Пушко Любовь Фёдоровна
Влияние гаджетов на личностное развитие ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы определена тем, что личностное развитие ребенка очень важно как, формирование качеств, ценностей, убеждений, мировоззрений, отношений с внешним и внутренним миром. Этот процесс длится всю жизнь, но наиболее активное становление происходит в дошкольный период. В наше время мир поглотили социальные сети и различные гаджеты. Слово «гаджет» образовано от английского «gadget», переводится как «прибор, приспособление». В частности, подростки слишком много времени уделяют сотовому телефону, нежели живому общению со своими родными и друзьями. Телефон становится не просто средством общения и связи, а предметом зависимости. Современные дети легко и быстро осваивают гаджеты. Уже в 3-4 года, а некоторые и с 2-х лет, они умеют открывать Интернет, входить в Wi-Fi (беспроводной радиоканал для передачи цифровых потоков, звонить по телефону своим родным, закачивать в свой планшет игры и музыку, переключать каналы телевизора. Они вполне уверенно чувствуют себя в различных компьютерных играх.
Публикация «Влияние гаджетов на личностное развитие ребенка» размещена в разделах
Некоторые родители считают, что сегодня без знания компьютерных средств ребёнок будет плохо социализироваться в современной жизни, отстанет от сверстников. Уже первоклассники делают презентации и доклады на компьютерах, а учителя в обычных общеобразовательных школах ведут электронные дневники успеваемости своих учеников и на своём сайте выкладывает домашние задания. Поэтому ребёнок должен прийти в школу уже подготовленным, хорошо владеющим различными электронными устройствами. Другие родители опасаются, что электронные устройства вредны детям.
Можно выявить как отрицательные, так и положительные стороны действия гаджетов на детей. За последние два десятилетия гаджеты стали неотъемлемым атрибутом в жизни человека. Различные устройства, вроде компьютеров, компьютерных планшетов и телефонов, очень помогают человеку в повседневной жизни. Например, быстро найти нужную информацию или передать какое-либо текстовое сообщение в другой конец мира, но не переоценивают ли люди полезность гаджетов и как влияют гаджеты на личностное развитие ребенка? Под воздействием гаджетов меняется ли, характер мышления ребенка, его внимание и память? Ведь проблема формирования личности и развития ребенка является одной из наиболее значимых тем исследования, для представителей как практической, так и теоретической педагогики, и педагогической психологии, в задачи которых входит выявление наиболее эффективных условий развития, формирования и социализации личности. Как особо подчеркивал Л. С. Выготский, личность не является врожденной, она возникает в результате культурного и социального развития.
Проблема развития личности детей младшего школьного возраста давно находится в центре внимания у многих педагогов и психологов. Ей посвятили труды такие ученые как: Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. С. Мухина, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Е. О. Смирнова, Г. А. Урунтаева. Идеи влияния системы образования на развитие личности ребенка отражены и в исследованиях С. Ф. Арслановой, С. А. Ганиной.
В истории педагогики и психологии был пройден большой путь до того момента, когда были замечены и признаны своеобразие и особенности первых лет жизни человека, когда было показано, что дети - это не маленькие взрослые. Но сейчас это своеобразие детства опять оттесняется на задний план. Это происходит под предлогом «требований современности» и «защиты прав ребёнка». Полагается, что с маленьким ребёнком можно обращаться так же, как со взрослым: его можно учить чему угодно (а он может и должен усваивать нужные знания) средствами современных технологий. Некоторые родители специально дают своим детям гаджеты. Цели могут быть разными: дабы успокоить ребенка, чтобы он не капризничал и не устраивал истерик, занять во время длительных поездок, долгого ожидания в очередях в поликлинике или чтобы просто немного отдохнуть. Безусловно, бывают такие ситуации, когда просто необходимо завлечь малыша чем-нибудь и конечно же под рукой оказывается смартфон или планшет, но нельзя превращать это в систему. Родители начинают уже с первых месяцев жизни знакомит своих детей с различными гаджетами. А ведь именно в раннем возрасте закладывается фундамент будущего нравственного поведения, усвоение основных моральных норм, формируется направленность личности, проявляются склонности и таланты, а соответственно и потребности в их развитии. Повышенная чувствительность детей данного возраста определяет большие потенциальные возможности их разностороннего развития, а правильный подход будет способствовать раскрытию ребенка и развитию гармонично развитой личности.
Таким образом рассматриваемая тема весьма актуальна, ведь влияние гаджетов накладывает отпечаток на формирование личности ребенка. Выяв-лена достаточная разработанность этого вопроса в теории. Вместе с тем, практика показывает, что проблема влияния гаджетов на личностное разви-тие ребенка недостаточно разработана. Наблюдается противоречие в иссле-дованиях по влиянию гаджетов на личностное развитие ребенка. Это проти-воречие и обусловило выбор темы исследования «Влияния гаджетов на лич-ностное развитие ребенка».
Объект исследования: процесс влияния гаджетов на личностное развитие ребенка.
1.1 Личностное развитие ребёнка и его особенности
Развитие личности ребенка представляет собой формирование лич-ностных качеств, свойств человека, его ценностей, убеждений, мировоззре-ния, отношений с внутренним и внешним миром. Это сложный, много-гранный процесс, требующий внимания и участия родителей и других окружающих взрослых, при этом подчиняющийся определенным универ-сальным законам. Он тесно связан с развитием физических, когнитивных, коммуникативных и других навыков и способностей. Психологи и фило-софы на протяжении веков искали ответ на вопрос о том, что такое лич-ность и когда она начинает зарождаться. Высказывались разные позиции на этот счет, в том числе и о том, что личность – это то, что есть только у взрослых [12, с. 13].
В исследовательских работах Б. Г. Ананьевой, Л. И. Ботович, А. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, М. В. Ермолаевой, И. И. Чесноковей, Т. И. Красовских, проанализировали вопрос о становлении самосознания в проблеме развития личности. Исследования А. А. Бодалева заострили внимание в связи познания других людей и самопознания. А. Г. Спиркин дал понятие "Под понятием "Я" имеется личность, освещенная светом своего собственного самосознания "Я" - это самоконтрольная сила духа. И. И. Чеснокова в структуре самосознания выделяет три взаимосвя-занных компонента: самопознание, эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегулирование поведения личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности. И. С. Кон считает, что само-оценка тесно связана с уровнем притязания на признание.
Формирование и развитие личности ребенка начинается уже с пер-вых дней жизни. С точки зрения Э. Эриксона, в течение первого года в психике младенца закладывается основа для развития различных сторон личности : базовое доверие к миру. Это отношение к жизни, становление которого зависит от того, насколько в младенчестве внешний мир был без-опасен и комфортен для ребенка. Если малыш был окружен заботой роди-телей, его потребности в пище, физической активности, прикосновениях и позитивном эмоциональном внимании удовлетворялись, то и доверие к миру будет высоким. Напротив, у детей, лишенных постоянной заботы со стороны близких взрослых, возможности иметь одного или двух значи-мых надежных людей рядом, закладывается базовая установка на то, что мир не дружелюбен, ему доверять нельзя [19, c.25].
Развитие личности ребенка в дошкольном возрасте происходит в не-скольких направлениях, каждое из которых становится более или менее приоритетным в зависимости от этапа. Малыш активно исследует окружа-ющий мир, что проявляется в постоянных поисках интересных предметов во всех доступных местах, а также в попытках эти предметы разобрать, сломать, попробовать на вкус. Несмотря на то, сколько хлопот приносит такой научный интерес, родителям следует проявить терпение, с одной стороны, поощряя ребенка в стремлении к познанию мира, с другой – обеспечивая безопасность ему, себе и своему дому, приучая его к наличию правил и границ. Важно не оказать слишком сильное давление на ребенка, поскольку именно этот зарождающийся интерес к новым знаниям и впе-чатлениям придётся возрождать, когда придет пора учиться [14, c.65].
Также развитие личности ребенка направлено на понимание, кто он такой, где границы между ним и окружающим миром, ним и мамой. Пер-вым ярким проявлением этой стороны развития становится появление ме-стоимения «Я» в речи ребенка. В дальнейшем малыш начинает искать под-тверждение в том, что он существует. Это проявляется в желании рисовать на стенах, разбрасывать свои вещи, а также, в восприятии всех игрушек вокруг как своих. Вопрос границ между «я – внешний мир» и «мое – чу-жое» решается на протяжении ряда лет. В этот период можно рассказы-вать ребенку о том, что такое личное пространство, что в него входит: ме-сто, личные вещи, время, которое хочется провести одному. Важно научить его спрашивать разрешения войти в это личное пространство, узнавать, хочет ли человек сейчас общаться. Также необходимо показать малышу, как он сам может защитить себя и свое пространство: как можно ответить, если он не хочет общаться, как вести себя, если граница грубо нарушается, когда и в каких обстоятельствах допустима физическая защита.
Советский психолог Лев Семёнович Выготский считал, что осново-полагающая роль личностного развития в период детства отдана семье.
Ребенком усваиваются модели взаимоотношений, которые он наблю-дает внутри семьи. Основным фактором на пути становления личности яв-ляется внутрисемейный эмоциональный климат.
Развитие личности ребенка в общении подразумевает не только по-лучение навыков, но и последовательную смену интересов и потребности во взаимодействии с другими. Если в раннем детстве ребенок нуждается в основном в общении с взрослыми, то уже к трем-четырем годам появляет-ся игровая мотивация, а к пяти она перерастает в интерес к ролевым иг-рам, где, примеряя на себя роль принцесс, супергероев, волшебников и преступников, дети познают и себя, и мир. Если ребенок к этому возрасту все еще общается только с родителями и не стремится к самостоятельному времяпрепровождению со сверстниками, важно обратить на это внимание и разобраться в причинах такой особенности. Она может заключаться в недостатке навыков, страхе перед другими детьми или в слишком крепкой привязанности к родительским фигурам, что говорит о некотором отставании в развитии.
Чем ближе к школьному возрасту, тем большее значение играет обу-чение в развитии личности ребенка. В детском саду или дома дошкольник начинает пробовать учиться: читать, писать, считать, выполнять творче-ские задания. Этот опыт закладывает представление о том, насколько я мо-гу быть успешен, компетентен, а также что такое ошибка и как на нее реа-гировать. Важно в этом возрасте донести мысль о том, что ошибаться – не страшно. Что только благодаря неудаче можно понять, как сделать лучше, научиться чему-либо. Для ребенка будет важна поддержка и принятие со стороны самых близких взрослых, ощущение, что они в него верят, пото-му что именно из этого ощущения формируется собственная самооценка.
Характеристики личности дошкольника многомерны и взаимосвязаны. Они складываются в дошкольном детстве не одновременно, находятся в постоянном развитии и на каждом возрастном этапе имеют свое содержание. Можно выделить следующие из них:
1. Произвольность. Рассматривается как одна из форм волевого по-ведения, возможность управления своим поведением в соответствии с нор-мами и правилами. На этой основе возникает соподчинение мотивов.
2. Самостоятельность. Обеспечивает возможность постановки и ре-шения жизненных проблем без помощи взрослого. Важнейшим фактором, влияющим на развитие самостоятельности, является стиль общения ребен-ка и взрослого.
3. Инициативность. Это один из показателей развития детского интеллекта, познавательной деятельности.
4. Креативность. Непосредственно связана с уровнем развития мышления, памяти, воображения, восприятия, осведомленности ребенка, а так-же произвольности его поведения.
5. Свобода поведения. Ребенок, уверенный в своих силах, способен самостоятельно сделать выбор средств и способов достижения определен-ной цели. Свобода, понимаемая в позитивном аспекте, позволяет ребенку уважать себя и других, считаться с их мнением.
6. Безопасность поведения. Основывается на понимании причинно-следственных связей и усвоении социально обусловленных запретов как охраняющих жизнь и здоровье ребенка.
7. Ответственность. Связана с развитием эмоционально-волевой сферы ребенка. Развитию ответственности ребенка за свои действия способ-ствует, прежде всего, переживание им последствий своих действий по от-ношению к другим людям.
8. Самосознание.
Написаны сотни книг о том, что и в каком возрасте ребенок должен уметь, к чему стремиться и чего избегать, но надо помнить, что индивиду-альное развитие личности ребенка может отличаться от стандартов и статистических норм. Поэтому, ориентируясь на информацию о том, как должно быть, необходимо наблюдать, как есть, отмечать малейшие изменения, сообщающие о том, что малыш развивается и взрослеет. Если заметно, что в некоторых областях происходит задержка или, напротив, слишком быстрый и несбалансированный скачок, важно обратиться к дет-скому психологу, который сможет провести диагностические мероприятия, найти причины данного явления, а окончательным результатом обращения станет уникальная программа развития личности ребенка, учитываю-щая все особенности его индивидуальности и окружающей среды. Она может включать и конкретные мероприятия, такие как занятия с ребенком дома, походы на групповые занятия, целью которых является получение опыта общения и развитие коммуникативных навыков. Также психолог даст рекомендации относительно изменений в системе воспитания и отношений в семье, которые необходимы в обеспечении благоприятных усло-вий для развития малыша.
Таким образом, развитие личности ребенка характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. Иначе говоря, формируются все стороны личности ребенка : интеллектуальная, нрав-ственная, эмоциональная и волевая действенно-практическая. Расширяют-ся знания детей о сферах общественно полезной деятельности взрослых, не связанных непосредственно с обслуживанием ребенка. Представления о вещах, их свойствах легко соединяются в сознании ребенка с новыми зна-ниями о труде взрослых по изготовлению предметов. Дети узнают, что выбор материала, формы и цвета вещи определяется стремлением сделать ее максимально удобной и приятной для окружающих.
Гаджет-зависимость, методы устранения влияния гаджетов на
личностное развитие ребёнка
Психологи объясняют быстрое привыкание детей к ярким образам в телефоне склонностью человеческой, а особенно детской, нервной системы стремиться к положительным эмоциям. Для любого ребенка каждый новый день - это новый опыт, многое происходит с ним впервые, и если эти пере-живания будут напрямую связаны с гаджетами, то шанс возникновения за-висимости сильно возрастает. Ежедневное, неконтролируемое длительное нахождение за гаджетами приводит к тому, что ребенку требуется все больше времени для получения удовлетворения от игры на планшете, смартфоне, компьютере. Если гаджеты занимают всё сознание ребёнка, можно говорить о том, что формируется зависимость.
Основные принципы здорового взаимодействия ребенка и гаджетов :
1. Следует определить предельно допустимое время, проводимое за гаджетом.
Время, которое ребенок может проводить у экрана смартфона или планшета, зависит от его возраста. Авторитетная в этом вопросе Амери-канская академия педиатрии предоставляет такие рекомендации:
- От рождения до 18 месяцев: никаких экранов, включая телевизор;
- От 2 до 5 лет: время, проводимое у экранов в день, не более 1 часа. В этот час входит все: смартфон, телевизор, планшет и ком-пьютер;
- Для детей старше 6 лет стоит установить определенный предел времени, проводимого за цифровыми устройствами (большинство специа-листов говорят максимум о 2 часах в день). При этом важно удостоверить-ся, что гаджеты не отнимают время у сна, физической активности и иных видов деятельности, необходимых для здоровья и развития ребенка [6, c.45].
2. Родителям следует не запрещать, а предлагать детям иные вариан-ты.
Забрать смартфон, планшет или ноутбук является верным путем к истерике. Нужно предложить альтернативную, интересную совместную де-ятельность: спорт, походы, рисование, чтение, рыбалку с папой в зави-симости от возраста и предпочтений ребенка.
3. Следует подавать личный пример. Дети копируют поведение взрослых.
4. Следует быть посредником и проводником в общении ребенка с цифровым миром.
Следует демонстрировать ребенку, что интернет и цифровые устрой-ства это не только развлечение, но и источник информации, кладезь зна-ний. Нужно побуждать детей исследовать, задавать вопросы, и делиться собственным опытом.
5. Следует обращать внимание на качество контента, которым инте-ресуется ребенок.
До 9 лет возможность доступа в интернет и посещаемые ребенком сайты должны контролироваться родителями. Лучше если в приоритете будут образовательные программы и сайты, которые помогали бы ребен-ку тренировать навыки внимания, общения, запоминания, стимулировали его познавательный интерес. Желательно использовать функцию «роди-тельский контроль», которая ограничивает список доступных для ребенка сайтов.
6. Следует обозначить зоны, которые будут свободны от интернета и цифровых устройств, в том числе дома и в школьных учреждениях.
Следует выделять зоны и время (семейный обед, ужин, поездки на природу, которые всегда будут свободны от интернета и цифровых устройств. Педиатры также рекомендуют избегать взаимодействия ребен-ка с цифровыми устройствами и экранами в течение 1 часа перед сном [10, c.84].
Итак, придумайте для ребенка интересное занятие : приобщайте к домашним делам, играйте с ним в настольные и подвижные игры, читайте книжки и просто разговаривайте. Ведь никакой планшет не может заме-нить радость и тепло общения с родными людьми.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги всего выше сказанного, можно уверено сказать, что, личностное развитие ребенка очень важный процесс, он представляет со-бой формирование личностных качеств, свойств человека, его ценностей, убеждений, мировоззрения, отношений с внутренним и внешним миром. Это сложный, многогранный процесс, требующий внимания и участия ро-дителей и других окружающих взрослых, при этом подчиняющийся опре-деленным универсальным законам.
Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребе-нок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. И не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир. С самого рождения дети сталкиваются с современными высокотехно-логичными достижениями. Все технические новшества становятся бытием подрастающего поколения. Компьютерные игры, интерактивные игрушки. В современном мире происходит период мощного развития информаци-онно-коммуникационных технологий. Почти в каждом доме помимо теле-визора и компьютера есть и другие гаджеты. Слово «гаджет» образовано от английского «gadget», переводится как «прибор, приспособление». В частности, подростки слишком много времени уделяют сотовому телефо-ну, нежели живому общению со своими родными и друзьями. В настоящее время мы наблюдаем, что дети начинают своё знакомство с телефонами раньше, чем овладевают простыми навыками, такими как ходить или го-ворить. В настоящее время министерство здравоохранения и министерство образования бьют тревогу, так как, по их мнению, гаджеты являются стрессогенным фактором в жизни ребенка. В которой они приводят сле-дующие «болезни», в ходе статистического опроса педагогов:
• «Дефицит внимания и концентрации», что характеризуется высокой степенью гиперактивности и повышенной рассеянностью.
• «Дефицит слухового аспекта», характеризующийся рассеянным слухом и плохим восприятием информации на слух, зачастую приводящая к тому, что учащиеся просто не могут повторить то, что сказали ученики до него.
• «Дефицит активной искры и снижение фантазии», характеризующа-яся отсутствием интереса в создание какого -- либо нового образа, написа-ний сочинений -- рассуждений, сказок и т. д. Учащиеся данной категории считают, что проще все списать с решебников и лишний час посидеть в Интернете.
На основании сказанного можно выделить минусы влияния гаджетов в развитии личности ребенка :
1. Детско-родительские отношения. Игра ребенка на компьютере или планшете не требует эмоциональной включенности в этот процесс родите-ля, его участия, помощи и содействия, что отражается на степени детско-родительской привязанности. Роль родителя трансформируется: постепен-но ребенок воспринимает его как «хранителя гаджета» или досадное пре-пятствие на пути к любимому устройству.
2. Развитие речи. В настоящее время это распространенная пробле-ма, так как первое место в жизни ребенка занимает гаджет, а не общение со сверстниками.
Пользование такими достижениями цивилизации деградации психи-ческих функций и поведения детей, семей и общества.
3. Компьютерная зависимость. Крайним проявлением увлеченности детей электронными устройствами является компьютерная зависимость.
Положительной стороной гаджетов является :
1. Информационная освещенность
2. Расширение кругозора
3. Развитие мышления и мелкой моторики рук.
Личностное развитие дошкольника – ответственная задача для роди-телей. В данной работе кратко изложены особенности формирования лич-ности ребенка, и на что должны обратить внимание взрослые. Воспитывая ребенка, важно признавать самостоятельность и автономность его лично-сти. Ребенок, несмотря на свой малый возраст, имеет право на выбор, на реализацию своих предпочтений. Прямые запреты и ограничения родите-лей от гаджетов далеко не всегда эффективны, а порой делают только хуже - дети скрывают от родителей, сколько времени проводят онлайн. А иногда подобные меры ведут к потере доверительного контакта с ребенком и ухудшению отношений. Кроме того, просто отключив интернет или забрав смартфон, только расстроит или разозлит ребенка, поскольку толковой замены нет. Рекомендуется быть интересным для своего ребенка, показы-вать пример, устанавливать правила, создавать альтернативу, уважать мнение ребенка, поддерживать инициативы ребенка, развиваться вместе, доверять ребенку что-нибудь важное, устанавливать семейные традиции, приглашать гостей.