Елена Шадрина
Вариативные модели социального партнерства в системе дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
В Федеральном законе "Об основных гарантиях прав ребенка" подчеркивается, что государство обязано осуществлять всемерную поддержку семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки к полноценной жизни в обществе.
Реализации этой задачи способствовало создание "Центров по работе с семьёй". С 1 сентября 2002 года такой Центр стал функционировать на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида № 119 "Поморочка" г. Архангельска. Деятельность Центра осуществляется согласно годовому плану, составленному на основе перспективного плана развития Центра, и направлена на совершенствование просветительской работы с родителями и повышение их родительского потенциала, создание максимально благоприятных условий для воспитательно-образовательной работы с детьми, не посещающими детский сад.
Публикация «Вариативные модели социального партнерства в системе дошкольного образования» размещена в разделах
Структура Центра включает в себя семейную адаптационную группу "Играем вместе" для детей раннего возраста и консультативный пункт. В своей работе Центр осуществляет решение следующих задач:
1. Использовать новые организационные способы привлечение родителей неорганизованных детей к сотрудничеству с детским садом.
2. Организовывать и осуществлять взаимодействие с родителями детей, не посещающих ДОУ.
3. Оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по уходу за ребёнком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к ДОУ.
4. Вырабатывать единый стиль воспитания и общения с ребёнком в ДОУ и семье.
5. Формировать у ребёнка чувства защищённости и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.
6. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
7. Способствовать формированию у родителей потребности в частом индивидуальном общении с детьми.
Программно – методическое обеспечение работы "Центра" :
• "Кроха" – программа воспитания и развития детей до трёх лет. Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева.
• "Дружная семейка" - программа адаптации детей к ДОУ. Е. О. Севостьянова.
• "День за днём говорим и растём" – пособие по развитию детей раннего возраста. О. В. Елецкая, Е. Ю. Вареница.
• " Группы кратковременного пребывания: организация и содержание работы" И. Е. Аверина.
• "Программно – методическое обеспечение групп кратковременного пребывания в ДОУ". Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе.
• "Физическая культура для малышей". С. Я. Лайзане.
• "Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию" под. ред. Л. А. Венгера.
• "Изобразительная деятельность младших дошкольников" Т. Г. Казакова.
В настоящее время из-за коренных экономических и идеологических изменений в нашем обществе изменилось и отношение родителей к воспитанию своего ребенка. Семья изменяется вместе с развитием общества, она болеет теми же болезнями и достигает тех же успехов, что и общество. Еще совсем недавно считали: чем выше уровень образования, общая культура семьи, тем больше у нее возможностей правильно воспитывать детей. Сегодня большинство родителей имеют среднее и высшее образование, однако зачастую они делают те же ошибки в воспитании, что совершались ранее.
Семья оказалась в ситуации выбора содержания и форм воспитания ребёнка, выбора воспитывающего взрослого, отвечающего за уход и образование ребёнка. Таким взрослым может быть только человек, имеющий специальное образование, освоивший новую модель взаимодействия в триаде : ребёнок – педагог – родитель. Новая модель дошкольного образования – совместное с семьёй воспитание детей в условиях детского сада - обеспечивает развитие личности ребёнка и гармоничных отношений с ним взрослых.
Отличительной особенностью модели является активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения. Реализация идеи совместного воспитания возможна в такой форме, как семейная адаптационная группа. В такую группу дети приходят вместе с родителями. Здесь ребёнок имеет возможность, находясь вместе с мамой играть, двигаться, общаться с незнакомыми ему ранее детьми и взрослыми. А главное – он спокоен, не покинут и по-прежнему любим. На занятиях в группе "Играем вместе" родители с детьми приходят дважды в неделю в удобное для себя время. Длительность занятий – 1 час. Количество детей в подгруппах – не более 10 человек, общее количество детей – до шестидесяти.
Дети занимаются в течение всего учебного года с момента комплектования групп по май месяц включительно.
Виды занятий: ознакомление с окружающим миром и развитие речи, формирование представлений о природе, развитие движений, музыкальное развитие, действия с дидактическим материалом, сенсорное воспитание, конструирование, изобразительная деятельность (см. приложение №3). Проводит занятия с детьми и родителями воспитатель по работе с семьёй. В процессе формирования детского контингента она изучает условия воспитания и обучения в семье, выясняет имеющиеся затруднения у родителей в вопросах воспитания с помощью анкетирования и диагностики. Диагностика нужна, чтобы конкретизировать помощь каждой семье, а также для взаимообучения и взаимообогащения опыта родителей.
В ходе занятий педагог наблюдает за поведением малыша и родителей, отмечает такие характеристики ребёнка, как взаимоотношение со взрослыми и сверстниками, настроение, активность, игровые навыки, речь, владение навыками самообслуживания. Заполняет на каждого ребёнка "Индивидуальный маршрут развития», где отмечаются параметры нервно-психического развития, знакомит родителей с результатами диагностики. В семейной адаптационной группе взрослый может общаться со своим и чужим ребёнком, другими родителями, обсуждать сходство обсуждаемых ситуаций. Дети тоже имеют возможность получить первые уроки общения со сверстниками, первые знания. Опытный педагог обучает родителей приёмам вовлечения детей в игру и способам игровой деятельности, предлагает методы и приёмы обучения и воспитания малыша в разных видах деятельности, зависимости от его возрастных и индивидуальных особенностей.
Таким образом, родители из сторонних наблюдателей становятся активными участниками воспитательного процесса.
Анализ теории и практики воспитания детей раннего возраста убедительно показывает: интеграция семейного и общественного воспитания детей раннего возраста является важнейшим условием сохранения и укрепления их социального, эмоционального и физического здоровья в достаточно сложный для них период – отрыва от привычного семейного социума в вязи с поступлением в детский сад. Интегративный подход предполагает тесное сотрудничество медицинских работников, педагогов и психологов дошкольного учреждения, родителей детей раннего возраста, а также представителей служб социальной защиты, работников библиотеки.
Эту задачу решает работа консультативного пункта. Групповое консультирование родителей осуществляется один раз в неделю. Организованы индивидуальные собеседования с психологом и логопедом (по необходимости). В проведение консультаций задействованы все специалисты ДОУ, а также сотрудники детской библиотеки им. Гайдара, детской поликлиники Октябрьского округа, Центра ПП и МСПДиП «Леда», с которыми заключены договоры и составлены планы совместных действий.
Учитывая запросы родителей, определяется тематика консультаций
(см. приложение №1, которые мы распределили по трё м направлениям:
1."Уроки психолога" – занятия с психологом
2. "Школа молодой матери" – консультации врачей разного профиля
3. "Семейный клуб" – обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания, предупреждение наиболее распространенных ошибок в семейном воспитании, досуговые мероприятия.
Существует журнал консультаций, куда вписываются темы встреч и отзывы о проведенных мероприятиях.
Таким образом, мы имеем возможность, получить оценку своей работы, корректировать ее и учитывать пожелания родителей.
Встречи с родителями проходят в доброжелательной атмосфере, располагающей к сотрудничеству. Формы подачи содержания разнообразные, но обязательно динамичные, чтобы удерживать внимание. Для этого используются интерактивные формы общения, способствующие его активизации: обмен мнениями, дискуссия, «круглый стол», тренинг, лекция-беседа, обучающие занятия. Переход от монолога к диалогу требует от педагога большей подготовки, но и результат такой работы несоизмеримо выше.
В своей работе используем опыт педагогов-новаторов, в частности Метеновой Н. М. Это нетрадиционные родительские собрания с использованием музыкального сопровождения, содержащие озадачивающие вопросы «острого блюда», минуты самоанализа, когда каждый задумывается о своих взаимоотношениях с ребенком, это и работа с памятками (см. приложение№2, когда педагог передает свои знания родителям, не поучая их открыто, это и слово-эстафета, дающая родителям возможность почувствовать друг друга.
Тематика встреч широка и разнообразна. Она охватывает вопросы физического, психического и нравственного здоровья ребенка раннего возраста, всестороннего его развития. В целом работа Центра способствует гармонизации детско-родительских отношений, ослаблению адаптационного синдрома при переходе ребенка на целый день пребывания в детском саду. Реализуется открытость ДОУ «внутрь» и наружу». Это означает гуманизацию отношений между детьми, педагогами и родителями; гибкость и дифференцированность учебного процесса, готовность к сотрудничеству с социальными институтами.
Главным итогом работы является то, что за год удается сформировать у родителей воспитанников представление о том, что именно они являются первыми и главными педагогами своего ребенка и поэтому несут в полной мере ответственность за полноценное развитие собственных детей.
Тематика консультаций, родительских собраний,
круглых столов, дискуссий, тренингов.
Психологические особенности детей раннего возраста
Адаптация ребенка к условиям ДОУ
Игры с детьми раннего возраста
Роль педагога и родителей в образовательном процессе
Семейные конфликты
Воспитание единственного ребенка в семье
Детские капризы
Как по настоящему любить своего ребенка
Насилие в семье
Домашние праздники
Особенности развития речи детей раннего возраста
Влияние цвета на эмоциональное благополучие ребенка
Трудности детей раннего возраста
Леворукость у детей
Что может сказка
Дети «индиго»
Девочки и мальчики – два разных мира
Режим дня и питания
Домашний театр в жизни семьи
«И звуки музыки чудесной …»
Прогулка для души и тела
Школа «Неболейки»
Бабушки и дедушки. Как можно «испортить» ребенка
Гений или? (Способности, одаренность)
Проблемы раннего развития
«Я рисую этот мир»
Книги и журналы для малышей
«Найди в себе ребенка»
«Колыбельная» в жизни ребенка
Пальчиковые игры, упражнения, «Пальчиковый театр»
«Чудеса для детей из ненужных вещей
Особенности состояния нервной системы у детей раннего возраста
Физкультура с малышами
Вредные привычки родителей и влияние их на детей
Малыш и дорога
Забота о зубах – с раннего детства
Игра – это важно
Чему и как учить малыша
Детская агрессивность
Игры и занятия с маленькими детьми для снятия агрессии
Детские страхи
Простые способы рисования
Необходимость профилактических прививок
Кризис трех лет
Мукасоль – волшебный мир
Конвенция о правах ребенка
Место ребенка в семье
Умеем ли мы общаться со своим ребенком?
Какие мы родители?
Почему болеют на нервной почве? Что такое соматическое заболевание?
Учимся не врать
Наш мир – это наша семья
Искусство хвалить
Виды массажа
С кем можно дружить. Развитие в общении
Поговорим о моторике Наши руки не для скуки!
Умные книжки – умным детишкам
Папа может все!