Ирина Карабчукова
Конспект занятия «В гостях у Марта»
▼ Скачать + Заказать документы
Организованная учебная деятельность
подготовительная группа комбинированной направленности
Карабчукова И. В. учитель-логопед
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Лексическая тема: ВЕСНА
Цель: формирование представления о весне, как о периоде пробуждения природы.
Задачи:
Коррекционно – образовательные задачи:
1. Расширить и активизировать словарный запас детей на тему «Весна».
Публикация «Конспект занятия „В гостях у Марта“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
2. Закреплять умение правильно строить предложения (сложносочиненные и сложноподчиненные). Отвечать на вопросы полным ответом, применяя навыки словообразования и словоизменения, согласовывать существительные с различными частями речи.
3. Учить сравнивать явления природы между собой.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Совершенствовать фонематическое восприятие,
2. Развивать общую и мелкую моторику.
3. Развивать познавательные психические процессы: память, внимание, мышление, воображение.
Коррекционно-воспитательные задачи:
1. Воспитывать у детей бережное отношение и любовь к окружающему миру природы.
2. Прививать интерес и уважение к народным обычаям и традициям.
Предварительная работа: наблюдение за изменениями в природе на участке и за его пределами, чтение литературы и заучивание стихотворений о весне, рассматривание иллюстраций с изображением различных периодов весны, знакомство с народными приметами о весне, разучивание упражнений на развитие общей и мелкой моторики.
Желаемые результаты: дети должны усвоить, когда в природе и по народному календарю наступает весна, какие основные признаки вены и первого весеннего месяца –марта, какие изменения в природе происходят весной, знать и называть месяца весны, ориентироваться в содержании славянской сказки «12 месяцев» (в обработке С. Я. Маршака).
Словарь: Василий – капельник, ледяная наковаленка, колокол, протальник, проталины, целебный воздух, липкие, пахнущие почки, славянская сказка, народ- славяне, стужа, валежник.
Оборудование: мультимедийная слайдовая презентация на тему «В гостях у Марта», аудиозапись музыкальных произведений: П. И. Чайковский «Весна», «Весна- красна» -детская песенка, музыкальные инструменты –колокольчики, ксилофон, треугольник, звуковые паровозики и цветные фишки для определения позиции звука в слове, звуковые решетки и цветные фишки для звукового анализа слова, таблицы Шульте и прозрачные фишки для буквенного анализа слова, контурные заготовки для наглядного моделирования (изображение подснежника, набор «Палочки Кюизенера», цветные шерстяные нитки зеленого, голубого и синего цветов, мнемотаблица для заучивания стихотворения, мольберт, клей, подставки, салфетки, кисточки, корзинка, капельки из картона голубого, синего, фиолетового цвета, раскраски по мотивам сказки «12месяцев», мяч.
Этапы деятельности Действия учителя –логопеда, воспитателя Действия детей
1. Организационный
этап Загадка воспитателя:
Она пришла к нам с лаской
И со своею сказкой
Волшебной палочкой взмахнет
В лесу подснежник расцветет Дети стоят полукругом
2. Мотивационно –побудительный этап
Развитие лексико-грамматического строя и связной речи
Развитие слухового внимания и фонематического слуха Логопед
Упражнение «Без чего не бывает весны» с мячом
«Скажи правильно» Дети стоят в кругу
3. Организационно-поисковый этап
Установление причинно-следственных связей Загадка: Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад
Заглянул к нам месяц (март).
Игра «На что похоже»
Поисковый вопрос:
Кто такой Протальник? Исполнение песни «Солнечная капель» с игрой на муз. инструментах.
Обсуждение
Здоровьесберегающие технологии
Развитие тактильных, зрительных, обонятельных
анализаторов Упражнение «Попробуй на ощупь, «Определи по запаху» - сосновые почки.
Поисковый вопрос Дети исследуют объект.
Делают умозаключения.
Мотивация учебной деятельности
Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза
Развитие грамматического строя речи
Активизация связной речи
1. Звуковой анализ слова «ВЕСНА»
2. Позиция звука «Ль» в слове «КАПЕЛЬ»
3. Работа таблицами Шульте –выкладывание слова -МАРТ
4. Придумай предложение со словами: ВЕСНА, КАПЕЛЬ, МАРТ Дети сидят за столами, выполняют задания логопеда
Физминутка
Использование
мнемотаблицы по стихотворению С. Я. Маршака
Развитие речевого дыхания-пропевание гласного звука – [А] Разбегайтесь ручьи, растекайтесь лужи, вылезайте муравьи
после зимней стужи.
Пробирается медведь сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник. Дети выполняют движения по тексту.
Продуктивная деятельность
Ситуация выбора способов выполнения задания Продуктивная деятельность «Создай свой букет» Дети занимаются продуктивной деятельностью под музыкальное сопровождение П. И. Чайковского «Март»
Развитие тонкой и общей моторики
«Подснежник» Упражнение «Подснежник»
Вот подснежник на поляне
Я его нашел
Подарю подснежник маме
Хоть и не расцвел
И меня с цветком так нежно
Мама обняла,
Что раскрылся мой подснежник от ее тепла Дети выполняют движения по тексту
4. Рефлексивнокорригирующий этап
Сюрпризный момент
Рефлексия (самооценка своей деятельности)
Позитивная установка на успех. Упражнение «Какие дела у Весны»
«Корзинка с подарками»
«Выбери капельку»
Дети стоят в кругу
Дети стоят полукругом с
воспитателем, делятся своими впечатлениями и эмоциями.
Воспитатель читает стихотворение под музыкальное сопровождение.
Она пришла с лаской
И со своею сказкой
Волшебной палочкой взмахнет -
В лесу подснежник расцветет. (весна) - слайд.
Заходит логопед в роли «Весны».[/u]
Развитие лексико-грамматического строя и связной речи:
Логопед:
- Ребята, а как вы думаете. Без чего меня не может быть?
Упражнение «Без чего не бывает весны?» - с мячом в кругу (составление и анализ предложений).
Весны не бывает без…. (солнышка, ручейков, луж, одуванчиков, листочков, насекомых, птиц, цветов).
Развитие слухового внимания и фонематического слуха
Упражнение «Скажи правильно»
Распускаются листочки или цветочки?
Порхают птички или лисички?
Тает снежинка или слезинка?
Журчат ручьи или грачи?
НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ:
Весна:
- Ребята, у меня ведь есть три брата, три моих помощника. Вы их знаете?. (март, апрель, май)
2. Ребята, отгадайте загадку:
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад
Заглянул к нам месяц… (март) – слайд
Весна: Сегодня 20 марта в этот день называют «Василий – капельник» (слайд)
На Капельника бывает капель. Ледяная наковаленка, как колокол: на всю округу слышно: «Динь-Дон!»…. (песня «Солнечная капель»)
Протальник ломает зиму.
-Ребята, а как вы думаете кто такой Протальник?. проталины?.
- Воздух в солнечные дни целебен. Считается, что с этого дня начинает таять снег на крышах.
- Наступает пора сбора сосновых почек (слайд)
Чудотворна веточка сосны, принесенная домой. (слайд)
Она очищает застоявшийся за зиму воздух.
Логопед демонстрирует детям веточку сосны.
- А сосновые почки полезны при простуде.
Дети рассматривают почки, исследуют их.
-Какие почки? (пахучие, смолистые, шершавые).
- Надо заварить щепоточку липких почек, пахнущих сосняком, и, наклонившись, вдыхать лечебный аромат-пар.
Воспитатель подносит детям ароматный отвар сосновых почек.
Лечебная дыхательная гимнастика.
Весна:
-Ребята, а вы какие приметы весны знаете?
Дети называют приметы весны.
Обобщение: мы с вами познакомились с народным календарем.
20 марта - Василий – Капельник.
Логопед:
-В какой сказке можно встретить месяц МАРТ? («12 месяцев»)
- Чья эта сказка? (славянская) Словарная работа: славяне…. (слайд)
В обработке…. С. Я. Маршака (портрет) - слайд
- Давайте с вами вспомним, как же в сказке помог месяц МАРТ девочке…
Дети рассказывают сюжет сказки.
Весна:
- А если бы с вами были сказочными волшебниками, как бы мы смогли помочь девочке?
- Посмотрите, март приготовил для нас задание. И хотя мы с вами не волшебники, мы тоже сможем порадовать девочку из сказки..
- Вы хотите выполнить задания месяца МАРТА, тогда присаживайтесь за столы.
Развитие звукового анализа и синтеза
1. Звуковой анализ слова «Весна» - слайд
2. Позиция звука в слове «Капель» - слайд
3. Работа с таблицами Шульте «МАРТ» - слайд
4. Составление предложений со словами: МАРТ, КАПЕЛЬ, ВЕСНА.
Физминутка:
-Ребята, вспомните, какие волшебные слова говорил Март девочке в сказке, а поможет вам в мнемотаблица.
Продуктивная деятельность. Логопед предлагает детям выполнить еще одно задание Марта - «Создай картину» (из палочек Кюизенера, из цветных ниток, из цветной пряжи – панно «Подснежник») – музыкальное сопровождение.
4. Упражнение «Подснежник» - слайд (с использованием мнемотехники)
Вот подснежник на поляне
Я его нашел.
Подарю подснежник маме,
Хоть и не расцвел.
И меня с цветком так нежно
Мама обняла,
Что раскрылся мой подснежник
От ее тепла.
ИТОГ
Весна прощается с ребятами:
-Ребята, у меня еще много дел. Как вы думаете каких?
Дети называют. какие еще дела Весна не успела совершить.
- Я благодарю Вас за помощь месяцу Марту, моему брату. А в знак благодарности Василий – капельник дарит вам волшебные капельки.
Воспитатель: подводит итог занятия и рефлексию.
-Василий -капельник подарил нам весенние капельки. Посмотрите, они все разные. Я предлагаю вам поступить следующим образом. Если вы считаете, что вы сегодня хорошо работали, вы выбираете себе голубую капельку, если вы затруднялись выполнять задания и вам помогали ваши друзья, то вы выбираете себе синюю капельку, ну, а если вы считаете, что вы не справились с заданиями, то вы выбираете фиолетовую капельку. Как вы считаете, такой выбор будет честным?
Размышления детей.
Дети выбирают капельки и аргументируют свой выбор.
Дети получают в подарок за хорошую работу раскраску «Двенадцать месяцев».