Екатерина Анжеурова
Влияние народного творчества на социализацию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Социализация – это процесс развития человека
во взаимодействии с окружающим миром»
А. В. Мудрик.
Детство - время активного формирования социально-психологических основ личности, приобщения к человеческой культуре, воспроизводства социального опыта. В период смены экономических и общественных формирований нарушается преемственность поколений в воспитании детей, прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, жизненных ценностей и установок.
Публикация «Влияние народного творчества на социализацию дошкольников» размещена в разделах
Сегодня воспитание нравственного и культурного человека выходит за рамки образо-вательных задач, поскольку то, что происходит в мире, не может быть оценено иначе как "детство в опасности».
Поэтому до сознания наших детей нужно донести, что они являются носителями рус-ской народной культуры, воспитать их в национальных традициях. Для этого необхо-димо обратиться к истокам русской народной культуры, которая отражает жизнь наро-да, его опыт, духовный мир, мысли, чувства наших предков.
В современной практике дошкольного образования и семейного воспитания идет активное возрождение принципа народности, который предполагает приобщение детей к основам родной культуры, к обычаям своего народа. Народная педагогика обладает богатейшим арсеналом педагогических традиций воспитания, знаний, принципов, идеалов, закрепленных в народных заповедях, фольклорных образах, народно-прикладном творчестве.
Воспитание всесторонне развитой личности - это общая задача и родителей, и воспита-телей. Её можно решить, грамотно используя духовную культуру наших предков, их знание, опыт. Все начинается с создания атмосферы, поэтому детей должны окружать предметы, которые характерны для русского национального быта.
Важным этапом воспитания ребенка – являются первые годы его жизни. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают его со своим народом, своей страной. В устном народном творчестве как нигде отражаются черты русского народного характера, нравственные ценности, уважительное отношение к труду. В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм.
Собиратель фольклора — П. В. Кириевский, отмечая удивительную силу первых дет-ских впечатлений говорил, что: — «тот, кто не слыхал русской песни еще над своей колыбелью и кого ее звуки не провожали во всех переходах жизни, у того разумеется, сердце не встрепенется при ее звуках, на которых душа его выросла, она ему ничего не напомнит.»
В. А. Сухомлинский считал, что сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.
А. П. Усова, О. Ушакова считают, что потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи.
С помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку.
Изучая русское народное творчество, дети узнают, как жили (их предки, как рабо-тали, как отдыхали. Знакомятся с традиционными и обрядовыми праздниками, в кото-рых отражаться особенности времен года, поведения животных и птиц. Также им ста-новится известно, что изготовление игрушек было семейным делом. Совместное изготовление игрушек помогало не только в воспитании трудовых навыков, развитии способностей ребенка, но и через внутрисемейное общение дети усваивали принятые в обществе нормы поведения, нравственные ценности. Игрушка была посредником меж-ду миром детей и миром взрослых.
Свои творческие способности народ проявлял в создании предметов, которые были необходимы в труде и быту. Однако и в этих предметах отражалась духовная жизнь народа. А сколько самобытных образов было создано? Хохломская роспись посуды, Гжель, Павло-посадские платки, Жостовская роспись, Палехская роспись, Вологодские кружева, изделия из бересты, причудливые игрушки. Важно знакомить детей с народ-ным искусством как с основой национальной культуры.
Исторически сложившийся в народной среде процесс воспитания теснейшим образом связан с трудовыми буднями, народными праздниками, которые создают неповторимые условия для развития личности, знакомят ребенка с национальным характером, с природными особенностями, с семейным укладом.
Соприкосновение детей с народным искусством, народными традициями, обрядами обогащает ребенка духовно, воспитывает чувство гордости за свой народ и свою Роди-ну, поддерживает интерес к истории и культуре.
Дошкольный возраст - это период, когда ребенок делает "первые шаги" на пути пости-жения мира. На этом возрастном этапе он "открыт" всему тому, что его окружает, быстро накапливает эмоциональный и интеллектуальный опыт взаимодействия с ми-ром. Фольклор как "кладезь народной мудрости" в силу своей эмоциональной насыщенности может оказать комплексное воздействие на картину мира ребенка, определяя толерантность в его отношениях с окружающими, стиль поведения. Приобщение ребенка к народной культуре позволяет установить духовные связи между различными сторонами общественной жизни, явлениями природы и народным искусством.
Воспитание любви к Отечеству и приобщение к народной культуре вносит неоценимый вклад в процесс социализации детей. Народное творчество может в этом помочь. А. П. Усова писала: «В народном творчестве исторически сохраняются и вырабатываются присущие народу черты характера и мышления. Поэтому народное творчество имеет более широкое значение, чем то, в каком его применяют воспитатели детских садов: оно имеет значение для патриотического воспитания». [1, с. 120]
В заключение хочется отметить, что проблема социализации детей является актуальной во все времена. Ребёнку трудно самостоятельно пройти весь процесс социализации. Роль родителей, педагогов очень важна. Помочь в этом может народное творчество, которое несет в себе огромную педагогическую ценность. Посредством народного творчества у педагогов есть возможность воспитать хорошо развитых, готовых к жизни во взрослом обществе детей, которые ещё в детстве постигнут первые опыты общения, взаимодействия, освоят социальные и нравственные нормы. И всё это воспитание будет базироваться на традициях родной культуры, которой порой так недостаёт в наши дни.