Елена Пикулева
Урок памяти жертвам Холокоста.
▼ Скачать + Заказать документы
«Холокост - помнить, чтобы не повторилось никогда»
Урок памяти жертвам Холокоста.
Цели и задачи.
Образовательная:
Познакомить воспитанников с трагедией Холокоста, как одним из примеров бесчеловечной политики нацистов;
Воспитательная:
Формировать и развивать чувство сопереживания и сострадания к жертвам Холокоста; формировать межнациональную терпимость;
Материалы и оборудование:
Мультимедиа, презентация по теме “Холокост”, фотографии времен геноцида, фильм «Дети из бездны».
Они с детьми погнали матерей
Публикация «Урок памяти жертвам Холокоста,» размещена в разделах
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Нет, этого я не забуду дня,
И не забуду никогда, вовеки!
М. Джалиль
Ведущий 1: Холокост – это всечеловеческая трагедия ХХ века.
Холокост – политика нацистской Германии. В переводе с древнегреческого Холокост – это “всесожжение”, “уничтожение огнем”, “жертвоприношение”. И нацисты решили еврейскую нацию, как низшую расу, недостойную жить на земле- уничтожить, стереть с лица земли.
Ведущая 2: В годы Катастрофы миллионы людей навсегда потеряли своих отцов, матерей, братьев, сестер, сыновей, дочерей. Тысячи и тысячи семей целые общины были полностью уничтожены. Цивилизация евреев Европы погибла.
Ведущий 1: Катастрофа еврейского народа охватывает период с 1933-1945гг., когда с приходом к власти нацистов и назначением Адольфа Гитлера на пост рейхсканцлера изменилась политика Германии.
Ведущий 2: В 1935г. были приняты Нюрнбергские законы, которые лишали евреев права гражданства, запрещались браки между евреями и германскими гражданами. Это стало началом кампании по преследованию и уничтожению евреев.
Ведущий 1: Еврейские семьи селились в отдельные кварталы “гетто”. Им запрещалось пользоваться библиотеками, посещать театры, отдавать своих детей в “арийские школы”, заниматься торговлей и ремеслом. Все евреи должны были обязательно носить специальные опознавательные знаки.
Ведущий 2: По мере продвижения немецкой армии по территории Европы специальные эсесовские подразделения проводили операции по ликвидации евреев. Часто в считанные дни население целых городов и деревень, состоящие из еврейского населения отправляли в концлагеря.
Ведущий 1: 19 апреля 1943 года город Варшава. Польша. Именно в этот день гитлеровцы вошли в Варшавское гетто, чтобы приступить к его ликвидации, а всех жителей-евреев насильственно отправить в лагерь смерти Треблинку по приказу Гитлера. Фашисты жгли и взрывали дома, а всех, кто оказывался у них на пути, убивали на месте. Пленных фашисты не брали.
(Звучит отрывок из 7 симфонии Д. Шостаковича. На экране проецируются фотографии разрушений, концлагерей гитлеровского ада; Европа, лежащая в руинах, дымящиеся печи Освенцима).
Ведущий 2: Кто виноват в этих руинах? Кто виноват, что среди музеев мира есть музеи с грудами детских башмачков, сброшенных на пороге газовой камеры; с абажурами из прозрачной человеческой кожи; с коллекциями шприцов для опытов не над морскими свинками, а над людьми, которых при помощи впрыскиваний фашистские врачи превращали в мычащий скот, поедающий траву; с вазами удобрений, изготовленных из золы, сожженных людей? Кто виноват?
Ведущая 1: Фашизм. Фашизм, который уничтожал все живое - мысль, людей, свободу. Из почти трех миллионов евреев, оказавшихся на временно оккупированной территории бывшего Советского Союза, погибли практически все. Разве об этом можно молчать? Разве можно это забыть. Ведущий 2: В лагере смерти Собибор было убито 250 тыс. евреев;
в лагере Белжец было убито более 600 тыс. евреев;
в лагере Треблинка – убито более 750 тыс. евреев.
в лагере Майданек уничтожено 1 млн 600 тыс. евреев.
в лагере Освенцим – 1,5 млн евреев.
Ведущий 1: Согласно оценкам, в период катастрофы европейского еврейства от рук нацистов погибли 6 млн. евреев, в том числе 1,5 млн. детей.
Ведущий2: Фашизм. Это когда сжигают, расстреливают детей, когда их убивают бомбой, пулей, пулей, страхом. Фашизм – это когда на детей напускают овчарок. “Собаки рвали детей… А немцы хохотали. Сядем над разорванным дитятком и ждем, когда сердце у него остановиться. Снегом присыпем… Вот ему и могилка до весны. ” Вспоминает Аня Павлова, 9 лет.
Ведущий 1: Фашизм – это когда детей истязали, делали им впрыскивание какой-то жидкости, после этого дети истекали поносом. Давали им отравленную кашу и от этого в день умирали по 150 человек. У детей в лагере систематически брали кровь.
Ведущий 2: Что есть у нас дороже наших детей? Самое дорогое у любого народа?
У любой матери, у любого отца? Дети!
Стихотворение А. Балин. “Я видел седых детей…” читают воспитанники
Я видел седых детей…
Не белобрысых, не русых.
На стыках военных путей,
В болотах лесов
белорусских…
Я видел седых детей.
Пресней дождевой воды
Спирт показался во фляге,
Когда привели седых
Детей в партизанский лагерь.
В глазах заморожен крик –
Пронзительнее штыка,
И рыжий, как солнце, комбриг
Не допросил “языка”.
Сказал по-русски: “Взгляни”.
Тот понял и посмотрел…
Седые дети, они
Знали слово “расстрел”.
Не спали среди тишины
Седые дети войны.
Показ фильма «Дети из бездны».
Ведущий 2: Дорогие ребята, сегодня мы хотим вам рассказать нашем земляке - тавдинец, участнике Великой Отечественной войны и очевидеце тех страшных событий. Двадцатилетним пареньком в июне 1941 года попал на фронт Андрей Васильевич Наумов. Воевал в составе 237- стрелкового полка и в июле в боях под Смоленском получил ранение в голову, лечился в госпитале г. Харькова.
Ведущий1: А в это время родители получили на него похоронку из военкомата. Но молодой, физически крепкий организм быстро пошел на поправку и наш герой снова в строю. Уже в августе- начале сентября 1941 года он участвует в боях по обороне Киева на левом берегу реки Десны. Часть Андрея Васильевича сдерживала, как могла, превосходящего в разы противника. Попав под артиллерийский и минометный огонь, пулеметчик Наумов без сознания падает на дно окопа. Земля почти полностью засыпает его. Сознание возвращается к нему уже в фашистском плену.
Ведущий 2: И в семью приходит вторая похоронка на солдата. Дважды отправленному на тот свет и все- таки живому, красноармейцу А. В. Наумову судьба уготовила еще несколько кругов ада…
Ведущий 1:Сначала был лагерь под Житомиром для советских военнопленных, где он предпринял попытку бежать, но был пойман на другой день, и перевезен в Германию в лагерь особого назначения близ города Эссена, который охранялся эсесовцами.
Снова пытался организовать побег группы заключенных, и его как зачинщика отправили в лагерь смерти Бухенвальд.
Ведущий 2: В лагере им объявили: «Забудьте свои имена, и фамилии. Отныне у вас их нет, есть только номер, который вы должны запомнить».
Андрей Васильевич получил номер 1007. Много трудностей пришлось пережить нашему гостю, но он в адовых условиях лагеря, он сумел сохранить человеческое достоинство и живую душу.
Ведущий 1: Своими воспоминаниями о пережитом снами поделится – Наумов Андрей Васильевич.
Ведущий 2: Холокост – величайшая трагедия всего человечества. Пострадали многие ни в чем неповинные люди, и мы должны всегда помнить об этом, т. к. сегодня ещё страдают и даже погибают люди от того, что они другой национальности, религии.
Мероприятие заканчивается песней «Бухенвальдский набат»