Анна Степанова
Влияние информационных технологий на детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Речь идет об использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) педагогами дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) для повышения эффективности образовательного процесса.
Объектом исследования явилась увлеченность детей современными информационными технологиями (телевидение, компьютерные игры и пр.).
Публикация «Влияние информационных технологий на детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Виртуальный мир и интернет небезопасен для всех, и родителям просто необходимо защитить своих детей от потенциальных угроз. В настоящее время дети начинают свое знакомство с компьютером практически с пеленок, и, просиживая часами перед монитором, подвергаются высокому риску.
Практически все специалисты единогласны в том, что увлечение виртуальными играми имеет исключительно негативные последствия для здоровья и психики человека. Особенно остро стоит данный вопрос относительно детского увлечения подобным времяпровождение. Так как же влияют виртуальные игры на психику дошкольников.
Компьютерные игры – это попытка человека подчинить себе реальность. Манипулируя виртуальным пространством, игрок чувствует себя не просто зрителем, а настоящим соучастником или даже творцом. В виртуальном мире, в отличии от мира реального, все происходит мгновенно. Нажимая на кнопку, сразу же получаешь определенный результат.
Игра – это упрощенная имитация реальность. Психологи утверждают, выигрывая, проходя очередной уровень, человек получает ощущение, что добился результата, что он умный, сообразительный. Его самооценка соответственно повышается, а это очень приятное чувство. Даже для взрослого игра может стать основным способом самореализации. Что уже говорить про ребенка. Он получает возможность манипулировать новой интересной реальностью. В мире компьютерной игры он не ощущает себя беспомощным, он сам все решает, сам всего добивается и чувствует себя при этом сильным, умным и взрослым. Большой риск попасть в зависимость от игромании имеют дети, родители которых не дают им возможность реализоваться в повседневной жизни. Если ребенок не может реализоваться в реальном мире, на помощь приходит виртуальны.
Полностью ограничить ребенка дошкольного возраста от взаимодействия с компьютером в наше время достаточно сложно, и специалисты рекомендуют не прибегать к крайностям. Чтобы исключить вероятность возникновения зависимости от виртуальных игр, достаточно наполнить жизнь ребенка интересными яркими событиями. Если родители уделяют своему малышу достаточное количество позитивного внимания и предлагают захватывающие альтернативные виды деятельности, у него вырабатывается стойкий иммунитет к киберзависимости.
Так же кроме зависимости от компьютерных игр существует и зависимость от мультфильмов. Телевизор выступает как источник информации. Ее выбор производится ребенком субъективно, в соответствии с его потребностями. А потребности зависят от ценностных ориентаций ребенка, сформированности у него нравственных убеждений. Добавим к этому возрастные особенности ребенка дошкольного возраста и можем построить формулу восприятия и освоения телевизионной информации ребенком.
Для примера приведем описание особенностей восприятия младшего школьника. Это познавательный психический процесс, состоящий в целостном отражении предметов, событий, ситуаций. Этот феномен лежит в основе познания мира. Основой познания младшего школьника является непосредственное восприятие окружающего мира.
Для учебной деятельности важны все виды восприятия: восприятие формы предметов, времени, пространства. Восприятие связано с индивидуальными проявлениями человека. Есть люди, которые мало придают значение восприятию деталей, они больше заняты целостным явлением, другие же, наоборот ориентированы именно на детали. Такие особенности можно найти в характере принимаемой информации.
Если мы посмотрим на отражение полученной информации, то можно выделить два типа восприятия: описательный и объяснительный. Дети, у которых описательный тип ориентированы на фактический материал. То есть такой ребенок может пересказать текст близко к оригиналу, но вникать в смысл особо не будет. Объяснительный же тип, наоборот, в поисках смысла произведения, может не запомнить его суть.
Навязчивый просмотр мультфильмов, порой одних и тех же – это своеобразная форма детской зависимости. По статистическим данным малыши от двух до шести лет смотрят телевизор в среднем больше 3-ех часов в день. Принято считать, что зависимость от мультиков появляется у детей, лишенных родительского внимания. Но в результате опросов выяснилось, что дети, остающиеся дома с мамами смотрят телевизор чаще, чем их ровесники, чьи мамы работают. Можно сделать вывод, что дети наследуют привычку смотреть телевизор у взрослых.
Такое чрезмерное увлечение телевизором очень вредно не только для зрения ребенка, но кроме того, учеными доказано, что чем больше времени ребенок проводит у телевизора, тем меньше он читает. Если с самого раннего детства приучить его к мультикам, в последствии будет очень сложно привить ребенку любовь к чтению. Ребенок привыкает к динамичной картинке, постоянной смене кадров, и книга кажется ему слишком статичной, скучной, ведь для ее восприятия необходимо богатое воображение, которое практически атрофируется у пассивного зрителя.
Со временем такое пассивное отношение или восприятие переносится и на реальную жизнь. Ребенку становится сложно сосредоточиться над выполнением заданий, на уроках. Ребенок привыкает пользоваться готовыми решениями и все реже мыслит творчески. Такие дети не могут сами себя занять, не могут придумывать игры, фантазировать. Просмотр телевизора и мультиков отбирает у детей время на другие занятия: рисование, чтение, лепку, занятия спортом и т. д.
Если говорить о позитивной роли телевидения, то, безусловно, у ребенка появляется возможность сформировать свой культурный потенциал, поскольку широта представляемой информации намного опережает содержание прочитанных книг, посещение музеев и выставок. А если ребенок не живет в большом мегаполисе, то телевидение является для него практически единственным источником ознакомления с культурой не только своей страны и края, а и с мировой. Причем телевизионные передачи максимально приближают зрителя к реальности демонстрируемых сфер. Зритель становится практически участником интересных и красочно представленных событий.
Много западных мультфильмов несут мощный заряд негативного восприятия, как по форме, так и по содержанию. Огромное скопище телевизионных монстров обрушивается на неокрепшую психику ребенка. Причем, отметим, что в мультфильмах западного производства и отрицательные, и положительные герои агрессивны и жаждут крови. С одной лишь разницей, что положительные герои жаждут крови отрицательных героев. Ребенок каждый вечер является практически участником этого карнавала монстров.
Очень много зависит от того, какие именно мультики смотрит ваш ребенок. Это, во-первых. А во-вторых, время и доля просмотра. Ребенку, наоборот полезно смотреть мультфильмы, поскольку эта деятельность для него желанна, и он усваивает правила, демонстрируемые в них. К тому же мультики, как правило, красочно оформлены, в них герои говорят друг с другом, что тоже, несомненно, полезно для развития ребенка. Безусловно, речь идет о качественных мультфильмах, где представлены мировые и отечественные разработки нравственных коллизий для маленьких детей. Ну, и конечно, что самое главное — время, которое мы можем выделить для просмотра фильмов. Это — не более 15 минут одновременно и не более двух раз в день.
Ребенок растет, а вместе с ним растет и жажда зрелищ. Контроль над просмотром телевизионных программ со стороны родителей должен быть постоянным. Иначе пострадает не только нравственная сфера личности ребенка, но и физическая.
Таким образом, не воспринимайте телевизор ни как друга, ни как врага. Старайтесь смотреть на него как на источник приобретения ребенком нового социального опыта. Но такое приобретение должно проходить под вашим неусыпным вниманием и руководством. Поэтому единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребенку оказаться в зависимости от современных информационных технологий – это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерами, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Показать растущему организму, что существует масса интересных способов свободного времяпрепровождения помимо телевизора и компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психо-эмоциональное состояние ребенка. И задача педагога и родителей – организовать досуг ребенка таким образом, чтобы оградить его от негативного воздействия информационных технологий, в том числе и от компьютера. Нет смысла игнорировать компьютерные возможности, необходимо их использовать по мере необходимости, а развлечения в виде компьютерных игр, необходимо сопрягать с реальными активными действиями в реальном мире.
В ряду главных проблем со здоровьем, которые может доставлять компьютер детям – большая нагрузка на зрение. При интенсивной работе за компьютером даже у взрослого человека может появиться головная боль и головокружение, а длительное зрительное переутомление приведет к снижению остроты зрения. А поскольку наши глаза напрямую связаны с мозгом, то зрительное утомление сразу скажется на состоянии ребенка, как
физическом, так и психологическом.
От долгого сидения за компьютером у детей появляется искривление позвоночника. Чтобы не развивался сколиоз, нужно учить детей ровно держать спину, не горбиться, а компьютер установить так, чтобы ребенку не приходилось ни сутулиться, ни вытягивать шею или высоко держать голову. Но больше всего длительное нахождение за компьютером вредит детской психике.
Когда ребенок несколько часов подряд сидит за компьютером, он очень быстро переутомляется. Причиной тому является нервно-эмоциональное напряжение, требующее от ребенка постоянной концентрации внимании и быстрого реагирования на то или иное действие.
Влияние компьютера на ребенка лишает его настоящего детства. Компьютерные игры отнимают большую часть детского времени,того, которое они могли бы потратить на нечто более полезное и необходимое.
Компьютер – умная и нужная машина и никогда не навредит, если правильно ее использовать и соблюдать все меры предосторожности:
Следить за тем, во, что играет ребенок, какие фильмы он смотрит
Установить на компьютере полезные программы, которые будут учить ребенка полезному и нужному.
Проводить с ребенком гимнастику глаз.
Чаще играть с ребенком в обычные игры, развивающие се
нсорику и внимательность.
Помогать ребенку найти общий язык со сверстниками, научите его манерам общения, старайтесь чаще с ним разговаривать.
Не оставлять ребенка за компьютером без присмотра (в первую очередь, маленьких детей).