МААМ-картинки

Виды и причины детских речевых патологий

Светлана Ляшенко
Виды и причины детских речевых патологий
▼ Скачать + Заказать документы

Речь – это один из самых главных, самых важных интеллектуальных инструментов. И главная опасность нарушений речи – это торможение интеллектуального развития.

Если у ребенка нарушена речь, то он не имеет возможности в полной мере использовать ее как средство коммуникации с внешним миром. При снижении речевой активности страдает очень важная для детишек познавательная деятельность.

Наличие нарушений может определить логопед во время обследования по наличию стойких специфических ошибок. И именно он может напугать родителей страшными буквосочетаниями типа ФНР, ФФНР или, чего хуже, ОНР. А вы знаете, что они означают? Сейчас узнаете.

ФНР

Публикация «Виды и причины детских речевых патологий» размещена в разделах

Фонетическое недоразвитие речи.

Это когда нарушено произношение одного или нескольких звуков. Например, ребенок может не выговаривать «л» или «р», могут быть проблемы с произношением шипящих или свистящих. Думаю, что и взрослых людей с ФНР вам приходилось встречать.

Кто поможет ребенку с ФНР? Во-первых, стоит посетить врача-ортодонта. Возможно, есть проблемы со строением челюсти или нужно просто подрезать уздечку. А также на помощь поспешит логопед, который в состоянии «поставить» отсутствующие звуки, с помощью специальных упражнений.

ФФНР

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Здесь все завязано не только на неспособности правильно произнести звук, но и неспособности правильно его услышать. Имеются проблемы с фонематическим слухом.

Можно проверить фонематический слух ребенка в домашних условиях. Попросите ребенка повторить за вами цепочки слов «па-ба-ба-па» или «гу-ку-гу-ку» и т. п.

Трудно? Ошибается? Значит, скорее всего, не слышит. Значит, нужно проблему решать, пока не поздно. Ведь нарушение фонематического слуха в результате приведет и к трудностям с письмом, и к трудностям с изучением не только русского, но и иностранного языка.

ОНР

Общее недоразвитие речи.

Это когда ко всему вышеперечисленному добавляется еще и скудный словарный запас. Ребенок с ОНР не может пересказать текст, ему трудно составить описание к картинке и выразить в словах свои мысли. Такие детишки начинают говорить позже своих сверстников и дают односложные неразвернутые ответы на вопросы.

До кучи, наблюдаются проблемы с развитием памяти, мышления и внимания. Из всего этого, естественно, следуют колоссальные проблемы с усвоением школьных уроков и бесконечные двойки-тройки. В данном случае на помощь ребенку придет не только логопед, но и невропатолог, поскольку причиной могут служить поражения нервной системы.

И ФНР, и ФФНР, и ОНР, если ими не заниматься, рано или поздно приведут к такому нарушению как дисграфия. Это нарушение письма.

«Неговорящие» диагнозы

Алалия

Это патология, связанная с органическим поражением нервной системы. Речевая функция при алалии не сформирована. Речь либо отсутствует полностью, либо очень-очень сильно нарушена. Нарушения затрагивают как фонетико-фонематические компоненты, так и лексико-грамматические.

Алалия может быть разной:

1. Моторной, при которой детишки страдают еще и двигательными расстройствами: неловкостью, нескоординированностью движений, недоразвитием мелкой моторики. Детки могут быть как гиперактивными, так и наоборот слишком заторможенными. Ребенок, в принципе, понимает, что ему говорят, но своя собственная речь либо развивается слабо, либо не развивается совсем. При грубых формах, ребенку доступно только звукоподражание и отдельные «лепетные» слова, которые сопровождаются активной мимикой и жестикуляцией.

2. Сенсорной, при которой нарушается восприятие и понимание обращенных к ребенку слов. При этом с физическим слухом все в порядке. То есть, слышу, но не понимаю. Собственная речевая активность при этом повышена, но речь полностью лишена смысла и представляет собой набор отдельных звуков и обрывков слов. Получается эдакий речевой салат, непонятный для окружающих. Детки с сенсорной алалией либо импульсивны и хаотичны, либо наоборот замкнуты и инертны.

Методика коррекции алалии в любых ее проявлениях носит комплексный характер, этим занимаются психологи, медики, логопеды, педагоги. Работа над речью ведется на фоне медикаментозного лечения.

Афазия

Отличается от алалии тем, что с речью когда-то все было нормально, но потом она была утрачена. Причинами этого могут служить, к примеру:

• травмы головы;

• воспалительные заболевания мозга;

• пороки сердца.

Эта болезнь может настигнуть как взрослых людей, так и детишек в возрасте от трех лет.

У афазии также имеется своя сложная классификация и зависит она от поражения тех или иных зон коры головного мозга. И вдаваться в это слишком глубоко мы не будем. Но при поражении любой зоны у больных афазией наблюдается нарушение речи в целом. Сначала выпадает какое-то одно звено (например, способность понимать, что тебе говорят, а потом рушится и вся сложная речевая система.

Пациенты с афазией:

• меняют местами звуки и слоги;

• делают длительные паузы между словами;

• не понимают речь окружающих и не контролируют свою собственную;

• испытывают трудности в запоминании и вспоминании слов;

• не понимают прочитанный текст и т. д.

При коррекции афазии используются медицинское и логопедическое направления.

Дизартрия

Еще одно тяжелое нарушение, связанное с делами медицинскими и входящее в тройку логопедических «лидеров». К счастью, дизартрия не так широко распространена среди детей, всего 3-6%, но в последнее время имеется тенденция к увеличению данного показателя.

При дизартрии человек говорит нечленораздельно и невнятно, будто «каша во рту», чему способствуют нарушения артикуляции, речевого дыхания, интонационной окраски, вызванные, в свою очередь, поражениями нервной системы.

Причинами дизартрии у детишек могут стать:

• внутриутробные инфекции;

• родовые травмы;

• токсикозы беременных;

• перенесенные в раннем возрасте нейроинфекции (менингит, энцефалит);

• черепно-мозговые травмы и др.

Нужно сказать, что заболевание имеет 4 степени тяжести:

1. при 1-й наличие дефекта может определить только специалист-логопед;

2. при 2-й степени – речь остается все еще понятной, но ошибки звукопроизношения уже заметны окружающим;

3. 3-я степень — когда больного способны понять только самые близкие люди, которые общаются с ним постоянно;

4. ну а 4-я степень, когда больного не понимает вообще никто.

Дефекты речи подлежат коррекции в детском возрасте. Своевременные занятия с логопедом могут исправить даже тяжелые нарушения.

Человек отличается от животного способностью мыслить и говорить, умением связно выражать то, о чем он думает. Но в некоторых случаях человеческая речь невнятна и непонятна окружающим. Одни дефекты речи подлежат исправлению, другие — сопровождают человека всю его жизнь.

Ребенок с дефектом речи неверно произносит звуки

Причины нарушения речи у детей

Причины нарушения речи у детей:

• негативное влияние некоторых неблагоприятных факторов на плод в период беременности и родов

• недостаток общения с ребенком

• родовые или послеродовые поражения мозга

• травмы и повреждения головы у детей младше 3 лет

• плохая наследственность

• анатомические особенности, своеобразное строение челюстей

• привычка сосать пальцы

• психические травмы

• испуг

• длительная напряженная ситуация в семье

Испуг — одна из причин нарушения речи у детей

Особенности нарушения речи

Речь человека быстро развивается в первые 3-5 лет жизни.

Под нормальной речью подразумевают внятное проговаривание ребенком всех букв.

Различают следующие основные речевые недостатки :

• афония — дефект произношения звуков

• дислалия — проявляются дефекты фонетики

• заикание – прерывистый ритм, отсутствие плавности

• брадилалия — неестественное замедление темпа

• тахилалия – слишком быстрая речь

• ринолалия — патологии тембра

• дизартрия — недоразвитие нерва, связывающего речевой аппарат и мозг

• афазия — потеря речи при поражениях ЦНС

• алалия — недоразвитие речи при поражениях мозга

Основной формой коррекции речи являются логопедические занятия. Перед занятиями проводят обследование ребенка: его поведение в игре, учебе, общении с другими людьми.

Нарушения речи у ребенка негативно сказывается на его эмоциональном состоянии. У ребенка снижается интерес к занятиям, он замыкается в себе.

ВАЖНО: Родители должны помнить, что они ответственны за своего ребенка. Чем раньше будут обнаружены нарушения речи, тем скорее нужно обращаться к специалисту — логопеду.

Логопедические дефекты речи у ребенка подлежат исправлению при помощи занятий со специалистом

Впервые родители поймут, что у ребенка имеются проблемы с письменной речью при обучении его грамоте.

Дисграфия — неполное нарушение письма, проявляется в повторении одних и тех же ошибок при написании:

• замене слогов или отдельных букв

• нарушении порядка букв в словах

• разрыве отдельных слов при их написании

Дислексия — частичное нарушение чтения. Проявляется в устойчивых ошибках, обусловленных отсутствием важных психических функций.

Нарушения письменной речи проявляются при обучении письму

Публикации по теме:

Дефекты осанки и причины их возникновения Дефекты осанки и причины их возникновения Нарушение осанки, по мнению С. М. Чечельницкой, это неструктурная или функциональная деформация.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Картотека речевых игр с музыкальными инструментамиКартотека речевых игр с музыкальными инструментами Картотека речевых игр с музыкальными инструментами 1. Речевая игра с музыкальными инструментами «Осенняя сказка» Тихо ходит по дорожке.

Мастер-класс «Изготовление речевых дорожек»Мастер-класс «Изготовление речевых дорожек» "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев" В. А. Сухомлинский Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка.

Мастер-класс по изготовлению речевых кубиков из коробокМастер-класс по изготовлению речевых кубиков из коробок Мастер-класс по изготовлению речевых кубиков из коробок. Для того, чтобы сделать процесс автоматизации звука в словах более увлекательным.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Причины неуспеваемости школьников Преодоление неуспеваемости важнейшая задача практической и теоретической педагогики. Разрешение этой задачи в условиях общеобразовательной.

Дидактические пособия «Виды бумаги. Виды ткани»Дидактические пособия «Виды бумаги. Виды ткани» Создание предметно-развивающей среды: Дидактические пособия «Виды бумаги», «Виды ткани» Доброе время, гости мои! Блуждая по страницам.

Консультация психолога «Причины школьных трудностей и социальное развитие ребенка» Страничка психолога Причины школьных трудностей и социальное развитие ребенка Начало систематического обучения в школе связано с изменениями.

Театр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детейТеатр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детей Для многих детей персонажи «Театра на палочках» становятся настоящими помощниками: помогают снимать эмоциональное напряжение, позволяют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Виды и причины детских речевых патологий
Опубликовано: 15 июня 2021 в 22:26
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Виды и причины детских речевых патологий» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Ляшенко (УИ 380118) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД