Ольга Максимова
Валеологический центр в группе, как средство приобщения ребенка к здоровому образу жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Приоритетным направлением в дошкольном образовании является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни – это поведение человека, направленное на рациональное удовлетворение врожденных биологических потребностей (пищевой, двигательной, познавательной, и т. д., способствующее эмоциональному благополучию, профилактике болезней и несчастных случаев.
Важной составляющей процесса формирования у детей осознанного отношения к своему здоровью и навыков здоровьесберегающего поведения является грамотно организованная предметно-развивающая среда группы.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Уголки и центры в группах
- Темочки
«Валеологический центр» («Центр здоровья», «Уголок здоровья») является одним из средств воспитания культуры здоровья дошкольников.
Подбор оборудования осуществляется в соответствии с возрастными особенностями и включает следующие объекты: познавательные, поисково-экспериментальные, наглядный материал об организме человека, правилах личной и общественной гигиены, безопасного поведения (энциклопедии, художественная литература, иллюстрации, развивающие игры, оборудование для опытов и т. д.).
Пополнять содержимое уголка можно практическими результатами проектной деятельности, альбомами с фотографиями детей группы, на которых запечатлены моменты занятий и бесед, физкультурных мероприятий, санитарно-гигиенических и закаливающих процедур, прогулок, игр, сна и др.
Примерный перечень оборудования для оснащения валеологического центра в возрастных группах
II младшая группа
Дидактические игры:
«Моё настроение»;
«Составь фигуру девочки (мальчика)»;
Кукла-девочка, кукла-мальчик (для изучения лица, одежды мальчика и девочки в сравнении);
Набор лиц человека, изображённых с разной мимикой (для фланелеграфа);
Сюжетные картинки с изображением движений ребёнка;
Серии последовательных картинок на формирование культурно-гигиенических навыков;
Шаблоны фигурок детей, взрослого человека;
Дидактическая развивающая кукла Мойдодыр, Доктор Айболит или девочка Чистюля.
Практические результаты детско-родительских проектов:
принесенные из дома полезные для здоровья предметы, которые являются частью коллекции предметов здоровья в группе;
рисунки и поделки по мотивам потешек и стихотворений, раскрывающих детям необходимость соблюдения личной гигиены, режима дня и правил безопасного поведения,
иллюстрации простейших загадок и отгадки к ним.
Средняя группа
Дидактические игры:
«Угадай настроение»;
«Зоркий глаз»;
«Мой организм»;
«Какую пользу приносят?» (значение частей тела для человека);
«Режим дня»;
«Уши мыть или не мыть»;
«Витамины»;
Серии последовательных картинок на формирование культурно-гигиенических навыков.
Наглядно-дидактические пособия:
Ширма «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья» (о пользе движений, гигиенических процедур, закаливания для здоровья).
Схема: «Как правильно чистить зубы».
Альбом «Помоги себе сам» (об элементарной помощи при царапинах, ушибах и т. д.).
Модели, схемы, рисунки, полученные в результате решения проблемных практических ситуаций:
«Как ты думаешь, что будет дальше, если мальчик (девочка) не будут умываться, спать, гулять, делать зарядку?»,
«Приведи пример того, что полезно для здоровья, а что вредит нашему здоровью»,
«Что будет с куклой (твоим любимым игровым персонажем, если она будет/не будет соблюдать правила личной гигиены.» и т. д.
Практические результаты детско-родительских проектов:
принесенные из дома полезные для здоровья предметы, которые являются частью коллекции предметов здоровья в группе;
рисунки и поделки по мотивам и литературных произведений, раскрывающих детям необходимость соблюдения личной гигиены, режима дня и правил безопасного поведения,
иллюстрации загадок и отгадки к ним.
Фотографии детей, членов семьи в ходе совместного умывания, одевания, закаливания, уборки комнаты и квартиры.
Сюжетно-ролевые игры «Аптека», «Больница», «Поликлиника».
Старшая группа
Дидактические игры:
«Собери фигуру человека»;
«Найди правильную осанку и опиши её»;
«Удивительное лицо» (умение определять настроение другого человека);
«Если ты поранился»;
«Что полезнее?» (о полезных и вредных продуктах);
«Пальчики оближешь» (полезные свойства продуктов);
«Чтобы уши не болели» (правила ухода за ушами, моделирование)и т. д.
Наглядно-дидактические пособия:
Папка (альбом) с иллюстрациями: «Человек и его организм», «Первая помощь при травмах».
Ширмы по темам: «Можно - нельзя», «Полезное - вредное».
Демонстрационные таблицы: «Как устроен наш организм», «Доктора природы», «Витамины – наши друзья» и т. п.
Модели, схемы, рисунки, полученные в результате решения проблемных практических ситуаций:
«Составь режим дня для малышей (своего маленького братика, сестренки и нарисуй);
«Как поступить, если заложен нос, заболело ухо, промокли ноги, как провести гимнастику для глаз, как заботиться о коже и т. д».
Практические результаты проектной деятельности: «Создаем азбуку здоровья», «Кто помогает нам быть здоровым?», иллюстрированная реклама полезных для здоровья продуктов, плакат для малышей «Как помочь увидеть хороший сон», иллюстрированные загадки на тему здоровья.
Аптечка с предметами для оказания первой помощи.
Подготовительная группа
Дидактические игры:
«Полезные и вредные продукты для твоего здоровья»
«Приятного аппетита» (знание о разнообразии пищи - что нужно есть на завтрак, обед, ужин).
Ребусы, кроссворды валеологического содержания.
Наглядно-дидактические пособия:
Плакаты – сигналы «Запомни эти номера телефонов: 01, 02, 03»;
Схемы, иллюстрации по темам «Полезные упражнения для сердца (лёгких)»;
«Помоги себе сам, окажи помощь другим»;
Папка с иллюстрациями «Человек и его организм».
Модели, схемы, рисунки, полученные в результате решения проблемных практических ситуаций: как оказать первую помощь, как заботиться о своем организме и т. д.
Практические результаты проектной деятельности: модели, плакаты, макеты, коллажи, позволяющие закрепить представления об основах здорового образа жизни. Настольно-печатные игры, изготовленные совместно с воспитателем на тему путешествия по Стране здоровья. В рамках длительных проектов - полезные подарки для детей других групп детского сада («Чудесная книга здоровья», «Кладовая витаминов»). Коллекции детские или подготовленные с родителями: «Полезные для здоровья предметы и вещи», «Обереги здоровья», «Наши добрые помощники» (об органах чувств). Они могут быть выставлены и в приемной группы.
Аптечка с предметами для оказания первой помощи при травмах.
Литература:
1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
2. Деркунская В. А., Коршунова М. Г. Воспитание ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у детей младшего дошкольного возраста//Детский сад теория и практика. 2011. №10.
3. Деркунская В. А, Никонец И. И. Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников//Детский сад теория и практика. 2011. №10.