Наталья Лебедева
Конспект урока-исследования для детей с ОВЗ «Песни о войне — связь времен. Сила патриотической песни»
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ ООШ 34 город Озерск Челябинской области (для детей с ОВЗ)
Цель исследования:доказать, что песня во все времена,в том числе современные песни о войне, являясь мощным средством патриотического воспитания, способствует эмоциональному проживанию исторических событий и судеб защитников Отечества.
Цель урока : Учить детей анализировать произведения искусства на примере патриотических песен.
Публикация «Конспект урока-исследования для детей с ОВЗ „Песни о войне — связь времен, Сила патриотической песни“» размещена в разделах
- Военные песни. Песни военных лет
- День Победы, 9 мая
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- День Победы. Школьные уроки и сценарии к 9 мая
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Песни. Все материалы на тему песен
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Цель учителя: Оказание помощи во время проблемной дискуссии в поиске знаний и развитии индивидуальных познавательных процессов, создание учителем ситуации успеха с использованием форм диалога и полилога с речевыми оборотами; «Я полагаю, что…», «Мне кажется, что…», «По моему мнению…», «Я думаю…».
Цели ученика: Обогащение собственного жизненного опыта. Самореализация себя как личности через активность в дискуссии. Овладение приёмами и методами дискуссии.
Задачи:
Образовательная – дать представление о взаимодействии и взаимопроникновении разных видов искусства; познакомить с творчеством композиторов, в том числе, Новосибирского композитора Владимира Дика – нашего современника; формировать знания о музыкальной форме.
Развивающая (творческая) – развивать мышление, умение анализировать, сравнивать, выделять главное.
Воспитательная – обогащать духовный мир учащихся; формировать гражданственность на основе музыкальной культуры.
Тип урока : комплексный
Новые музыкальные понятия: аккомпанемент, кульминация.
Форма урока : Урок- исследование.
Методы и приёмы. Метод звуковой и зрительной наглядности, взаимосвязи с жизнью, эмоциональной драматургии, метод сравнения.
Новаторство. Знакомство с современным композитором и премьера его новой песни, доверенная автором нашему школьному объединению –кружок «Звонкие голоса».
Оборудование:мультимедиа аппаратура; ноутбук; музыкальный пульт; презентация урока.
Музыкальный материал:
• 4 часть «Вставайте, люди русские!» С. С. Прокофьев (фрагмент).
• песня «Вставай, страна огромная»,сл. В. И. Лебедева-Кумача, муз. А. В. Александрова.
• песня «Землянка», сл. Алексея Суркова, муз. Константина Лискова.
• песня"Баллада о матери" сл. А. Дементьева, муз. Е. Мартынова.
.• песня «Сегодня Салют!» муз. В. Протасова, сл. В. Степанова.
• презентация новой песни В. Дика «С днем рождения, солдат».
Изобразительный ряд:
• Портрет Александра Невского, художник П. Корин.
• Картина «Ледовое побоище».
• Картина «Письмо с фронта», художник Александр Лактионов.
Видеоматериал:
• Видеофрагмент песни «Вставай, страна огромная».
•Видеофрагмент празднования Дня Победы на Красной площади (к песне «Сегодня салют!»)
•Видеоприветствие Новосибирского композитора, нашего современника - Владимира Дика.
Ход урока:
Вступительная часть (далее после вопроса учителя в скобках приведены предполагаемые ответы детей).
Учитель:
-Здравствуйте, ребята. Назовите тему четверти: («Преобразующая сила музыки»).
-Назовите последние темы, над которыми мы работали на предыдущих уроках. («Сила музыки в годы ВОВ», «Красота и правда музыки о героях ВОВ»).
- Мы продолжаем уроки, посвящённые патриотической тематике, и сегодня мы с вами проведём урок-исследование «Песни о войне - связь времен» в рамках темы: «Сила патриотической песни». Предлагаю вам посмотреть репродукциии послушать музыкальные фрагменты. Поразмышляйте о связи картин и музыки.
Работа по теме урока.
- На примере патриотических песен мы проследим силу воздействия музыки на человека. Известно, что песня имеет большую силу. В чём же заключается эта сила, нам и предстоит сегодня исследовать. Скажите, что такое песня? (Песня- это жанр- слова, положенные на музыку. Обычно, она состоит из нескольких куплетов с припевами).
- Всего лишь - песня, но на войне песни боялись не менее, чем снарядов и орудий, потому что песня могла стать грозным оружием против врага и давать надежду на победу. Наша задача- попробовать разобраться, почему песня оказывает такое сильное влияние на человека, на его настроение и на его отношение к разным событиям.
1). Кантата С. С. Прокофьева «Александр Невский» - «Вставайте, люди русские!» 4 часть, фрагмент.
Портрет Александра Невского, художник П. Корин. (слайд1)
Картина «Ледовое побоище». (слайд2)
-Мы уже изучали это произведение, узнали вы его, в какой форме оно написано? (Кантата Прокофьева «Александр Невский".Кантата – крупное музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, исполняемых хором, солистами и оркестром. Кант – хвалебная песнь).
- Конечно! Звоном колоколов встречали своих героев-воинов, защищавших родные земли от нападения врагов. Славный герой земли русской – великий полководец Александр Невский. Посмотрите на портрет и скажите, каким был Александр Невский? Прошу выбрать из списка характеристик, представленного на доске, именно те, которые вы отнесли бы к этому герою и обоснуйте свой выбор (Сильный, мужественный, волевой, потому, чтоу него решительный вид, он готов мужественно защищать родную землю,это под его предводительством около реки Нева была одержана победа над шведами).
- Посмотрите на картину «Ледовое побоище» и подумайте, что объединяет живописное произведение и музыкальный фрагмент, который вы прослушали? ( Александр Невский сказал пленным: «Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива. Пусть без страха жалуют к нам в гости. Но если кто с мечом к нам войдет, тот от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Русская земля»).
- Вы правильно ответили, что это песня, а какая она по характеру? (мужественная, сильная и т. д.)
- Какие интонации мы слышим в этой музыке? (призывные, требовательные)
- Что же общего в картине и музыке? (боевой дух, уверенность в победе)
- Фильм «Александр Невский» был создан в 1938 году, в то время, когда гитлеровцы уже начали военные действия в странах Европы, а в 1941 году фашистская Германия напала на нашу страну. И из всех радиоприемников звучала песня «Вставай, страна огромная!» (музыка А. В. Александрова,написанная в первые дни войны и «Вставайте, люди русские» (музыка С. С. Прокофьева).
2).Звучит видеофрагмент песни «Вставай, страна огромная».
- Что общего у этой песни и 4 части кантаты, которую мы слушали ранее? (Интонации призыва, патриотизм).
- Вот так соединились 13 и 20-й века, а соединила их сила искусства. Песни поднимали у людей воинский дух, укрепляли чувства патриотизма и уверенности в победе, помогали совершать подвиги. В чем же заключается такая необыкновенная сила песни? Может ли песня может стать грозным оружием против врага? Вспомните, какую задачу мы ставили в начале исследования? (Разобраться, почему песня оказывает такое сильное влияние на человека)
- А также уточните тему урока (Сила и воздействие патриотической песни на чувства человека, творчество музыкантов и художников – отражение исторических событий).
Развитие темы.
- Исследование проведем на основе патриотической песни. Вы уже умеете работать со словарями и справочниками, предлагаю вам их в помощь при обсуждении (Словарь музыкальных терминов, краткая музыкальная энциклопедия, справочник юного музыканта).
Для дальнейшей работы мы сформируем 2 группы. Время обсуждения 4 минуты и представитель каждой команды представит кратко итог обсуждения. (Оказывает влияние – не оказывает)
1) Какую песню можно назвать патриотической (это песня о преданности и любви к своему Отечеству, к своему народу).
2) На что прежде всего воздействует музыка? (на чувства).
3) Что в песне является главным - мелодия или текст? (мелодия - это самая выразительная часть песни, но и слова играют важную роль).
- Ежегодно, 9 мая, наша страна празднует очередную годовщину со дня Победы над фашисткой Германией. И сейчас мы с вами сами исполним нашу любимую песню на тему победы.
3) Исполнение песни «Землянка», сл. Алексея Суркова, муз. Константина Лискова.
Картина «Письмо с фронта», художник Александр Лактионов (слайд 3)
- Сразу после начала Великой Отечественной войны журналист и поэт Алексей Сурков стал военным корреспондентом газеты «Красноармейская правда» и был отправлен на фронт освещать военные события. После четырехсуточного беспрерывного обстрела штаба вся его шинель оказалась посечённой осколками. Тогда он сказал: «Дальше штаба полка не сделал ни шага. Ни единого… А до смерти — четыре шага».Ночью он вернулся в Москву, где и закончил своё знаменитое стихотворение «В землянке», ставшее песней в 1942 году.
- Какие чувства затронула в вас это музыка, какие мысли возникли при просмотре картины? Какой характер музыки? (Тоска солдата по дому, обращение к любимым в минуты отдыха после боя, музыка плавная, сердечная)
- Мелодия песни близка по своему складу к мелодиям русских народных песен. 75 лет тому назад завершилось освобождение нашей Родины от вероломного нападения фашистских захватчиков, но и сегодня эта песня тревожит нас… Об умении людей надеяться, можно рассказать в стихах, прозе, можно передать интонации надежды в музыке. А как «увидеть» надежду в картине художника? Как можно красками передать надежду на скорую победу? (Дети и взрослые, читающие письмо улыбаются - письмо радостное, веселое, а главное, тот, кто его написал, - жив).
- Яркий солнечный день также гармонирует с настроением людей, изображённых на картине. Как бы ни тяжело, как бы голодно ни было в годы Великой Отечественной войны, ни один из тех, кто жил и боролся, не терял надежды и верил в то, что придёт долгожданная победа. Значит, не только мужественная песня может называться патриотической, но и лирическая.
4)Песня "Баллада о матери"
- Это драматическая история о незаживающих ранах давно отгремевшей войны. Вспоминает Андрей Дементьев: «Как-то я был в санатории на Кавказе, мне было очень скучно. И вот слушаю приёмник, где передают коротенькую информацию о матери из грузинского села. Вся деревня собралась на киносеанс. Была там и Мать Солдата погибшего, но продолжавшая всё ждать сына с войны. Сердце не хотело принимать утрату и верило, что он вот-вот вернется,. покажется на дороге,. такой же ладный и здоровый. И вот, когда показывали кадры поднятия бойцов в атаку, в темном зале раздался громкий стон. И женский голос позвал: ,Алешенька. Сынок. Это мой Алешенька!". С экрана смотрел её сын, поднимающий бойцов а атаку. По просьбе матери и односельчан киномеханик несколько раз повторял кадры атаки. Когда уезжал он, то оставил матери и сельчанам эту пленку. В этот же день родилось стихотворение «Баллада о матери»…Это был 1974 год…
Постановка проблемного вопроса.
- Я предлагаю вам поразмышлять о том, почему и сегодня, спустя 75 лет, песни на военные темы так актуальны, но не высказывайте свое мнение вслух. Есть ли в необходимость в современное время вспоминать о войне, воспитывать молодёжь на героических и патриотических произведениях? Нужна ли эта тема?
5) Исполнение песни «Сегодня салют», муз. В. Протасова, сл. В. Степанова.
Видеофрагмент празднования Дня Победы на Красной площади.
- Что вы думаете об этой песне? Каково ее настроение? (Это - современная песня, война давно закончилась. Настроение радостное, надежда на победу осуществилась, мы славим победителей и все роды войск, участвовавших в войне)
Но прежде у меня для вас – сюрприз:Премьера песни!Этим летом в составе делегации уральских музыкантов я участвовала в творческой встрече с новосибирским композитором - Владимиром Диком, который рассказал мне об истории написания новой песни (2019 год) – случайно в прессе он прочитал стихи неизвестного автора и был очень взволнован. Он так глубоко прочувствовал текст, что за несколько дней сочинил новую песню. Еще никто в мире ее не исполнял. Композитор из далекой Сибиридоверил нашему Уральскому кружку «Звонкие голоса» выучить и исполнить ее в праздничных концертах. Сегодня вы – первые слушатели.
6)Видеоприветствие Новосибирского композитора, директора вокальной студии «Апельсинчик» –нашего современника Владимира Дика(2 мин).
Песня «С днем рождения, солдат» в исполнении солистки Карины Кашаповой и кружка «Звонкие голоса».
(Текст песни :
1. Над могильной плитой под стрелой обелиска,
Только взглянешь и к горлу комок,
Опустилась рука, положила записку:
«С днем рожденья тебя, мой сынок».
Это мама пришла, поседевшая рано,
Белый шрам от войны на виске,
И дышала гвоздика, незажившая рана,
На пронзительно чистом листе,
Припев: С днем рожденья солдат, поклоняются люди,
Облака и цветы, и трава,
Никогда для тебя смертной даты не будет,
Если мама осталась жива!
2. Начертала война на трагических плитах
Имена, имена, имена,
Вы во век рождены, вы навек не забыты,
Если Родина-мать спасена)
- Дорогие ребята, вам понравилась песня? О чем она? (Понравилась, эта песня о матери, которая не дождалась сына с войны, но каждый год она, уже седая, приносит к обелиску записку «С днем рожденья, сынок». Эта боль никогда не пройдет. А в припеве уверенность: если мама жива – сын будет для нее всегда жив)
- Еще эта песня и о других сынах, отвоевавших победу. Их имена не будут никогда забыты, потому, что Родина-мать спасена!
-Какой характер музыки? (Сначала музыка грустная и тихая, а потом в припеве она становится радостной, а дальше, где слова про Родину-мать она громкая и торжественная).
- Правильно и это место, где развитие сюжета достигает вершины и музыка соответственно приобретает торжественное звучание, называется КУЛЬМИНАЦИЕЙ. К этому месту подводит и усиление звучания голоса исполнителя и более яркий АККОМПАНЕМЕНТ – новое слово для вас, означающее «музыкальное сопровождение».
Итог урока.
С какими жанрами песен сегодня познакомились? (Патриотическая, хвалебная)
Какого человека можно назвать патриотом? (Любящего свою Родину, свой народ)
Что объединяет патриотические песни? (Слова и музыка в военных патриотических песнях помогают почувствовать боль от невосполнимых потерь в той страшной войне, помнить обо всех, кто не вернулся с войны, поэтому эти песни звучат до сих пор)
С творчеством какого современного композитора познакомились (Владимир Дик)
Какую форму построения музыкального произведения узнали? (Куплетная)
В каких видах искусства изображена Родина (Музыка, живопись, литература)
Почему песни на военные темы так актуальны (Чтобы помнили потомки опыт войны, чтобы научиться лучше чувствовать живую историю, чтобы воспитывать детей в духе патриотизма)
- Мы прослушали 6 музыкальных произведений, написанные в разные годы (с 1941 по 2019 годы). Как вы считаете, сумели мы доказать, что песня во все времена имела большую силу и являлась мощным средством агитации и поднятия патриотического духа (Да)
Я хочу подвести итог нашего исследования:
История и культура нашей родины являются частью мировой культуры и истории человечества. Их нужно беречь, ценить, уважать, изучать. И не только для того, чтобы помнить уроки войны, но и чтобы на всей планете люди знали, что война еще никому не принесла счастья и что нужно бороться за мир во всем мире.
• Домашнее задание:
Вспомнить песни, которые призывают нас к мирной жизни на земле, записать их названия и авторов в тетрадях по музыке.
Урок окончен. До свидания.