Ирина Громышева
Консультация для родителей «Дыхательная гимнастика. Развиваем мозг ребенка с помощью дыхательных игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Вебинар для родителей :
"Дыхательная гимнастика. Развиваем мозг ребенка с помощью игр на дыхание"
Подготовила:
Громышева И. В.
Рассмотрим такие вопросы:
- Как сформировать навык правильного дыхания у ребенка в игре.
- Дыхательные нейроупражнения для развития речи детей.
- Дыхательные упражнения для дошкольников, старших дошкольников и школьников, что они помогают развивать.
Публикация «Консультация для родителей „Дыхательная гимнастика, Развиваем мозг ребенка с помощью дыхательных игр“» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Нейропсихологические игры и занятия
- Развитие речевого дыхания
- Темочки
- Игры своими руками для развития речевого дыхания.
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о дыхании. Дыхание очень важная вещь, ведь оно влияет не только на звонкость голоса и произношение звуков: З, Ш, Х, Ф и т. д., но и на здоровье человека.
За последние годы резко ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет жизни. Анализ детской заболеваемости в дошкольных учреждениях показывает, что лидерами являются заболевания, передающиеся воздушно-капельным путем — ОРВИ, ОРЗ. Поэтому целесообразно с раннего возраста уделять должное внимание укреплению и оздоровлению организма. Значительную роль в этом играет дыхательная гимнастика.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным выдохом, профилактике болезней дыхательных путей.
СЛАЙД 2
Следует различать физиологическое (жизненное) дыхание и речевое дыхание, которые, значительно отличаются друг от друга.
Физиологическое, или жизненное, дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Происходит непроизвольно, рефлекторно, вне нашего сознания. Оно призвано поддерживать жизнь в организме путем газообмена.
Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно отличается от «жизненного» тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный; количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы.
Развитие речевого дыхания у ребёнка начинается параллельно развитию речи. Уже в возрасте 3-6 месяцев идёт подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций. В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого развития одновременно формируется связная речь и речевое дыхание. У здоровых детей в 4-6 лет, не имеющих речевой патологии, грудобрюшное и речевое дыхание находится в стадии интенсивного развития.
СЛАЙД 3
Физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке.
В процессе речевого высказывания у детей отмечаются задержки дыхания, дополнительные вдохи, а также отмечается недостаточный объём вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, и укороченный и нерационально используемый речевой выдох.
При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность, так как дети вынуждены добирать воздух. Часто эти дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом и судорожно, с захлёбыванием.
Сегодня мы с вами познакомимся с дыхательными упражнениями, которые направлены на отработку навыка правильного дыхания. Мы будем дышать и в покое и в движении.
При дыхании мозг обильно насыщается кислородом, но бывают такие моменты, когда ребенок сосредотачивается на какой-то деятельности, на короткий промежуток времени, перестает дышать или может быть начинает дышать ртом.
Порой нам кажется, что привычка к открыванию рта во время дыхания ничего не значит, и мы не обращаем внимания на такую мелочь. На самом деле - это очень опасная привычка.
Слайд 4
Дыхание через рот приводит к инфекционным заболеваниям и дефициту кислорода в мозге.
СЛАЙД 5
Почему дыхание должно быть носовым?
1. Потому что в этот момент воздух очищается и согревается.
2. Воздух проходит через нос и раздражает рецепторы слизистой оболочки. Тем самым происходит насыщение кислородом и улучшается работа мозга.
СЛАЙД 6
При дыхании носом, мы снижаем риск чрезмерного насыщения кислородом или гипервентиляция. А это способствует адекватному сохранению уровня углекислого газа и насыщению кислородом.
СЛАЙД 7
Для малышей очень важно сформировать правильный навык – дышать через нос. А сделать это можно только в игре.
И здесь очень важно соблюдать правила:
- Мы делаем глубокий вдох носом, а выдыхаем через рот. Самое главное, чтобы воздух при выдохе не уходил в щечки.
Отработку дыхательных упражнений лучше начинать со стадии выдоха.
СЛАЙД 8
Давайте, посмотрим, как это происходит у дошкольников.
При проведении дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста необходимо соблюдать некоторые правила:
1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его.
2. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
3. Перед выполнением дыхательных упражнений ребенок должен успокоиться.
4. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после приема пищи. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
5. Выбор и дозировка дыхательных упражнений зависит от возраста, физического развития.
СЛАЙД 9
1 – е упражнение – Покачай игрушку.
Ребенок лежит : руки и ноги прямые, глаза смотрят вверх. Вы кладете ребенку игрушку на животик, и говорите о том, что она может покачаться, как - будто на волнах.
Когда ребенок вдыхает через нос, он набирает воздух в живот. Животик надувается и игрушка поднимается. Можно на 3 сек. задержать дыхание. А потом выдыхать. Выдох через рот, сложив губы трубочкой. Игрушка – опускается.
Желательно сделать таких 10 подходов.
СЛАЙД 10
2 – е упражнение: Задуй свечку.
Вы садитесь рядышком, напротив ребенка, зажигаете свечу. Говорите: Сегодня мы с тобой посмотрим, как танцует пламя свечи.
Ребенок набирает воздух через нос и медленно-медленно выдыхает воздух через рот, вытянув губы в трубочку. В тот момент пламя пляшет. Упражнение выполнять от 30 до 60 секунд, а потом тихонько задуть свечу.
СЛАЙД 11
3 – е упражнение: Игра напольный футбол.
- Возьмите легкие теннисные мячики. Они находятся на полу, ребенок ложится на живот. Вы ставите любые ворота – это может быть коробка, контейнер. Расстояние – примерно, 2-3 метра.
Задача ребенка : лежа на животе и подползая, задуть мяч в ворота. Ребенок забивает гол с помощью дыхания.
Получается интересная игра – футбол. Еще раз напоминаю: ребенок воздух набирает носом, а выдыхает – ртом.
4-е упражнение: Бабочка.
- Бабочка летала, воздух набирала (вдыхаем через нос, расправляем крылышки – руки в локтях в стороны).
- Бабочка устала, воздух – выдыхала (выдох через рот, шумный, губы трубочкой). Руки складываем крест накрест (крылышки).
СЛАЙД 12
5 – е упражнение: Насосик
Ребенок стоит, руки вытянуты, и ему нужно присесть на корточки. В этот момент он вдыхает – НОСОМ. Когда начинает вставать – выдыхает с шумом через рот.
А теперь давайте познакомимся с игрушками, которые помогают отрабатывать навык правильного речевого выдоха. Эти игрушки можно изготовить своими руками.
СЛАД 13
«АЭРОБОЛ» - очень увлекательная игрушка.
Ребенок берет в руки игрушку, вдыхает через нос воздух и выдыхает так, чтобы шарик поднялся на небольшое расстояние, а потом приземлился, ровно к себе в домик.
Сейчас на экране вы увидите, как поэтапно можно изготовить «АЭРОБОЛ». «Аэробол» состоит из картонной чашечки, трубочки и пластмассового шарика или шарик можно сделать из фольги.
«Аэробол» рекомендуется для детей от 3 до 7 лет с нарушением дыхания и голоса, для детей с заиканием, дизартрией и сложными речевыми дефектами.
СЛАЙД 14
Тренажер «Ветерок».
Тренажёр выполнен из ложечки от детского питания с вырезанным дном. К краю ложечки на липкую цветную бумагу прикреплены отрезки цветной мишуры. Тренажёр можно использовать с 2 лет.
Говорим ребенку – Хочешь превратиться в ветерок? Вдыхай через носик, а выдыхай через рот, шумно, губы трубочкой. Цветная мишура – полетела.
СЛАЙД 15
Игра «Бабочка на цветке»
Вырезаем цветок из картона. Приклеиваем на двусторонний скотч ниточку, а сверху серединку цветочка. Привяжем бабочку к нитке. Получаем чудесную игрушку для развития речевого дыхания.
Предложите ребенку сдуть бабочку с цветочка, и увидите, как она улетит. (Вдох – носиком, выдох – плавный через рот).
СЛАЙД 16
А теперь, давайте разберем дыхательные упражнения для старших дошкольников и школьников.
Они учат детей осознанному дыханию, тем самым выполняя функцию - произвольной саморегуляции.
Тренировка делает дыхание простым и естественным процессом. Она учит ребенка дышать с задержкой под счет, с поднятием одноименных и разноименных рук и ног.
СЛАЙД 17
Все эти упражнения нужно выполнять, начиная с положения:
- лежа, потом
- сидя, а затем
- стоя
В соответствии с онтогенезом, т. е. развитием ребенка.
А теперь, давайте посмотрим, как это происходит.
СЛАЙД 18
1. Ребенок лежит : руки прямые, ноги прямые, глаза смотрят в потолок.
На вдохе, поднимает правую руку (ведущую руку) вверх на 900 и на выдохе медленно-медленно ее опускает. Обязательно важно, чтобы рука на вдохе была на 900. Это упражнение можно повторить 10 раз. Так же с другой рукой.
СЛАЙД 19
Поднятие односторонней руки и ноги.
В этом упражнении соединяем руку и ногу. Поднимаем правую руку, правую ногу, а затем левую руку и ногу. Не забываем на вдохе поднимаем руку и ногу, на выдохе – опускаем.
СЛАЙД 20
Когда ребенок научится это делать, мы переходим к разноименным руке и ноге, т. е. ребенок выполняет упражнение правой рукой, левой ногой. Следим, чтобы ребенок медленно вдыхал и поднимал руку и ногу, а на длительном выдохе – опускал.
- Затем усложняем упражнение – ребенок производит задержку дыхания под счет на 3 или 5.
Объясните ребенку, что сначала нужно вдохнуть, посчитать про себя до 3 (или вы считаете вслух, и сделать выдох.
СЛАЙД 21
КАК УСЛОЖНЯТЬ УПРАЖНЕНИЯ?
Далее упражнения выполняются сидя.
-Ребенок садится на пятки, кладет руки в замок. На вдохе – руки поднимает вверх, на выдохе – опускает руки.
СЛАЙД 22
Упражнение можно повторить стоя.
Ребенок кладет руки в замок, но уже перед собой. На вдохе – вытягивает замок, а на выдохе – возвращает руки на грудь.
А сейчас я вас познакомлю с дыхательными упражнениями для изменения эмоционального фона.
СЛАЙД 23
Дыхание влияет на наше эмоциональное состояние. Если вам нужно сконцентрировать своё внимание на какой-то деятельности, чтобы собрать мысли в «кучку».
Закройте ЛЕВУЮ ноздрю и подышите правой. 10 глубоких вдохов и выдохов.
СЛАЙД 24
- Если вам нужно успокоиться – закройте ПРАВУЮ ноздрю и сделайте 10 глубоких вдохов ЛЕВОЙ ноздрей.
Итак, уважаемые родители, сегодня мы с вами познакомились с дыхательными упражнениями, которые влияют на состояние здоровья наших детей, помогают укрепить иммунитет и помогают развивать правильную и красивую речь