Светлана Ляшенко
Виды и причины детских речевых патологий
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – это один из самых главных, самых важных интеллектуальных инструментов. И главная опасность нарушений речи – это торможение интеллектуального развития.
Если у ребенка нарушена речь, то он не имеет возможности в полной мере использовать ее как средство коммуникации с внешним миром. При снижении речевой активности страдает очень важная для детишек познавательная деятельность.
Наличие нарушений может определить логопед во время обследования по наличию стойких специфических ошибок. И именно он может напугать родителей страшными буквосочетаниями типа ФНР, ФФНР или, чего хуже, ОНР. А вы знаете, что они означают? Сейчас узнаете.
ФНР
Публикация «Виды и причины детских речевых патологий» размещена в разделах
Фонетическое недоразвитие речи.
Это когда нарушено произношение одного или нескольких звуков. Например, ребенок может не выговаривать «л» или «р», могут быть проблемы с произношением шипящих или свистящих. Думаю, что и взрослых людей с ФНР вам приходилось встречать.
Кто поможет ребенку с ФНР? Во-первых, стоит посетить врача-ортодонта. Возможно, есть проблемы со строением челюсти или нужно просто подрезать уздечку. А также на помощь поспешит логопед, который в состоянии «поставить» отсутствующие звуки, с помощью специальных упражнений.
ФФНР
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
Здесь все завязано не только на неспособности правильно произнести звук, но и неспособности правильно его услышать. Имеются проблемы с фонематическим слухом.
Можно проверить фонематический слух ребенка в домашних условиях. Попросите ребенка повторить за вами цепочки слов «па-ба-ба-па» или «гу-ку-гу-ку» и т. п.
Трудно? Ошибается? Значит, скорее всего, не слышит. Значит, нужно проблему решать, пока не поздно. Ведь нарушение фонематического слуха в результате приведет и к трудностям с письмом, и к трудностям с изучением не только русского, но и иностранного языка.
ОНР
Общее недоразвитие речи.
Это когда ко всему вышеперечисленному добавляется еще и скудный словарный запас. Ребенок с ОНР не может пересказать текст, ему трудно составить описание к картинке и выразить в словах свои мысли. Такие детишки начинают говорить позже своих сверстников и дают односложные неразвернутые ответы на вопросы.
До кучи, наблюдаются проблемы с развитием памяти, мышления и внимания. Из всего этого, естественно, следуют колоссальные проблемы с усвоением школьных уроков и бесконечные двойки-тройки. В данном случае на помощь ребенку придет не только логопед, но и невропатолог, поскольку причиной могут служить поражения нервной системы.
И ФНР, и ФФНР, и ОНР, если ими не заниматься, рано или поздно приведут к такому нарушению как дисграфия. Это нарушение письма.
«Неговорящие» диагнозы
Алалия
Это патология, связанная с органическим поражением нервной системы. Речевая функция при алалии не сформирована. Речь либо отсутствует полностью, либо очень-очень сильно нарушена. Нарушения затрагивают как фонетико-фонематические компоненты, так и лексико-грамматические.
Алалия может быть разной:
1. Моторной, при которой детишки страдают еще и двигательными расстройствами: неловкостью, нескоординированностью движений, недоразвитием мелкой моторики. Детки могут быть как гиперактивными, так и наоборот слишком заторможенными. Ребенок, в принципе, понимает, что ему говорят, но своя собственная речь либо развивается слабо, либо не развивается совсем. При грубых формах, ребенку доступно только звукоподражание и отдельные «лепетные» слова, которые сопровождаются активной мимикой и жестикуляцией.
2. Сенсорной, при которой нарушается восприятие и понимание обращенных к ребенку слов. При этом с физическим слухом все в порядке. То есть, слышу, но не понимаю. Собственная речевая активность при этом повышена, но речь полностью лишена смысла и представляет собой набор отдельных звуков и обрывков слов. Получается эдакий речевой салат, непонятный для окружающих. Детки с сенсорной алалией либо импульсивны и хаотичны, либо наоборот замкнуты и инертны.
Методика коррекции алалии в любых ее проявлениях носит комплексный характер, этим занимаются психологи, медики, логопеды, педагоги. Работа над речью ведется на фоне медикаментозного лечения.
Афазия
Отличается от алалии тем, что с речью когда-то все было нормально, но потом она была утрачена. Причинами этого могут служить, к примеру:
• травмы головы;
• воспалительные заболевания мозга;
• пороки сердца.
Эта болезнь может настигнуть как взрослых людей, так и детишек в возрасте от трех лет.
У афазии также имеется своя сложная классификация и зависит она от поражения тех или иных зон коры головного мозга. И вдаваться в это слишком глубоко мы не будем. Но при поражении любой зоны у больных афазией наблюдается нарушение речи в целом. Сначала выпадает какое-то одно звено (например, способность понимать, что тебе говорят, а потом рушится и вся сложная речевая система.
Пациенты с афазией:
• меняют местами звуки и слоги;
• делают длительные паузы между словами;
• не понимают речь окружающих и не контролируют свою собственную;
• испытывают трудности в запоминании и вспоминании слов;
• не понимают прочитанный текст и т. д.
При коррекции афазии используются медицинское и логопедическое направления.
Дизартрия
Еще одно тяжелое нарушение, связанное с делами медицинскими и входящее в тройку логопедических «лидеров». К счастью, дизартрия не так широко распространена среди детей, всего 3-6%, но в последнее время имеется тенденция к увеличению данного показателя.
При дизартрии человек говорит нечленораздельно и невнятно, будто «каша во рту», чему способствуют нарушения артикуляции, речевого дыхания, интонационной окраски, вызванные, в свою очередь, поражениями нервной системы.
Причинами дизартрии у детишек могут стать:
• внутриутробные инфекции;
• родовые травмы;
• токсикозы беременных;
• перенесенные в раннем возрасте нейроинфекции (менингит, энцефалит);
• черепно-мозговые травмы и др.
Нужно сказать, что заболевание имеет 4 степени тяжести:
1. при 1-й наличие дефекта может определить только специалист-логопед;
2. при 2-й степени – речь остается все еще понятной, но ошибки звукопроизношения уже заметны окружающим;
3. 3-я степень — когда больного способны понять только самые близкие люди, которые общаются с ним постоянно;
4. ну а 4-я степень, когда больного не понимает вообще никто.
Дефекты речи подлежат коррекции в детском возрасте. Своевременные занятия с логопедом могут исправить даже тяжелые нарушения.
Человек отличается от животного способностью мыслить и говорить, умением связно выражать то, о чем он думает. Но в некоторых случаях человеческая речь невнятна и непонятна окружающим. Одни дефекты речи подлежат исправлению, другие — сопровождают человека всю его жизнь.
Ребенок с дефектом речи неверно произносит звуки
Причины нарушения речи у детей
Причины нарушения речи у детей:
• негативное влияние некоторых неблагоприятных факторов на плод в период беременности и родов
• недостаток общения с ребенком
• родовые или послеродовые поражения мозга
• травмы и повреждения головы у детей младше 3 лет
• плохая наследственность
• анатомические особенности, своеобразное строение челюстей
• привычка сосать пальцы
• психические травмы
• испуг
• длительная напряженная ситуация в семье
Испуг — одна из причин нарушения речи у детей
Особенности нарушения речи
Речь человека быстро развивается в первые 3-5 лет жизни.
Под нормальной речью подразумевают внятное проговаривание ребенком всех букв.
Различают следующие основные речевые недостатки :
• афония — дефект произношения звуков
• дислалия — проявляются дефекты фонетики
• заикание – прерывистый ритм, отсутствие плавности
• брадилалия — неестественное замедление темпа
• тахилалия – слишком быстрая речь
• ринолалия — патологии тембра
• дизартрия — недоразвитие нерва, связывающего речевой аппарат и мозг
• афазия — потеря речи при поражениях ЦНС
• алалия — недоразвитие речи при поражениях мозга
Основной формой коррекции речи являются логопедические занятия. Перед занятиями проводят обследование ребенка: его поведение в игре, учебе, общении с другими людьми.
Нарушения речи у ребенка негативно сказывается на его эмоциональном состоянии. У ребенка снижается интерес к занятиям, он замыкается в себе.
ВАЖНО: Родители должны помнить, что они ответственны за своего ребенка. Чем раньше будут обнаружены нарушения речи, тем скорее нужно обращаться к специалисту — логопеду.
Логопедические дефекты речи у ребенка подлежат исправлению при помощи занятий со специалистом
Впервые родители поймут, что у ребенка имеются проблемы с письменной речью при обучении его грамоте.
Дисграфия — неполное нарушение письма, проявляется в повторении одних и тех же ошибок при написании:
• замене слогов или отдельных букв
• нарушении порядка букв в словах
• разрыве отдельных слов при их написании
Дислексия — частичное нарушение чтения. Проявляется в устойчивых ошибках, обусловленных отсутствием важных психических функций.
Нарушения письменной речи проявляются при обучении письму