Нина Шафеева
Экологическая викторина «Весенний лес и его обитатели»
▼ Скачать + Заказать документы
Весенний лес и его обитатели
Интегрированное мероприятие в образовательных областях «Познание» и «Физическая культура»
с детьми старшего дошкольного возраста
на тему «Весенний лес и его обитатели»
(экологическая викторина)
Участники: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, инструктор по физической культуре.
Цели в области «Познание» :
Публикация «Экологическая викторина „Весенний лес и его обитатели“» размещена в разделах
- Весна. Викторины, интеллектуальные игры
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
1. Закреплять представления детей о лесе как о сообществе растений и животных, проживающих на одной территории, упражнять в умении различать деревья по листьям, различать следы диких животных.
2. Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление, внимание.
3. Воспитывать заботливое отношение к природе и к животным, командный дух, уважение к партнерам и соперникам по игре.
Цели в области «Физическая культура» :
1. Формировать навыки здорового образа жизни. Закрепить умение прыгать на двух ногах, упражнять в подскоках.
2. Развивать психофизические качества: быстроту, ловкость, выносливость.
3. Оздоравливать детский организм с помощью дыхательной гимнастики, расслабляющих упражнений.
4. Побуждать детей к творческому самовыражению в упражнение «Лес», развивать дружеские взаимоотношения.
Методы и приё мы:
1. Игровой (сюрпризные моменты).
2. Наглядный (показ презентации, демонстрация картин - животных, птиц, деревьев).
3. Словесный (объяснение, художественное слово, вопросы поискового характера).
4. Практический (практические задания).
Предварительная работа:
• Изготовление картинок, приготовление презентации-игры «Чья тень».
• Чтение рассказов, сказок познавательного характера о природе, и обитателях леса.
• Беседы на тему: «Кто обитает в лесу?», «Что растет в лесу?», «Следы животных».
• Изучение правил подвижной игры «Белки в домиках».
• Проведение психогимнастики «Муравей», упражнение «Лес».
Материала и оборудование: презентация-игра «Чья тень?», картинки с изображением лесных обитателей и их следов, картинки с изображением деревьев и их листьев, изображение птиц, эмблемы для участников команд, столы, стулья, мольберты, морковка, шишка, маски зайца и белки; техническое средство - музыкальный центр, CD-диски, флеш-карта, проектор, экран; музыкальное оформление: голоса природы «Утро в лесу», «День в лесу», Моцарт «Симфония № 40», Saint Seans «Aquarium», лесные звуки вальс Мюзеты Джакомо Пуччини, песенка «Про следы» из м/ф «Маша и Медведь», песенка «Игра», Григ «Morning from Peer Gynt».
Оформление зала: деревья, пеньки; изображения - животных, цветов, грибов, птиц; драпировка из тканей.
Ход викторины
(Под музыку выходят ведущие).
Ведущий 1:
Мне воробьи сегодня рассказали —
Не знаю, правда ли,— что уж весна идет.
Не верится: вчера еще в снежки играли
И на пруду прозрачный крепок лед.
Чивик-чик-чик! Откуда вы узнали?
Кто о весне, пичужки, вам сказал?
«Полдневный луч нам крылышки ласкал,
Капели первые сегодня прозвучали».
О. А. Беляевская
Ведущий 2:
Весело аукнула
Из лесу весна,
Ей медведь откликнулся
Проурчав со сна.
Поскакали зайки к ней,
Прилетел к ней грач;
Покатился ёжик вслед,
Как колючий мяч.
Всполошилась белочка,
Глянув из дупла, -
Дождалась пушистая
Света и тепла!
Гордо приосанился
Посветлевший бор;
На ветвях коричневых
Грянул птичий хор.
Л. Аграчёва
Ведущий 1:
- Вот и весна наступила. А давайте мы с вами отправимся в лес и узнаем, что же происходит в это время в лесу. Давайте пригласим команды на нашу экологическую викторину.
(Выход команд под музыку).
Ведущий 2:
- Много тайн и загадок хранит лес. Сегодня мы с вами постараемся разгадать их.
«В нашем лесу растут разные деревья, кустарники, ягодки, грибочки. Выберите сами себе растение, которое вам нравится. По моей команде мы с вами превратимся в лес. Как ваше растение реагирует на природные явления:
- на тихий, нежный ветер;
- на сильный, холодный ветер;
- на ураган;
- на мелкий грибной дождик;
- на сильную жару;
- на ночь;
- на заморозки;
- на ласковое солнышко.
Ведущий 1:
- Молодцы, ребята-зверята! Как вы красиво и правильно изображали реакцию деревьев. Перед вами сегодня соревнуются две команды «Зайчики» и «Белочки». Давайте послушаем, как же жилось зверям зимой.
(двое детей читают стих, другие выполняют прыжки на двух ногах)
Команда «Зайчики»
Прыгает заинька,
Прыгает беленький,
Зайка — прыг, зайка — скок,
Слышен зайкин голосок:
«Холодно заиньке,
холодно белому,
Как же быть мне зимой,
Замерзает хвостик мой!»
Команда «Белочки»
(двое детей читают стих, а другие дети выполняют прыжки «с ноги на ногу»).
«Ах! Как нам наскучили
Вьюги, холода
И морозы жгучие,
Словно навсегда.
Рыженькие белочки
Прячутся в дупло
Поскорей бы солнышко
Ясное взошло!»
Ведущий 2:
- И так начинаем нашу экологическую викторину. Готовы? Дети, ответьте, пожалуйста, что обязательно должно расти в лесу, без чего не бывает леса? (без деревьев). А сможете ли вы узнать деревья в лесу? (ответы детей).
«Определи дерево»
(В этом конкурсе команды должны определить дерево по листьям. Затем команды получают подносы с набором листьев. Детям нужно прикрепить листок к дереву на мольберте).
Включается аудиозапись «День в лесу»
Ведущий 1:
- Первое задание. Нужно по листьям определить дерево. Перед вами на столах лежат листья, выберите правильным листочек и прикрепите его на мольберт. И начали!
- Молодцы! Ловко справились с первым заданием.
Включается аудиозапись песни «Про следы» (из мультфильма «Маша и медведь»).
Ведущий 2:
- Ребята, из какого мультфильма эта песня? Правильно. Маша никак не могла определить следы, которым её обучал медведь, но вы то, дети смышленые и обязательно справитесь со следующим заданием.
«Угадай следы»
(карточки с изображением следов животных лежат на полу, изображения зверей на мольберте: «Белочки»- медведя, белки, лося, лисы; «Зайчики» - волка, зайца, кабана, рыси).
Ведущий 1:
- А вот здесь на земле множество следов. Кто же здесь оставил? Вы поможете узнать зверя по следам? Вам нужно подобрать к каждому животному их следы. И так начали!
Ведущий 2:
- Ребята, вы и с этим заданием справились ловко. Молодцы! А теперь ответьте мне на вопросы.
- Какой лесной житель и для чего сушит себе на зиму грибы на деревьях? (белка)
- Зачем нужен лисе такой пушистый хвост? (заметать следы)
- Куда прячется белка в сильные морозы? (в дупло)
- Зачем заяц следы запутывает? (чтобы не нашли его хищники)
Ведущий 2:
- Ребята, а давайте вместе сыграем подвижную игру «Белки в домике».
Описание игры
Игроки встают в круг и разбиваются в группы по трое человек. Двое из них сомкнутыми руками изображают клетку, а третий, стоящий в середине, - белку в домике. Водящий, который находится в центре, дает команду: «Белки, выходите!». После чего белки должны выйти и бегать (подскоки) по всей площадке. Внезапно водящий произносит новую команду: «Белки, по домикам!» и все должны занять ближайшие домики. Водящий тоже старается занять пустой домик. Та белка, которой клетки не досталось, становится водящей. Далее белки и домики меняются ролями.
- Молодцы! Здорово вы играли и наверное устали. А давайте немного отдохнем.
«Муравей» (под музыку Григ «Morning from Peer Gynt»)
Ведущий 2:
- Представьте себе, что вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают (повторить 2-3 раза).
«Хищники и травоядные»
Ведущий 1:
- А теперь следующее задание! На столе лежат карточки с изображением животных. Команда «Зайчики» выбирают хищных животных леса, а команда «Белочки» - травоядных животных (кабан, заяц, лось, белка - травоядные, медведь, лиса, волк, рысь - хищники).
(Команды выполняют задание).
«Назови жилища»
Ведущий 2:
- Молодцы! А теперь скажите, как называются жилища лесных зверей. Команды отвечают по очереди! (после каждого ответа демонстрируется картинка животного и его жилище на экране)
У лисы… (нора)
У белки (дупло)
У волка (логово)
У медведя (берлога)
У мышки (норка)
У бобра …. (хатка)
«Отбери птиц»
Ведущий 1:
- Перед вами картинки с изображением птиц. Посмотрите внимательно и отберите команда «Зайчики» - зимующих птиц, а команда «Белочки» - перелетных птиц. (Зимующие - голубь, ворона, воробей, синица. Перелетные – скворец, грач, ласточка, журавль).
(Пока команды выполняют задание, ведущий задает вопросы гостям мероприятия).
Ведущий 2:
- А сейчас, предлагаю поиграть в игру «Передай мяч и назови животное».
Ведущий 1:
- Назовите птиц, которых вы выбрали. Молодцы!
«Чья тень?»
Ведущий 2:
- А сейчас, ребята, вам нужно отгадать по тени кто это?
(На экране появляется тень животного, и дети отгадывают её).
Просмотр фильма «Мир животных»
Ведущий 1:
- А сейчас внимание на экран. Просмотрим фильм о животных.
Ведущий 2:
- Молодцы, ребята! Мы с вами проделали такой длинный путь по лесу и узнали много интересного про обитателей леса и деревья.
Ведущий 1:
- Дети, что интересного было на нашей экологической викторине? (ответы детей)
- Для вас обитатели леса оставили подарки. Вот это вам морковка, зайчики. А это вам шишка, белочки.
- На этом наша экологическая викторина подошла к концу. Спасибо всем за внимание!