Светлана Гринцова
Упражнения для формирования исследовательской активности детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Внешние признаки магнита
Цель: познакомить детей с магнитами, их формой, цветом, размерами, весом.
Оборудование: полосовой и подковообразный магниты.
Педагог. Ребята, посмотрите, что у вас лежит на столах. Вы знаете, как называются эти предметы?
Дети самостоятельно знакомятся с магнитами и высказывают предположения о названиях предметов.
Многие из вас, ребята, ответили правильно. Эти вещи на столах – магниты. Скажите, чем отличаются эти магниты? Посмотрите на них внимательно!
Дети. Формой.
Педагог. А какой формы эти магниты?
Дети. Один, как подкова, а другой, как полоса.
Публикация «Упражнения для формирования исследовательской активности детей 6–7 лет» размещена в разделах
Педагог. Из-за их формы магниты имеют различное название: тот, что похож на полосу, называется полосовой. А тот, что напоминает подкову, – подковообразный. А чем они похожи?
Дети. Сине-красной расцветкой.
Педагог. Попробуйте взвесить магниты на ладони. Что вы можете сказать об их весе?
В конце занятия-наблюдения взрослый еще раз подводит итог тому, что дети узнали нового: о каких предметах шла речь на занятии, чем они отличаются и чем похожи.
Свойства магнита
Цель: познакомить детей со свойством магнита притягивать железные предметы на незначительном расстоянии.
Оборудование: два магнита – полосовой и подковообразный на двоих детей, мелкие железные предметы, кубики, кусок стекла, носовой платок.
Педагог. Дети, назовите предметы, находящиеся у вас на столах.
Дети. Это магниты.
Взрослый предоставляет детям несколько минут для самостоятельной работы с магнитами.
Педагог. Сейчас мы будем открывать секреты магнита, один из которых – способность притягивать различные предметы. Но он притягивает не все предметы, а лишь некоторые. Посмотрите, что лежит у нас на столе.
Дети перечисляют предметы.
Педагог. Я попробую притянуть их все магнитом. Подношу его к скрепкам, гвоздям, стеклу, платку (действует медленно, чтобы все дети могли увидеть происходящее) Что вы заметили? Все ли предметы притянулись?
Дети. Не все.
Педагог. А как вы думаете, почему притянулись гвозди и скрепки. Что у них общего? Из какого материала они сделаны?
Дети. Из железа.
Педагог. Правильно, молодцы, все они железные. Так какой же мы можем сделать вывод о том, какие предметы может притягивать магнит?
Дети еще раз формулируют вывод о том, что магнит притягивает только железные предметы.
А теперь попробуем отодвинуть гвоздь немного подальше от магнита и посмотрим, что будет. Гвоздь притягивается?
Дети. Нет.
Педагог. А как вы думаете, почему?
Дети. Потому, что он отодвинут слишком далеко от магнита.
Педагог. Какой же мы можем сделать еще один вывод: магнит притягивает железные предметы, если они находятся недалеко от него. Ребята, а теперь посмотрите, что у меня в руках?
Дети. Железная трубка.
Педагог. Попробуйте взвесить ее на ладони: она легкая или тяжелая?
Дети. Тяжелая.
Педагог. А что будет, если мы к магниту поднесем эту тяжелую железную трубку? (дает детям время на обдумывание вопроса и высказывание версий и предположений, проводит эксперимент: подносит тяжелую железную трубку к магниту.) Что мы видим, ребята?
Дети. Магнит сам подтягивается к трубке.
Педагог. Почему это происходит, как вы думаете?
Дети высказывают предположения. Магнит легче трубки, поэтому он сам к ней и тянется.
В конце занятия-опыта дети самостоятельно подводят итог тому, что же нового они узнали.
Полюса магнита
Цель: дать детям представление о полюсах магнита.
Оборудование: один полосовой и два подковообразных (на двоих детей, железные стружки.
Педагог. Дети, вспомните, какими интересными свойствами обладает магнит?
Дети. Свойством притягивать железные предметы.
Педагог. Посмотрите, что лежит на этой тарелочке?
Дети. Железные стружки.
Педагог. Как вы думаете, они будут притягиваться к магниту? А ко всему магниту или его частям? (проводит эксперимент: стружки притягиваются к концам магнита.) Концы магнита – это его полюса. Здесь и сосредоточена его основная сила. Что мы можем сказать о середине магнита?
Дети. Середина магнита не обладает такой силой притяжения.
В конце занятия-опыта педагог просит детей еще раз самостоятельно подвести итог тому, что нового они узнали.
Какую форму может принять вода
Цель: уточнить представление детей о свойстве воды принимать форму того предмета, в котором она находится.
Оборудование: ведро с водой, пластмассовые формочки.
Педагог. Ребята, посмотрите, что я принесла. Как вы думаете, для чего нам сегодня понадобится вода?
Дети высказывают предположения.
Педагог. Сегодня мы будем продолжать знакомиться со свойствами воды. Мы постараемся узнать, есть ли у нее форма. Загляните в ведро и посмотрите, какую форму вода приобрела в ведре?
Дети смотрят в ведро.
А теперь я дам каждому формочку и попрошу налить туда воды. Какую форму приобрела вода в ваших формочках?
Дети отвечают.
А теперь поменяйтесь формочками. Дети проводят опыт.
Так какую же форму может приобретать вода?
Дети. Вода принимает форму предмета, в котором находится.
Питание растений
Цель: выявить, что для нормального роста и развития растениям необходимы не только вода, но и питание; что растения берут питание из почвы при условии регулярного полива.
Оборудование: три луковицы, баночка и стакан с водой, две баночки почвой, кусочек сахара.
Педагог. Чем же питается растение?
Дети (высказывают предположения). Растения питаются веществами, которые находятся в почве. Эти вещества настолько малы, что их невозможно увидеть даже при помощи увеличительного стекла. Почва, в которой содержатся питательные вещества, необходимые растению для нормального роста и развития, твердая. Как же они попадают в растение?
Педагог и дети. Требуется разрыхлить почву.
Педагог. А как быть с питательными веществами? Даже в разрыхленном состоянии они не смогут попасть в растение.
Педагог и дети. Вода растворяет находящиеся в почве питательные вещества, которые проникают во все части растения, поэтому их нужно систематически поливать. Давайте посмотрим на опыте, как растворяются вещества в воде.
Дети берут в руки кусочек сахара и убеждаются, что он твердый, жесткий. Затем опускают его в стакан с водой и смотрят, что с ним произойдет.
Педагог. Что произошло с сахаром? Куда он исчез? Попытайтесь кусочек сахара из воды выловить ложечкой.
Дети ищут кусочек сахара ложечкой.
Почувствуйте воду на вкус: сравните, какой она была и какой стала.
Дети пробуют воду.
Педагог и дети. Значит, многие твердые вещества могут растворяться в воде: одни быстрее, другие медленнее. И в почве содержатся вещества, которые, растворяясь в воде, становятся пищей для растений.
Педагог. Ребята, давайте проверим, так ли это. Что нужно растению для нормального роста и развития – вода или почва, или и то и другое. Обдумайте и зарисуйте ответ.
Для проверки выдвинутой гипотезы проводится опыт. Одну луковицу помещают в баночку с водой, вторую и третью – в баночки с землей. Вторую луковицу сажают в сырую землю и ежедневно поливают, а третью – во влажную, но не поливают. В течение двух дней дети отмечают всё происходящее и зарисовывают наблюдения. Эксперимент продолжается еще в течение недели. Зеленые листья появляются только у первой и второй луковиц.
По результатам начальных этапов опыта дети делают вывод: растениям для роста необходима вода. Зарисовываются модели наблюдений.
Наблюдение проводится еще в течение недели. Первая луковица дает не такие сильные и зеленые листья, как вторая.
Дети делают вывод: питательные вещества в воде уже закончились, а в почве они появляются вновь при каждом поливе.
Подводится итог всему опыту о потребностях растений в почве и влаге. При подведении результатов дети используют сделанные в ходе опыта модели.
Движение растений за светом
Цель: показать детям, что растение нуждается в свете, ищет его.
Оборудование: два комнатных растения в горшках.
Педагог. Дети, вспомните, какие признаки растения как живого организма вы узнали из проведенных опытов.
Дети отвечают.
Педагог. Правильно, растения дышат, питаются, пьют, как все живые организмы, но делают это очень незаметно, почти невидимо. Что еще растение может делать незаметно для нас?
Дети выдвигают предположения.
Педагог и дети. Растения еще могут двигаться. Педагог. Давайте проверим это предположение. Как это можно сделать?
Дети. С помощью опыта.
Дети проводят опыт. Оба растения ставят на подоконник и оставляют их на некоторое время (например, на два дня). Затем, одно растение разворачивают на 180° и смотрят, что происходит с его листьями. Делают зарисовки. Через два дня проводят наблюдения за растением и отмечают изменения; делают зарисовки. Подводится итог: растение двигается, причина этого – свет и тепло, оно как бы догоняет солнышко.
Рост растения и его развитие
Цели: сформировать у детей умение строить предположения, выдвигать гипотезы, доказывать свою точку зрения; научить слушать друг друга; побуждать искать через постановку вопросов пути решения проблемы.
Оборудование: семена гороха, шесть блюдец (по два разного цвета, вода, кусочки марли.
Опыт включает несколько этапов и требует от детей наличия определенной системы знаний, умений и навыков.
1-й этап
Педагог. Ребята, как вы думаете, растут ли растения?
Дети. Да.
Педагог. Докажите свою точку зрения.
Дети, опираясь на свои знания, полученные в ходе предыдущих опытов, высказываются. Взрослый с помощью вопросов подводит детей к обобщению полученных знаний.
Как вы думаете, откуда берутся растения?
Если дети затрудняются ответить, предлагается рассмотреть семена растений, вспомнить, что семена эти собирались с клумбы.
Как можно проверить, что растения появляются из семян?
Дети. Надо провести опыт.
Педагог. Что необходимо семенам для прорастания?
Дети (предполагают). Вода.
Педагог. Как нужно провести опыт, чтобы проверить, что растениям для прорастания необходима вода?
Дети. Надо семена положить в блюдца. В одно блюдце воду налить, а другое оставить пустым.
Для проведения этого опыта предлагается взять блюдца одного цвета (например, красные).
2-й этап
Педагог. Только ли вода необходима для прорастания семян? Как вы думаете, когда семена прорастут быстрее в тепле или холоде? Как это можно проверить?
Дети предлагают снова провести опыт. Выдвигаются предположения о том, куда лучше поместить блюдца с семенами.
В блюдца разных цветов помещаются семена и ставятся в теплое (около батареи) и холодное места (на подоконник).
3-й этап
Выявляются потребности растений для прорастания в свете. Семена помещают в желтые блюдца. Одно блюдце ставят на свет (на подоконник, другое – в темный шкаф.
Через 2-3 дня следует провести наблюдение за произошедшими изменениями. Все опыты и результаты дети зарисовывают. Затем делают общий вывод: для прорастания семян необходимы вода, свет и тепло.