Зоя Сергеевна
Варианты дефектного произнесения звука [Р] и способы коррекции
▼ Скачать + Заказать документы
1.
2.
3. Смягчение
В этом случае вместо твердого р слышится мягкое р. Слова «рука», «работа» звучат как «рюка», «рябота». Недостаток обусловлен тем, что спинка языка слишком поднята (палатализация, а передний край вибрирует не у альвеол, а ближе к верхним резцам. Лишь в крайне редких случаях подъем переднего края языка оказывается невозможным из-за короткой подъязычной связки, не позволяющей кончику языка отделиться от дна ротовой полости. При наличии указанной аномалии необходимо обратиться к врачу-стоматологу. Дефект не очень грубый (есть все элементы артикуляции, встречается сравнительно редко; обычно исправляется без затруднений.
Публикация «Варианты дефектного произнесения звука [Р] и способы коррекции» размещена в разделах
Как исправить?
При устранении этого недостатка детям надо дать послушать, как звучат р и рь (ара и аря и т. д., и предложить воспроизвести вслед за учителем твердое р.
Если и это не поможет, то следует предложить произнести звук р при несколько более широко раскрытом рте. При этом язык обычно автоматически перемещается назад.
4. Оглушение
5. В случае оглушения звук р произносится без голоса. Дефект как будто бы не грубый, поскольку есть все элементы артикуляции и остается только включить голос. Но следует отметить, что некоторые дети долго не могут овладеть озвончением р.
Как исправить?
Прежде всего необходимо предоставить ребёнку возможность прослушать, а затем воспроизвести звонкий р. Некоторые дети овладевают озвончением на основе подражания.
Если р не озвончается по подражанию на основе слухового восприятия, можно прибегнуть к тактильно-вибрационному контролю, приложив руку ребенка к своей и его шее в области гортани.
Но надо сказать, что и это не всегда приводит к желаемому результату. Тогда можно попробовать прием озвончения по аналогии. Ребёнку предлагают произносить пары глухих и звонких фрикативных: ф-в, с-з, ш-ж, р (глухое)-р. При этом, конечно, необходимо дать ребёнку уловить различие между глухими и звонкими звуками с помощью слухового или тактильно-вибрационного восприятия.
Когда ни один из указанных приемов не приводит к цели, следует упражняться в произнесении фрикативного р и вести традиционную работу по постановке звука.
6.
7. 3. Дорзальное произнесение р
8. Слышится очень грубый рокот, сопровождаемый побочным шумом. Вместе с языком сильно дрожит вся нижняя челюсть. Причина дефекта состоит в том, что вибрация образуется не передним краем языка, а его спинкой (от лат. слова dorsum — спина — происходит и название дефекта, которая ударяет в переднюю часть нёба или альвеолы; передний край языка при этом опущен (если посмотреть в рот ученика в момент произнесения им такого р, то видно, что передний край языка спокойно лежит у нижних резцов). Дефект очень грубый.
Как исправить?
При устранении дефекта надо исходить из фрикативного р и про водить работу описанными выше приемами.
4.
9. Очень грубая вибрация
10. В момент произнесения звука дрожит щека и верхняя губа. Язык оставляет с одной стороны большую щель (одним боковым краем не прилегает к коренным зубам, через которую проходит сильная струя воздуха, приводящая в колебание щеку и соответственную сторону верхней губы. Дефект очень грубый.
Как исправить?
Как правило, в этом случае звук р надо ставить заново (через фрикативное р, прибегая к описанным выше приемам.
5.
11. Боковое р
Вместо р слышится нечто вроде рль, дль или тль. Слова «рука», «барабан» звучат соответственно, как «рлюка», «барлябан», или «длюка», «бадлябан», или «тлюка», «батлябан».
Причина дефекта заключается в том, что переднеязычковая вибрация заменяется отрывом бокового края языка от верхних коренных зубов, в результате чего получается боковая щель. Прорываясь в нее, выдыхаемый воздух образует характерный взрывной звук, вслед за которым в соответствии с получающейся артикуляцией языка слышится звук ль.
Часто такую ошибочную артикуляцию вызывает то, что логопед приступает к выработке вибрации языка в тот момент, когда ребёнок еще не усвоил фрикативного р и удерживает язык в форме жала (что соответствует полумягкому ль). Дефект грубый.
Как исправить?
В этом случае звук р надо ставить заново (через фрикативное р) описанными выше приемами.
6.
12. Горловое р
Наиболее распространенный вид нарушения произнесения звука Р. Этот дефект имеет два варианта. Один из них характеризуется довольно четким, правильным рокотом; при другом слышится напоминающий храп звук (при участии голоса). При обоих вариантах язык оттянут назад и корневой своей частью сближается с мягким нёбом.
Первый вариант артикуляции носит название увулярного р (uvula — язычок). При нем язык соприкасается своей корневой частью с мягким нёбом; по средней линии остается желобок, в который попадает язычок. Проходя через получающуюся щель, выдыхаемый воздух приводит язычок в колебание, откуда и получается рокот, присоединяющийся к звуку голоса.
Второй вариант артикуляции носит название велярного р (velum — мягкое нёбо). При нем язык не имеет желобка. Оттягиваясь назад всей своей массой, он образует более растянутую (вправо и влево) щель. Проходя через щель, выдыхаемый воздух приводит в колебание не только язычок, но и значительную часть края мягкого нёба. Именно поэтому вместо более правильного рокота, характеризующего увулярное р, при велярном р слышится храпящий звук. Иногда, следуя демонстрируемой логопедом артикуляции, ребёнок поднимает кончик языка к альвеолам, но при этом сохраняет горловую вибрацию.
Как исправить?
Исправляя этот дефект (оба его варианта, следует перевести ребёнка на длительное употребление в речи фрикативного р. И только после этого можно приступить к выработке вибрации переднего края языка.
7.
13. Мелко-дробное р
В этом случае слышится очень напряженный звук. Причиной такого дефекта является то, что язык вибрирует не у альвеол, а у зубов, иногда даже между зубами. Дефект носит не грубый характер.
Как исправить?
Чтобы избавиться от такого недостатка, надо пошире открыть рот; в результате язык оттягивается назад и р звучит нормально. При этом надо помнить, что произвольно удержать рот во время артикуляции открытым удается не всем детям. Можно взять обычную школьную резинку, протереть ее спиртом, разрезать пополам и попросить ученика прикусить ее коренными зубами. В результате раствор рта увеличивается, а язык оттягивается к альвеолам.
8.
14. Призвук перед р (в виде согласных т, к, г, н)
Дефект имеет грубый и очень стойкий характер; часты рецидивы.
При его устранении надо широко использовать сопоставление правильной и неправильной артикуляции на слух с опорой на буквенное изображение: атра — ара (акра — ара или агра — ара). Если звук р предваряется носовым звуком (нр, следует показать, привлекая тактильно-вибрационный контроль, что крылья носа не должны вибрировать.