Светлана Кулешова
Викторина для старших дошкольников «Что мы знаем о Кубани»
▼ Скачать + Заказать документы
Викторина «Что мы знаем о Кубани».
Цель: Развивать представления детей об истории развития Краснодарского края. Знакомить с фольклорным, музыкальным и художественно-литературным наследием кубанского народного творчества.
Воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции народа Кубани через творческую деятельность.
Публикация «Викторина для старших дошкольников „Что мы знаем о Кубани“» размещена в разделах
Материал: На центральной стене - изображения хаты, подворья, казачка с казаком. Справа и слева от центральной стены - игроки двух команд. Жюри оценивает ответы играющих и выставляет оценки на фланелеграфе, с помощью изображений животных, растений, занесенных в Красную книгу Кубани. Готовятся призы за 1 и 2 места, два поощрительных приза для самых эрудированных. '
Ход: Ведущий сообщает тему викторины и представляет участников и капитанов команд. Команды приветствуют друг друга, ведущая напоминает условия викторины.
1тур: Конкурс: «Из истории Кубани»
Вопросы: 1. Кто подарил кубанскую землю казакам?
2. Почему радовались казаки такому подарку?
3. Где казаки заложили крепость?
4. Из каких материалов казаки строили свои хаты?
5. Главное занятие казаков?
6. Чем ещё занимались казаки? Конкурс: «Из истории жилища».
«Сколько братьев у нашего дома?» Командам представлены рисунки разных жилищ с изображениями жителей. Ведущий называет последовательность выполнения заданий:
1. Назвать жилище.
2. Кто в нём живёт?
3. Чем занимается этот житель?
2 тур: «Литературный конкурс»
1. конкурс чтецов стихотворений о Кубани.
2. Пословицы и поговорки о Кубани.
3 тур: «Музыкально-танцевальный конкурс»
1. Команды исполняют песню.
2. Команды исполняют танец.
4 тур: Конкурс капитанов «Из бабушкиного сундука».
Капитан первой команды отбирает из сундука одежду, которую носили казачки и называет её. Капитан второй команды отбирает и называет одежду, которую носили казаки.
5 тур: «Загадки из бабушкиного сундучка».
а). Помощники в труде (кочерга, ухват, грабли, коса, серп, коромысло).
б). Конкурс знатоков Красной книги Кубани.
Ведущий обращает внимание команд на их фланелеграфы, где выставлены оценки жюри, на одном - изображения животных, на другом - изображения растений.
Надо определить названия растений и животных, подумать и ответить: Что же их объединяет? (Они занесены в Красную книгу Кубани). После чего жюри подводит итоги и объявляет результаты викторины. Награждение
Конспект занятия «Традиции и быт Кубанского казачества».
Цель: Воспитывать любовь к малой Родине;
Знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества;
Развивать познавательный интерес к истории своего народа. Словарная работа: глэчик, макитра, рубель, скрыня.
Предварительная работа: рассматривание старых фотографий, альбомов, посещение краеведческого музея ст. Староминской, беседы с детьми.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, недавно мы с вами рассматривали портреты ваших пап и мам, бабушек и дедушек. Они для вас самые родные,'самые близкие, самые дорогие люди. Скажите, а как можно назвать близких вам людей одним словом?
Дети: Родственники, родичи, предки.
Воспитатель: Правильно, дети. Близкие предки - это ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. А дальние предки — это те ваши родственники, которые жили до них. И вот сегодня мы с вами попадем в хату наших дальних- дальних родственников - предков, хату, в которой живёт старинная казачья семья. Но для этого надо надеть на голову казачью папаху, повернуться вокруг себя три раза и сказать: «Время, время- остановись! К нашим предкам повернись!»
Дети надевают казачьи папахи, кружатся вокруг себя три раза и повторяют слова, потом проходят в следующую комнату.
В это время в «казачьей хате», убранной предметами старинного казачьего быта, сидит за прялкой пожилая казачка.
Воспитатель: Смотрите, дети! Вот мы и попали в старинную казачью хату. О, да в этой хате есть хозяйка! Здравствуйте!
Казачка: - Здравствуйте, хлопчики и девчата! Зовут меня - Александровна. Я всегда очень рада гостям! Проходите в нашу хату, детки дорогие, чувствуйте себя как дома.
Воспитатель: Александровна! Мы с ребятами очень хотели побывать в настоящей кубанской хате, рассмотреть её убранство, узнать как вы живёте, чем занимаетесь.
Казачка: С удовольствием расскажу вам обо всём, хлопчики и девчата. В казачьих семьях глава семьи - казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное -охраняет границу от врагов. Посмотрите, какой он носит красивый костюм. На голове папаха из каракуля, на ногах сапоги. На себя надевает рубаху, брюки, черкеску с двумя рядами газырей -для хранения патронов. Зимой на плечи накидывает теплую бурку. Кинжал и сабля подвешиваются к поясу казака.
Его жена, казачка, занимается дома по хозяйству. С утра ей надо сходить к колодцу, принести воды на коромысле, чтобы можно было постирать грязную одежду.
А белье я глажу вот этим предметом. Называется он рубель. Видите, какой он ребристый. На каталку наматываю мятое полотенце и с силой провожу по нему несколько раз. Белье получается гладким и пахучим.
Очень любим мы, казачки, украшать свою одежду вышивкой и кружевом. Посмотрите вокруг и скажите, какие предметы в моем доме украшены вышивкой?
Дети: полотенца, занавесочки на окне, простынка малыша, подушечка-Казачка: правильно. А какие предметы украшены кружевом?
Дети: Скатерть, полотенце, салфетки, подзор на кровать.
Казачка: Молодцы и умницы! (подводит детей к столу) Для приготовления еды у меня вот такой чугунок. Он тяжелый, чугунный. Но зато каша в нём вкусная, пальчики оближешь. Молоко я храню в глиняной посуде, которая называется глэчик. Молоко в нём долго не прокисает. Тесто я замешиваю в макитре - большом глиняном горшке. Ну, а чаем угощаю, конечно, из самовара. Запомнили название моей посуды? Воспитатель: Александровна, наши дети знают о казаках поговорки. Казачка: Какие же, расскажите. Дети: Конь казаку лучший друг.
Учи лебедя плавать, а казачьего сына на коня садиться. Казак сам не ест, а коня накормит. Казак без коня, что солдат без ружья. Казак из пригоршни напьётся, на ладони пообедает. Сам погибай, а коня выручай. Казаку конь - отец родной и товарищ дорогой. Воспитатель: А ещё мы знаем много кубанских традиций. Казачка: Правда, а какие же? Дети: Казаки гостей встречают хлебом -солью.
На службу молодого казака провожают на коне, в добротной одежде и с оружием. Стариков казаки уважают, слушают их советы и называют на «Вы». На казачьих праздниках всегда проходят скачки.
Казачка: Ну и молодцы, просто здорово! Всё, о чём вы говорили, можно увидеть на моих фотографиях (подводит детей к стене). Дети рассматривают фотографии
Казачка: А вот об одной казачьей традиции вы позабыли. Из покон веков на Кубани любили петь. И не только на свадьбах или проводах в армию, айв поле, и за прялкой, и у люльки малыша. Сейчас как раз пора малышку укладывать спать, и я спою ей колыбельную песню. А вы возьмите этих куколок и покачайте их. Казачка качает в люльке «малышку» и поё т ей песню:
Ничь сизокрылая за викном, Спы,моё сэрдэнько, мырным сном! Мглою покрывся наш дивный сад, Травы, квиткы и дэрэвья сплять. Ничь сизокрылая за сэлом, Спы. Мое сэрдэнько, добрым сном!
Казачка: А теперь, хлопчики и девчата, подходите-ка к моей скрынке, так на Кубани называют сундук. Как вы думаете, что я храню в нём? (чуть-чуть). Дети: Наверное, одежду?
Казачка: Совершенно верно, нарядную одежду, а также фартушки, веночки, бусы, вышитые рубахи, пояса. Примерьте - ка, может и вам понравиться одеваться по - казачьи. Дети наряжаются. Кружатся перед зеркалом, пританцовывают под народную музыку, любуются собой в казачьей одежде.
Казачка: Теперь - вы настоящие казачата. Я дарю вам эту одежду и приглашаю послушать сказку о таком же маленьком мальчике, как и вы. Звали его Ивасик.
Дети садятся на лавку и слушают.
Казачка: Жили - были муж и жена. И было у них много детей. Семья была трудолюбивая, каждый знал свое дело. Старшие дети вместе с отцом в поле, ухаживали за скотом, младший сын Ивасик помогал матери по дому. И вот однажды решил Ивасик пойти на рыбалку, поймать для семьи много рыбы. Заплыл он на лодке так далеко, что за камышом его не видно было. Целый день ловил рыбу, а к вечеру пришла к реке его мама и стала звать:
Ивасику - Телесику!
Приплынь, приплынь
До бэрэжку.
Твоя матэ прыйшла,
Йисты тоби прынэсла.
Ивасик услышал матушкин голосок, приплыл к бережку, отдал маме всю рыбу, а еду забрал с собой и опять уплыл ловить рыбу. Всё было бы хорошо, да услышала голос матушки Баба Яга. На следующий день она пришла на реку пораньше и стала звать Ивасика матушкиным голоском. Ивасик приплыл на берег, а Баба Яга его цап-царап и унесла в свою избушку. Там приказала своей служанке испечь в печи маленького мальчика и подать ей к обеду.
Вот служанка посадила Ивасика на лопату, а он уперся ножками и кричит: «Ой, не можу! Ой, нэ знаю як ножэньки сложить, та у пичку засадыть!».
Служанка Бабы Яги рассердилась, скинула Ивасика с лопаты, а сама уселась на неё, в комочек свернулась, колени руками обняла. Тут-то Ивасик и сунул её в печь. А сам выскочил из избушки, залез на самое высокое дерево и сидит. Тут Баба Яга кинулась искать его. Вышла в лес и увидела Ивасика на дереве. Стала она это дерево грызть. Мимо пролетали гуси - лебеди. Ивасик просит их:
«Гусяточки- гусяточки, Возмить мэнэ на крыляточки, Понэсить мэнэ до батияточки, Там йисты и пыть йесть шо». А гуси ему в ответ: «Хай тэбэ задни визмуть!»
Тем временем, Баба Яга уж совсем изгрызла ствол дерева. Пролетали мимо дерева последние гуси. Ивасик стал просить их.
Гуси взяли его, отвезли в родное село, посадили на крышу хаты. А в доме в то время мам< раздавала еду. Всем досталось по кусочку вкусного пирога. А Ивасик с крыши: А мэни краюху?
Вся семья вышла на улицу, увидела Ивасика, ну его целовать, ну его обнимать и пирогом угощать. Гусей - лебедей накормили, напоили и в дорогу проводили. А Ивасика с тех пор одного никуда не отпускали.
Понравилась вам сказка, все было понятно?
Бьют часы с кукушкой.
Воспитатель: Дети! Часы не зря бьют. Мы с вами засиделись у гостеприимной хозяйки, пора и честь знать.
Казачка: А запомнили ли хлопчики и девчата то, о чем я им рассказывала. Как называется глиняный горшок для молока?
Дети: Глэчик.
Казачка: А для теста?
Дети: Макитра.
Казачка: А чем гладят казачки белье, как называется этот «утюг» ?
Дети: Рубель.
Казачка: Ну, молодцы, настоящие казачата. На прощание я хочу дать вам с собой в дорогу топинамбур - это так называется овощ - земляная груша, любимое весеннее лакомство кубанских казачат. Почему весеннее лакомство? - об этом вам расскажет ваш воспитатель. В добрый путь! И никогда не забывайте своих предков, помните о них.
«Край наш кубанский - родная земля».
Цель: познакомить с названием «Кубань»» довести до их понимания, что живут они на Кубанской земле. Рассказать, кто живёт на Кубани; дать понятия «казаки», выделить столицу Кубани - Краснодар. Закрепить знания детей о культурах, выращиваемых у нас в крае. Воспитывать уважение к труду хлебороба, преклоняться перед их нелёгким трудом. Воспитывать любовь, бережное отношение к тому, что нас окружает.
Ход: дети входят под музыку. Исполняют песню «Ой, да на Кубани», рассаживаются.
1 задание. «Посмотри как он хорош, край в котором ты живёшь!»
- Как можно назвать нашу малую родину одним красивым словом? Дети: -Кубань.
На краю Руси обширной
Вдоль Кубанских берегов
Проживает тихо, мирно
Войско кровных казаков.
Много лет войску кубанскому
Много лет и казакам.
Атаману войсковому
И станицам, городам. Воспитатель: Это стихотворение о земле, о казаках. Земля, где мы живём, называется Кубанью.
- а как называется самая большая река? Дети: - Кубань.
Воспитатель: -Да, на Кубани много рек и два моря. Какие?
Дети: -Азовское море, Чёрное море.
Воспитатель:- Кубанскую землю называют жемчужиной России.
-Как называется столица Краснодарского края? Дети: - Краснодар.
Воспитатель: - Какие города Краснодарского края вы знаете? Дети: - Ейск, Славянск-на-Кубани, Сочи, Новороссийск и т. д. Воспитатель: - Кто стал строить на Кубани первые станицы? Дети:- Переселенцы с Украины, донские казаки, запорожские казаки. Воспитатель: - Из чего строили жилища, хаты? Дети: - из соломы, камыша, хвороста, глины. Танец «Кубанские казаки».
2 задание. «Ой, да на Кубани, под высоким небом, золотом горят хлеба! Ребё нок: - Золотистый колосок,
Кто расти тебе помог? - Тёплый ветер, Майский гром. Солнце в небе голубом, А ещё людские руки, Что в труде не знали скуки. Мне не стать без них таким: Сильным, рослым, золотьм. Воспитатель: - Богат краснодарский край и хлебами, и овощами
- А какие сельскохозяйственные культуры выращиваются у нас в крае? Отгадайте?
Посреди двора- В поле метёлкой, Золотая голова, (подсолнух) В мешке- жемчугом (пшеница)
Из земли вырастаю - Мала мышка золотая кубышка, (просо)
Весь мир одеваю, (лён)
Как во поле на кургане У закутанных девиц
Стоят девушки с серьгами (овёс) Волос ветер шевелит, (кукуруза).
Воспитатель: - Какой транспорт участвует в уборке урожая?
Дети: - Комбайны, трактора, машины.
Воспитатель: - Люди каких сельскохозяйственных профессий живут у нас в крае?
Дети: агрономы, комбайнеры, трактористы, шофера, доярки, свинарки, инженеры, механики по
ремонту машины, зоотехники.
Ребенок: Хорошо нам утром выйти в поле,
Хорошо встречать рассвет на воле.
И поет душа о светлой доле
Песню о родной земле.
Ой, да на Кубани -
Зори ясны,
Ой, да на Кубани -
Вишни красны,
Ой, да на Кубани,
Под высоким небом,
Золотом горят хлеба.
Воспитатель: - У нас на Кубани говорят :
Будет хлеб - будет пища.
А какие пословицы о хлебе вы знаете?
Дети: Хлеб - батюшка, вода - матушка.
Зернышко к зернышку - будет мешок.
Хлеб - кормилец, если хлеба нет ни куска,
Так и в доме тоска.
Хлеб бросать - силу терять.
Потрудиться - так и хлеб поесть.
Без краюшки не прожить и седой старушке.
Худой обед, когда хлеба нет.
Хлеб - всему голова.
Воспитатель: хлеб - это высокое и очень красивое слово. Новый хлеб, как первый ребенок,
приносит в каждый дом радость и счастье. С ним сытно, тепло. Без него голодно, холодно. Хлеб
- наш господин. Испокон веков его несли из печи до стола на рушнике. И рушником
покрывали. Хлеб - его величество. Дети, одетые в кубанские наряды, вносят на рушнике хлеб.
Читают стихотворение:
Ребенок: вот он хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой,
Вот он, вкусный, золотистый,
Словно солнцем налитой.
3 задание.
Вносится картина с изображением жилища казака.
Художник перепутал, поместив в хату современные вещи.
Игра: «Какие предметы лишние»
Воспитатель: - Ребята, давайте каждый себя нарисует в казачьей одежде.
Детям предлагаются заготовки рисунков, которые они дополняют.
Песня: «Всех мы рады пригласить, на Кубани погостить»
Вносят угощения для детей.