в полной и неполной семье на его психоэмоциональное состояние
Лукьянчук Татьяна Валентиновна,
педагог-психолог высшей квалификационной категории
государственного учреждения образования «Ясли-сад № 234 г. Минска»,
Республика Беларусь, г. Минск
Публикация «Влияние особенностей воспитания дошкольника в полной и неполной семье на его психоэмоциональное состояние» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция сентябрь 2019
Влияние семьи на развитие и воспитание дошкольника имеет огромное значение. Ребенка со всеми членами семьи связывают многогранные взаимоотношения, которые по-разному влияют на его развитие и социализацию, однако заметнее всего в этом процессе роль родителей. Малыш зачастую копирует модели поведения своих родителей в различных ситуациях, стиль взаимоотношения с другими людьми, благодаря заботливости, чуткости матери и уверенности, активности отца ощущает свою безопасность, учится преодолевать трудности, приобретает жизненный опыт.
Отношения, складывающиеся между родителем и ребенком в неполной семье не всегда можно оценить однозначно. Положительной стороной этих отношений можно считать последовательное влияние на ребенка единственного родителя. Ограниченное число членов семьи ведет к уменьшению трений, разногласий по поводу воспитания ребенка, конфликтных ситуаций. Однако ограниченность состава семьи может привести также и к односторонности в воспитании ребенка, не способствовать накоплению опыта общения с людьми противоположного пола, помешать идентификации ребенка с родителем. Особенно болезненно это происходит в дошкольном детстве в связи с некоторыми особенностями данного возраста [1, 94 ].
Далее в статье приводятся данные психологического исследования детей и их родителей из полных и неполных семей, представлен сравнительный анализ полученных средних значений, а также процентный анализ данных эмпирического исследования.
Сравнительный анализ средних значений, полученных в результате
психологического исследования воспитательских установок матерей
детей дошкольного возраста из полных и неполных семей.
По результатам теста «PARY» [3], исследующего воспитательные установки матери, были получены значимые переменные по шкалам: «Раздражительность родителей», «Равенство родителей и ребенка», «Поощрение активности ребенка», «Избегание общения с ребенком».
По шкале «Раздражительность родителей», относящейся к фактору «Диктат в воспитании – отказ от авторитарности», средние значения составили : Х1 = 4,348837; Х2 = 5,619048 при к = 0,005 (где Х1 – средние значения, полученные по данной шкале в результате психологического обследования матерей из полных семей, Х2 – средние значения, полученные по данной шкале в результате психологического обследования матерей из полных семей, к – коэффициент допустимых отклонений). На основании анализа средних значений можно сказать, что и в полных и в неполных семьях матери стремятся к отказу от крайностей в воспитании ребенка. Однако в полных семьях их раздражительность по отношению к ребенку проявляется меньше, чем в неполных, они больше склонны к отказу от авторитарности в методах воспитания.
По шкале «Равенство родителей и ребенка», относящейся к фактору «Отсутствие демократичности в отношениях с ребенком – демократичность», средние значения составили : Х1 = 4,930233; Х2 = 5,809524 при к = 0,037. Снова мы наблюдаем, в целом, стремление родителей сохранить принцип «золотой середины». Однако полученные баллы свидетельствуют о несколько большем сдвиге в сторону равенства родителей и ребенка, демократичности в методах воспитания матерей из неполных семей.
По шкале «Поощрение активности ребенка», относящейся к тому же фактору, что и предыдущая шкала, разница в полученных средних значениях еще более значительная. Средние значения составили : Х1 = 3,790698; Х2 = 5 при к = 0,026. Эти данные могут свидетельствовать о большем стремлении матери к демократичности, поощрению активности ребенка в неполных семьях. Можно предположить, что в неполных семьях детей нередко поощряют к более раннему взрослению, самостоятельности, активности, т. к. им приходится раньше по сравнению со сверстниками брать на себя часть забот по ведению домашнего хозяйства, оставаться дома без присмотра взрослого, мальчикам по мере взросления выполнять некоторые функции отсутствующего отца, что и ведет к большему равенству родителей и детей.
По шкале «Избегание общения с ребенком», фактор которой не был выделен, средние значения составили : Х1 = 3,395349; Х2 = 4,47619 при к = 0,049. В результате сопоставления показателей мы можем прийти к выводу о большей тенденции к избеганию общения с ребенком в неполной семье. Возможно, это вызвано тем, что матери в неполных семьях стараются, по возможности, не затрагивать в общении с ребенком ряда болезненных для нее тем, например, касающихся отца ребенка (особенно матери-одиночки, их взаимоотношений, а также чаще пребывают в тревожном или депрессивном состоянии после процедуры развода, что не способствует общению.
Вывод: для матерей из неполных семей в большей степени характерна тенденция к демократичности в отношениях с ребенком: равенству между родителями и детьми, поощрению активности ребенка, однако заметна также и тенденция к большей раздражительности, тревожности, избеганию общения с ребенком.
Процентный анализ эмпирических данных, полученных в результате
психологического обследования групп детей среднего и старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей.
В результате исследования уровня тревожности и ее акцентуации у детей из полных и неполных семей по методике Тэммл, Дорки, Амен (модификация «Выбери лицо») [3] были получены следующие данные, выраженные в процентном отношении.
В отношении низкого уровня тревожности, выявленного у дошкольников из полных и неполных семей, разница в обеих группах несущественна (соответственно, 2% и 5%). Средний уровень тревожности был выявлен у 86% детей из полных семей и 57% - из неполных. Высокий уровень тревожности показало 12% детей из полных семей и в 3 раза больше – 38% детей - из неполных. Вероятно, дети из неполной семьи чаще склонны относить ситуации, с которыми сталкиваются в жизни, к разряду негативных, вызывающих беспокойство и тревогу. Можно предположить, исходя из знаний о влиянии семьи на развитие ребенка, что в неполных семьях дети чаще испытывают дискомфорт из-за неприятия родителями, их недостаточно позитивной оценки своего ребенка или общей тревожной ситуации, которая складывается вокруг ребенка, что и ведет к тревожному реагированию на большинство жизненных ситуаций. Также научно доказано, что эмоциональное состояние матери влияет на эмоциональное состояние ребенка. Поскольку, по данным психологического исследования, одинокие и разведенные матери более склонны к тревоге и депрессии, чем матери в полных семьях, то они чаще «заражают» детей негативными эмоциями.
При исследовании диапазона ситуаций, вызывающих тревогу и беспокойство у детей из полной и неполной семей, было обнаружено следующее. Все дети из обеих групп семей с тревогой относятся к ситуации агрессии. 93% детей из полной семьи и все дети из неполной с беспокойством относятся к агрессии со стороны сверстников. У большинства детей из обеих экспериментальных групп вызывают негативные ассоциации ситуации выговора (в группе полных семей таких детей 70%, неполных – 81%, собирания игрушек (у 51% детей из полной семьи, у 52% - из неполных, изоляция в группе сверстников (у 56% детей из полной семьи, у 76% – из неполной). Вызывают сильную тревогу ситуации игнорирования (у 42% детей из полной семьи, у 48% - из неполной, укладывания спать в одиночестве (у 47% детей из полной семьи и почти вдвое больше – 86% - из неполной). Игра со старшими детьми приносит беспокойство 21% детей из группы полных семей, 10% - неполных. Тревожно реагируют на ситуацию одевания 12% детей из полной семьи, 19% - из неполной. По остальным показателям признаки тревожности у детей из обеих групп выражены неярко и разница между ними несущественна.
Т. О. у детей из полной семьи наибольшую тревогу вызывают ситуации агрессии, изоляции, агрессивности со стороны сверстников, выговора, собирания игрушек. У большинства детей из неполной семьи, помимо этих, тревожное реагирование вызывают также ситуации укладывания спать в одиночестве, изоляции в группе сверстников. Мы можем предположить, что причиной тому может быть недостаточно позитивное отношение матери к своему ребенку, которое отражается на самооценке ребенка и, как следствие, - его отношении со сверстниками; складывающийся у ребенка тревожный стиль реагирования на жизненные коллизии вследствие общей беспокойной ситуации вокруг ребенка в неполной семье. Причиной может быть и нарушение базового чувства защищенности из-за отсутствия отца либо неадекватного стиля поведения и взаимодействия с ребенком матери.
При процентном анализе результатов теста-опросника Захарова [2, с. 46], в котором родители детей из полных и неполных семей сделали попытку оценить внешние (поведенческие) проявления симптоматики нервного расстройства у своего ребенка, были получены следующие данные. 42% детей из полной семьи в своем поведении проявляют несущественные отклонения от нормы, возможно, обусловленные возрастными особенностями, в то время как в неполных семьях процент таких детей в два раза меньше – 24%. В группах детей из полной и неполной семей, предрасположенных к нервному заболеванию, разница не столь существенна (35% детей из полный семей, 43% – из неполных). Заметное расхождение наблюдается среди групп детей, проявляющих признаки нервного расстройства, не обязательно достигшего стадии заболевания. Эти признаки проявляют 21% детей из полных семей и только 5% - из неполных. Скорее всего, дети из полных семей окружены большим числом людей, с которыми у них складываются многогранные отношения. Часто эти отношения бывают сложными и неоднозначными и могут приносить ребенку некоторые дополнительные трудности, преодолевая которые ребенок научается взаимодействовать с социальным окружением. Однако, по данным исследования, процент детей, которые болели неврозом либо заболеют им в ближайшее время, в неполных семьях в 14 раз выше и составляет 28%, в то время как в полных семьях – только 2%.
На основании этого можно утверждать, что существующие психологические особенности воспитания и развития детей в полной и неполной семье, вызывают у детей различную эмоциональную реакцию, отражающуюся в их поведении. Можно предположить, что реакцию беспокойства у детей из полной семьи могут вызывать ситуации, связанные с общением и взаимодействием между ее членами, воспитанием единственного ребенка в семье, авторитарности или непоследовательности в воспитании и др. Однако в неполных семьях может складываться более напряженная обстановка в случаях непринятия ребенка или неадекватного стиля взаимодействия с ним единственного родителя, тревожной обстановки вокруг ребенка, недостаточного удовлетворения потребности ребенка в любви, ласке, защите и другие, которые могут спровоцировать у ребенка состояние невроза.
В результате процентного анализа данных психологического исследования можно сделать выводы о том, что на тревожность ребенка и его восприятие жизненных ситуаций могут оказать влияние психофизическое здоровье матери, ее принятие-отвержение ребенка, ситуация, которая складывается вокруг ребенка в семье, его жизненный опыт и др. факторы. Таким образом, данные психологического исследования подтверждают гипотезу о влиянии состава семьи на эмоциональное состояние ребенка дошкольного возраста.
Список литературы
1. Воспитание детей в неполной семье / под общ. ред. Н. М. Ершовой. – М. : Прогресс, 1980. – 206 с.
2. Нижегородцева, Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей/ Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 256 с.
3. https://vsetesti.ru/327/