Ольга Сорокатая
Упражнения на формирование ответственности у дошкольников на разных возрастных этапах
▼ Скачать + Заказать документы
Упражнения на воспитание ответственности у детей на разных возрастных этапах.
Методы и приёмы формирования волевых качеств, в том числе ответственности, можно разделить на четыре основные группы. К первой группе можно отнести те методы работы, которые непосредственно направлены на сознание человека, преследуют цель создания у него правильных убеждений и понятий, без которых не может быть правильного поведения. Это разъяснение, чтение, беседа, все формы коллективного обсуждения, где наиболее ярко представлены критика и самокритика. Все эти методы можно назвать методами убеждения. Во второй группе объединяются методы, помогающие человеку на практике развивать и закреплять ответственное поведение. Это методы упражнения. К третьей группе относятся многочисленные методы и приёмы, побуждающие человека увеличивать волевые усилия, работать над формированием ответственности. Это поощрение, требование и принуждение. К четвёртой группе методов В. И. Селиванов относит методы и приёмы воспитательной работы над собой. Следует помнить, что названные методы и приёмы носят чисто инструментальный характер. Формировать ответственность можно только в том случае, если удастся наполнить их общественным смыслом. К. Муздыбаев подчёркивает, что для формирования ответственности необходимо, чтобы ребёнок эмоционально переживал порученное ему задание, осознавал важность, необходимость своей деятельности не только для него самого, но и для других людей.
Публикация «Упражнения на формирование ответственности у дошкольников на разных возрастных этапах» размещена в разделах
Цель представленных упражнений : развитие навыков самообслуживания.
Задачи: Проверить уровень развития социально-бытовых навыков, связанных с самообслуживанием, соблюдением правил гигиены, поддержанием порядка в комнате.
Развивать у детей аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок.
Воспитывать такие нравственно-волевые качества, как ответственность, самостоятельность и настойчивость.
Упражнение 1 (для детей младшего возраста) Дидактическая игра «Наводим порядок в комнате зайчика»
Задача: Развивать такие нравственно-волевые качества, как ответственность за собственные вещи.
Материал: Плакат с изображением комнаты, фигура зайчика, тапочек, чашки, подушки.
ПЕДАГОГ: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришел Зайчик. Он еще совсем маленький и ничего не умеет делать. Давайте вместе научим его убирать вещи на свои места.
ПЕДАГОГ: Встал мой зайчик в семь утра:
– Где мой завтрак? Есть пора!
– Подожди, – я отвечала, –
Ты оденься, друг, сначала.
Застели свою кроватку,
Наведи-ка тут порядок.
Дидактическая игра “Наводим порядок”.
На доске – плакат с изображением комнаты. По ходу чтения рисунки (кружка, подушка и тапочки) прикрепляются магнитами к плакату в определённом месте.
Это заиньке известно:
Что взял, клади на место!
Только зайка пока мал:
Забывает, где что взял.
На кроватку ставит кружку,
На пол он кладёт подушку,
Прячет тапочки в буфет.
Всё на месте или нет? (Дети отвечают : – Нет)
– Значит, надо всё сначала:
На буфет нести подушку,
На пол вот поставить кружку,
Сунуть тапочки в кровать.
Кажется, не так опять?
ПЕДАГОГ: Ребята, помогите зайчику навести порядок.
Дети самостоятельно расставляют предметы по местам.
ПЕДАГОГ: Благодарит детей.
Упражнение 2 (для детей среднего возраста) Игра «Да и нет»
Задача: Воспитывать такие нравственно-волевые качества, как ответственность за
собственное здоровье, безопасность и жизнь. Ответственность за действия, связанные с благополучием близких и других людей Ответственность за собственные вещи.
(Педагог читает стихотворение, дети отвечают на вопросы по тексту словами «да» или «нет»).
Любят дети утром рано
Глазки мыть водой и крана? (Да)
Моют дети носик чисто? (Да)
Ну, а зубы любят чистить? (Да)
Любят собирать игрушки? (Да)
Прыгать на своей подушке? (Нет)
Сказки с мамою читать? (Да)
Листики у книжки рвать? (Нет)
Маму слушаться всегда? (Да)
Плакать громко иногда? (Нет)
Любят песни слушать ушки? (Да)
Наши дети так послушны!
Клим играет целый день,
А убрать игрушки лень.
Дети, дайте мне ответ,
Хорошо ли это? (Нет)
Маша маме помогает,
Пыль в квартире вытирает.
Поступайте так всегда.
Хорошо ли это? (Да)
Время в садик собираться,
Клим не хочет одеваться.
Дети, дайте мне ответ,
Хорошо ли это? (Нет)
Лена, спать когда ложится,
Сложить вещи не ленится,
Всё в порядке. Так всегда!
Хорошо ли это? (Да)
Кушать суп не хочет Петя,
Хлеб не ест, не ест котлеты,
Просит только он конфет.
Хорошо ли это? (Нет)
Каждый раз перед едой
Руки тёплою водой
Моет Катенька всегда.
Хорошо ли это? (Да)
Упражнение 3 “Мы умываемся” (для детей старшего возраста) Разложить картинки в последовательности действий при мытье рук.
Поручение. Изготовить для детей младшего возраста схему алгоритм последовательности мытья рук.
Задача: формирование проявления у дошкольников чувства долга по отношению к окружающим. Формировать осознание значения для других, совершаемых им поступков.
Материал: картинки с изображением последовательных действий при мытье рук.
1 Открываем кран.
2 Берём мыло.
3 Подставляем мыло и руки под воду.
4 Мылим руки.
5 Трём руку о руку.
6 Споласкиваем руки.
7 Закрываем кран.
8 Берём полотенце.
9 Вытираем руки.
10 Вешаем полотенце на место.