Маслиенко Снежанна
Валеологическое воспитание «Гигиена — страж здоровья». Старшие группы
▼ Скачать + Заказать документы
Валеологическое воспитание «Гигиена – страж здоровья»
Старшие группы
Пояснительная записка.
Пояснительная записка Великие учителя прошлого не зря утверждали, что физическое, духовное, и нравственное здоровье — это одно и то же. "Lavale!", — говорили в Древнем Риме, приветствуя собеседника и желая ему здоровья. Поэтому валеологию можно смело назвать интегральной дисциплиной, которая гармонично заключает в себе триаду Гармония-Любовь - Красота. Что же такое валеологическая культура? Под валеологической культурой ребенка мы понимаем совокупность нескольких компонентов: осознанного отношения к здоровью и жизни, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, а так же самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные со здоровым образом жизни, безопасным поведением, оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В последнее время уровень здоровья детей стал значительно снижаться. Увеличилось количество детей с врожденными патологиями, с физическими отклонениями, рост простудных и инфекционных заболеваний. Большинство заболеваний являются следствием неправильного отношения человека к своему организму: вредных привычек, неправильного питания, несоблюдения режима дня, малоподвижности, подверженности стрессам, неразумного поведения, т. е. всего того, к чему большинство людей в той или иной мере привыкают с самого детства. Избежать всего этого может достаточно высокий уровень образования, санитарной грамотности, физической и гигиенической культуры человека, его осознание ценностей здорового образа жизнедеятельности, практические навыки безопасного поведения в окружающем мире. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте, и поэтому очень важно с самого детства формировать у человека валеологическую культуру. Важно научить ребёнка понимать, сколь ценно здоровье для человека и как важно стремиться к здоровому образу жизни.
Публикация «Валеологическое воспитание „Гигиена — страж здоровья“, Старшие группы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Осанка. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Воспитание человека, сознательно заботящегося о своем здоровье в течение всей жизни – важная задача детского сада, требующая включения в ее реализацию всех участников воспитательно - образовательного процесса, включая самих детей. Из этого всего можно вывести основной принцип валеологии и валеологического образования. Человек, познай и сотвори себя. Валеология и педагогика в тесном сотрудничестве накопили некоторый опыт здравотворчества, формирование здорового образа жизни человека, представлений у дошкольников о себе как о представителях человеческого рода, основ безопасности детей дошкольного возраста, необходимых знаний, умений и навыков для организации здорового образа жизни. Этот опыт сотрудничества стал востребован в педагогическом процессе нашего дошкольного учреждения. Новизна программы в том, что она основывается на современной науке - валеологии.
Организация образовательной деятельности воспитанников строится на основе игровой деятельности, что помогает поддерживать интерес в ходе всей деятельности, а также физическую и умственную работоспособность детей, что, в свою очередь, дает положительный оздоровительный эффект, создает условия для формирования мотивации здоровья. Очень важно не упустить те возможности, которые дает детство для формирования у детей оберегающего и ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих их людей, для приобретения детьми устойчивых навыков здорового образа жизни. Детям необходимо активно изучать свой организм, свои возможности и слабые места, знать принципы восстановления функций и систем организма. Наиболее рационально формировать все эти навыки у детей в игровой форме, включая их в режимные моменты, в ход занятий, использовать в кружковой работе. В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры.
Валеологией называют науку о здоровом образе жизни, а также формировании, укреплении, сохранении и управлении ним. Валеологическая модель воспитания детей дошкольного возраста ставит перед собой цели ознакомления, внедрения в жизнь основных правил и норм, а также привитие навыков здорового образа жизни. Она включает в себя:
• занятия физкультурой;
• воспитание у малышей сознания того, что человек является частью общества и природы, выстраивание гармоничных отношений с природой;
• ознакомление с правилами рационального питания;
• закаливание детей;
• выработку навыков личной гигиены;
• профилактика и устранение вредных привычек;
• своевременное обращение за медицинской помощью.
Для реализации цели волеологического воспитания, первостепенное значение имеют:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка;
• создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно - образовательного
процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно – образовательного
процесса;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи. Ориентация воспитанников на здоровый образ жизни основывается на многоэтапной, постоянной, непрерывной учебно-воспитательной работе Цель волеологического воспитания- формирование у дошкольников представлений о здоровье, умений и навыков здорового образа жизни и установок на заботу о своем здоровье. Цель реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной.
Задачи:
Обучающие.
1. Помочь детям овладеть основами гигиенической и двигательной культуры.
2. Формировать элементарные знания о строении человеческого тела, о значении организма. 3. Формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности.
Развивающие.
1. Развивать представление о том, что полезно, а что вредно для организма.
2. Развивать умение заботиться о своем здоровье.
3. Развивать способности к установлению причинно-следственных связей между состоянием здоровья и поведением.
Воспитательные.
1. Приобщать к здоровому образу жизни, заботе о своем здоровье, правильном питании и укрепление организма
2. Формировать привычку ежедневных физических упражнений.
3. Воспитание культурно - гигиенических навыков.
4. Воспитывать уважение к окружающим, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли. Формы и методы работы с детьми. Основными средствами обучения детей является игра, наблюдение, беседы, экспериментирование, развлечения, практическая деятельность.
• знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.
Перспективное планирование по Валеологическому
воспитанию детей старшего возраста «Гигиена – страж здоровья»
Месяц Тема Деятельность педагога, форма занятия Цели и задачи
Октябрь - Ноябрь Чистота - залог Рассказ, физкультминутка.
Стихотворение, игровая ситуация. Цели: Дать детям доступные для
понимания знания о глазах, их
значение и роли в жизни человека.
Задачи: Развивать умение легко и
чётко излагать своё мнение, не
перебивать товарищей. Развивать
логическое мышление, воображение, зрительное внимание. Обогащать
словарь детей за счё т новых слов:
глазное яблоко, радужная оболочка.
Доставить детям радость, вызвать
желание к познанию.
Декабрь Твои глаза Пальчиковая гимнастика, игровая ситуация, вопрос – ответ, опыт по рассматриванию себя в зеркало, подвижная игра Цели: Дать детям доступные для понимания знания о глазах, их значение и роли в жизни человека.
Задачи: Приобрести гигиенические навыки, как беречь глаза. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Познакомить с правилами охраны зрения
Январь Мои зубы, их друзья и враги Активизация знаний детей о гигиене зубов, игра, физкульт – минутка, сказка, дидактическая игра, зарядка для зубов Цели: Сформировать понятие о необходимости ухаживать за зубами.
Физическое развитие: познакомить детей с зарядкой для зубов. Побудить к участию в игре «чистим зубы». Задачи: Формировать понятие о гигиене рта, необходимости полоскать и чистить зубы.
Февраль Гигиена сна Игровая ситуация, физкульт – минутка Цели: Объяснить детям физиологию сна.
Задачи: Познакомить с основными гигиеническими правилами сна. Развивать гигиенические навыки и умения детей. Воспитывать чувства ответственности, чтобы не нарушать режим дня.
Март Закаляйся как сталь Беседа, загадки, игровая ситуация, правила закаливания Цели: Закрепить ранее полученные знания по сохранению и укреплению
здоровья.
•формировать здоровый образ
жизни;
• воспитывать общую культуру здоровья;
Задачи: дать детям первичные
представления о закаливании организма и отметить важное значение для человека;
Апрель Свежий воздух – лучше любого лекарства Демонстрационное
экспериментирование,
Логические рассуждения, игра, рассказ, самонаблюдение
Цель: Систематизировать знания детей о строении и назначении органов дыхания.
Задачи: Дать детям первичные представления об органах дыхания и отметить их важное значение для человека;
Закреплять гигиенические навыки, умение бережного отношения к органам дыхания и правильного ухода за ними;
Формировать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни и вызывать негативное отношение к вредным привычкам
Май Солнце – источник здоровья Беседа, стихотворения, веселая зарядка, игра Цель: Приобщение детей к
ценностям здорового образа
жизни.
Задачи: Формировать представления о
правилах здорового образа жизни.
развивать и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
овладение элементарными
нормами и правилами
здорового образа жизни