Любовь Митюхляева
Введение в предмет «Черчение». Урок с применением презентации
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока №1
ТЕМА: Введение. История развития черчения. Значение черчения в практической деятельности человека. Инструменты и принадлежности. Правила оформления чертежей.
ТИП урока : Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
ФОРМА урока : Урок с использованием презентации, беседа.
СОДЕРЖАНИЕ: Краткая история графического общения человека. Значение графической подготовки в современной жизни и профессиональной деятельности человека.
Публикация «Введение в предмет „Черчение“, Урок с применением презентации» размещена в разделах
- Черчение
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Области применения графики и ее виды. Основные виды графических изображений. Виды чертежных инструментов, материалов и принадлежностей.
Специальные умения и способы деятельности: Знать краткую история графического общения человека, значения графической подготовки в современной жизни и профессиональной деятельности человека.
Общеучебные умения и способы деятельности: Уметь логически рассуждать, обосновывать, аргументировать полученные знания.
ВИД контрольно-оценочной деятельности: текущий.
ФОРМА контрольно-оценочной деятельности: УО.
Цель урока : Содействовать в осознании учащимися значения и места курса черчения в жизни и профессиональной деятельности человека, заинтересовать учащихся предметом.
Оборудование для учащихся: тетрадь, учебник «Черчение»
План урока.
1. Вступительное слово учителя.
2. Организация рабочего места.
3. Актуализация опорных знаний.
4. Сообщение новой темы урока. История развития чертежа.
5. Формирование новых знаний.
5.1. Виды графических и наглядных изображений.
5.2. Правила оформления чертежей.
6. Первичное усвоение и применение новых знаний.
7. Контроль усвоения. Первичная проверка полученных знаний. Рефлексия.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя о курсе черчения.
СЛАЙД 1 Презентация «Введение в предмет. Урок №1».
Черчение - учебная дисциплина, обеспечивающая изучение различной графической информации об объектах и явлениях предметного мира (запись в тетради)
СЛАЙД 2.
Черчение в IX классе — обобщающая дисциплина, систематизирующая полученную ранее информацию о графических изображениях. Вместе с тем его изучение позволяет сформировать целостную систему знаний о правилах выполнения чертежей, эскизов, технических рисунков, овладеть способами чтения графической информации, встречающейся во многих сферах деятельности человека.
Учебная дисциплина «Черчение» позволяет учащимся легче адаптироваться к продолжению обучения в средних специальных и высших учебных заведениях, к овладению в будущем инженерно-техническими, технологическими, экономическими, педагогическими и другими специальностями, к участию в практической работе, в изучении основ графического языка как средства человеческого общения.
Знания и умения, полученные на уроках черчения, необходимы также при изучении геометрии, географии и других школьных дисциплин.
Количество часов. Количество графических (работа на форматах, практических работ (работа в тетрадях, тестирований (по разделам и итоговая промежуточная аттестация, контрольные работы ( 2 части: теоретическая и практическая). Оценивание работ: критерии видов работ. Оценивание по полугодиям (с учетом четвертных). Электронный журнал. Итоговые оценки в аттестат (протоколы).
2. Организация рабочего места.
СЛАЙД 3
Принадлежности: тетрадь в клетку (подписать карандашом, использование условных обозначений, альбом или папка для черчения, учебник. Инструменты (циркуль, карандаши разной твердости и мягкости – курс изобразительного искусства, линейка, транспортир, 2 треугольника).
Все перечисленные инструменты и принадлежности необходимы для выполнения и передачи графической информации.
3. Актуализация опорных знаний.
Виды информации. Дома, в школе, на улице человека окружают различные предметы, которые можно описать словами, сфотографировать, нарисовать.
СЛАЙД 4
Сведения об окружающих нас предметах и явлениях, их свойствах, состоянии называют информацией.
Информация, воспринимаемая зрением - тексты, фотографии, рисунки, знаки - называется визуальной, т. е. зрительной. Информация, воспринимаемая слухом, - речь, музыка, различные сигналы - называется звуковой. Существуют и другие виды информации, которые человек получает благодаря чувствам восприятия (обоняние, осязание, тактильное).
Визуальную информацию, представленную в форме графиков, чертежей, рисунков, схем и т. п., называют графическими изображениями.
4. Сообщение новой темы урока. История развития чертежа.
СЛАЙД 5
Изображения сопровождали человека на всех этапах его исторического развития.
Попытки людей изобразить окружающие предметы предшествовали письменности. Еще не зная бумаги и карандашей, человек с помощью угля, мела или какого-либо красящего вещества изображал на стенах своих жилищ предметы из окружающей его природы. Чаще всего это были рисунки животных и птиц, охота. Для указаний мест охоты, путей кочевок издавна служили рисунки-планы, которые с течением времени становились подробнее, выразительнее и точнее передавали характер местности. До наших дней сохранилось одно из древнейших изображений охотничьего угодья Северного Кавказа, выгравированное на серебре. На рисунке изображено озеро и впадающие в него реки. Здесь же изображены звери, обитающие на склонах гор и в долинах. Рисунки-планы являются прообразами наших географических карт.
СЛАЙД 6
Позднее, когда людям потребовалось изобразить предмет не только с натуры, но и создать что-то новое, когда стали строить большие сооружения: крепости, жилища появились первые чертежи, которые назывались «планами». Эти чертежи обычно выполнялись прямо на земле на месте будущего сооружения в натуральную величину. В дальнейшем такие планы-чертежи стали делать на пергаменте, дереве, холсте в уменьшенном виде. Вначале разницы между чертежом и рисунком практически не было. Изображения выполнялись от руки, на глаз. Такой чертеж не содержал размеров, и судить по нему об изображенных предметах можно лишь приблизительно. Этот чертеж нуждается в словесных пояснениях, поэтому на нем сделаны различные надписи.
СЛАЙД 7
История чертежей и других графических изображений уходит в глубокую древность. Первые сведения о чертежах, напоминающих современные, относятся к XV в. Так, Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.) — великий итальянский ученый и художник — в технических рисунках и эскизах раскрывал свои идеи в области техники и строительства. Однако дошедшие до нас выдающиеся памятники материальной культуры
свидетельствуют о более раннем применении чертежей как строительных документов. Такие сооружения, как древнеегипетский храм Луксор (XV-XIII вв. до н. э., древнегреческий храм Парфенон в Афинах (447-438 гг. до н. э., амфитеатр Колизей в Риме (75-80 гг. н. э.) не могли быть построены без заранее подготовленных проектов.
Значительное развитие строительные чертежи получили в XVI в. Известный итальянский архитектор Андреа Палладио в 1570 г. опубликовал разработанный им трактат "Четыре книги об архитектуре". Огромная заслуга принадлежит французскому инженеру Гаспару Монжу, опубликовавшему в 1798 году свой труд «Начертательная геометрия», который лёг в основу проекционного черчения, используемого и в настоящее время.
СЛАЙД 8
Первое упоминание о чертежах в России относится к началу XVI века и содержится в описи царского архива, по которой самый древний чертеж относится к 1517 году.
Значительного расцвета достигла русская графика во времена Петра I. До нас дошли многие кораблестроительные чертежи того времени. Некоторые из них выполнены Петром I по правилам проецирования.
В эпоху Петра I были предприняты первые шаги в области обучения черчению в горнозаводских школах. Первая такая школа была открыта в 1721 году в Екатеринбурге. В горнозаводских школах черчение считалось одним из основных предметов. Такую школу окончили И. И. Ползунов, ставший впоследствии знаменитым механиком и изобретателем универсальной паровой машины. К. Д. Фролов – знаменитый строитель гидротехнических сооружений на рудниках.
Чертежом пользовались многие выдающиеся изобретатели и инженеры. Талантливый русский механик, конструктор и изобретатель XVII в. И. П. Кулибин только для выполнения одного из своих шедевров - часов в форме куриного яйца - изготовил несколько десятков чертежей. Другим примером его деятельности служат чертежи моста через реку Неву. Интересны машиностроительные чертежи: паровоза отца и сына Черепановых; первого в мире самолета, построенного А. Ф. Можайским (1881 г.)
Чертежи, содержащие фасады, планы и разрезы зданий, выполненные выдающимися русскими архитекторами В. И. Баженовым, М. Ф. Казаковым, А. И. Воронихиным и др., относятся к XVIII в.
Черчение изучалось в гимназиях в курсе геометрии. В этот период в России были открыты гимназии в Петербурге, в Москве и Казани. В 1828 году были объединены общей программой рисование и черчение. 1828 год считается годом введения преподавания черчения в средней школе.
Изобразительное искусство, черчение - учебные предметы, которые используют возможности для реального развития творческих способностей личности человека, его творческой индивидуальности.
СЛАЙД 9
В XX веке продолжают развиваться все виды чертежей и возникают новые — схематические или, короче, схемы: электрические, гидравлические, пневматические, кинематические и комбинированные. Большая трудоемкость и незначительная скорость ручного выполнения чертежей вынуждали искать средства механизации их выполнения. Совершенствуются различные чертежные приборы, разрабатываются разнообразные трафареты для вычерчивания окружностей, эллипсов, надписей и условных знаков для схем: создаются приборы для нанесения штриховки, построения аксонометрических проекций, портативные пишущие машинки для нанесения на чертежи цифр, знаков и букв. Механизация чертежных работ несколько повышает производительность труда конструктора, но не обеспечивает ощутимого выигрыша во времени.
Значительно ускорить выполнение проектно-конструкторских работ позволяет применение современной техники на основе ЭВМ и персональных компьютеров. Создается автоматизированное рабочее место конструктора (АРМ). На основе АРМ создаются системы автоматического проектирования (САПР). Составной частью САПР является также машинная графика (МГ, включающая различные технические, языковые, программные, математические, информационные и организационные средства. САПР позволяет решать сложные расчетно-конструкторские и графические задачи и значительно ускорять разработку технической документации в самых сложных областях современной науки, техники и производства: космической, электронной, авиационной и др.
Индустриализация нашей страны, создание отечественного машиностроения и других производств, сооружение новых фабрик, заводов и городов привели к более широкому использованию чертежей, к разработке конструкторских проектов.
Но чертежи нужны не только в технике. Они являются постоянными спутниками многих профессий человека. По чертежам делают мебель, озеленяют города и поселки. Чертежи нужны врачу (для изучения медицинской техники, модельеру (для конструирования одежды и обуви, многим другим специалистам.
Чертежи как вид графической информации пересылают с завода на завод, из страны в страну. Человек любой специальности, если он умеет читать чертежи, поймет их, изучит по ним устройство самой сложной машины. Поэтому, чтобы стать технически грамотным человеком, нужно хорошо знать основы графической информации.
Чертеж - это еще и своеобразный графический интернациональный язык. Он понятен любому специалисту независимо от того, на каком языке он говорит. Чертеж является лаконичным средством выражения технической мысли.
В. - Проследив историю развития чертежа, мы столкнулись с такими данными, которые были для вас уже известны. Разные графические изображения вы изучали на других школьных предметах. Кто может их назвать?
О. - География, геометрия, технология, физика, изобразительное искусство.
СЛАЙД 10, 11
5. Формирование новых знаний.
5.1. Виды графических и наглядных изображений.
На уроках черчения мы будем изучать другие графические изображения.
Чертеж – это документ, содержащий изображение предмета, а также данные для его изготовления и контроля (запись в тетради)
Чертеж сборочный — чертеж, содержащий изображения изделия (сборочной единицы) в соединении.
Эскиз – это чертеж, выполненный от руки и на глаз с соблюдением пропорций детали.
Развертка — плоская фигура, полученная совмещением всех точек какой-либо поверхности с плоскостью.
Наглядное изображение предмета – это изображение, на котором мы видим предмет сразу с трёх сторон. Наглядное изображение предмета может быть выполнено в виде аксонометрической проекции и в виде технического рисунка.
Аксонометрическая проекция – это наглядное изображение предмета, выполненное по правилам построения аксонометрических осей.
Технический рисунок – это наглядное изображение предмета, выполненное от руки и в глазомерном масштабе.
СЛАЙД 12
5.2. Правила оформления чертежей.
Стандарты ЕСКД. Представьте, что было бы, если бы каждый инженер или чертежник выполнял и оформлял чертежи по-своему, не соблюдая единых правил. Такие чертежи были бы не понятны другим. Чтобы этого избежать, во многих странах приняты и действуют государственные стандарты Единой системы конструкторской документации (ЕСКД).
Стандарты ЕСКД - это нормативные документы, которые устанавливают единые правила выполнения и оформления конструкторских документов во всех отраслях промышленности и производства.
Государственные стандарты (сокращенно ГОСТ) обязательны для всех предприятий и организаций.
Каждый стандарт имеет соответствующее обозначение. Например, ГОСТ 2.301-68. Стандарты время от времени пересматривают. Изменения стандартов связаны с развитием промышленности и совершенствованием теории практики графических изображений.
Форматы.
Чертежи и другие конструкторские документы нельзя выполнять на листах произвольных размеров.
Для экономного расходования бумаги, удобства копирования, хранения чертежей и пользования ими стандарт устанавливает строго определенные размеры листов - форматы.
В школе вы будете пользоваться листами чертежной бумаги, размеры сторон которых 210x297 мм. Такой формат обозначают А4 (запись в тетради) Т – на полях в тетради уловное обозначение вопроса тестирования.
Рамка.
Каждый формат должен иметь рамку, которая ограничивает его рабочее поле, т. е. поле для выполнения чертежей. Линии рамки - сплошные толстые основные. Их проводят сверху, справа и снизу на расстоянии 5 мм от границы формата, а с левой стороны - на расстоянии 20 мм от нее. Эту полоску оставляют для подшивки чертежей (запись в тетради) Т
Основная надпись чертежа.
На чертежах в правом нижнем углу располагают основную надпись. Форму, размеры и содержание ее устанавливает стандарт. На учебных школьных чертежах вы будете выполнять основную надпись в виде прямоугольника со сторонами 22x145 мм. Т.
6. Первичное усвоение и применение новых знаний.
Задание – оформить формат А4.
7. Контроль усвоения. Первичная проверка полученных знаний. Рефлексия.
СЛАЙД 13
Вопросы по новому материалу для анализа усвоения материала урока.
(на усмотрение учителя, по наличию времени)
1. Какой рисунок стал прародителем чертежа? Что способствовало развитию чертежа?
2. В каком веке стали применять чертежи в России? В каких областях хозяйства?
3. В каких сферах современного производства применяют чертежи?
4. Почему чертеж получил название – наглядное изображение?
5. Для чего установлены единые правила выполнения и оформления чертежей? Какими государственными документами они определяются?
6. С какими учебными предметами взаимосвязан предмет Черчение? Докажи.
7. С какой целью изучается Черчение в школе?
8. Что именно понравилось или не понравилось на уроке?
9. Что нового для себя взяли с урока? Какие выводы сделали по дальнейшей учёбе?