Светлана Леонидовна Ершова
Игры в шахматы и шашки в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Замечательное средство формирования гармоничной личности дошкольника — это настольные игры. Однако сегодня они уступили место компьютерным: современные дети готовы проводить за монитором целые часы. Но это занятие несёт сомнительную пользу для интеллекта и никогда не заменит живого общения со сверстниками. Поэтому сегодня во многих дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) педагоги активно приобщают ребят к играм в шашки и шахматы.
Публикация «Игры в шахматы и шашки в ДОУ» размещена в разделах
- Игры для детей
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Шашки. Учимся играть в шашки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
Шашки и шахматы — это не просто интересные игры, позволяющие увлекательно провести свободное время. Они способны принести дошкольникам разностороннюю пользу:
• Совершенствуют логическое и абстрактное мышление. Ребёнок учится просчитывать свои будущие действия, предугадывать реакцию противника, в уме проигрывать различные комбинации.
• Развивают память и пространственное воображение.
• Вырабатывают усидчивость, собранность, развивают внимание, помогают гиперактивным детям стать более спокойными, сосредоточенными, уравновешенными.
• Игры в шашки и шахматы всегда подразумевают соревнование, своего рода борьбу, каждую партию неизбежно сопровождает определённое волнение. Всё это закаляет детский характер и психику.
• Ребёнок привыкает адекватно относиться к неудачам, не расстраиваться, а анализировать их причины.
• При креативном подходе воспитателя игры способны развивать фантазию и творческие способности дошкольников.
• Воспитывают самостоятельность в принятии решений.
Оптимальный возраст для приобщения дошкольников к шашкам и шахматам — 5-7 лет. Внимание детей на этом этапе становится уже довольно устойчивым, начинает формироваться наглядно-образное мышление, умение прогнозировать ситуацию. Ребёнок обретает способность решать достаточно сложные задачи.
В нашей группе есть наиболее активные и любопытные ребята, которым интересно всё новое, именно по их инициативе появились эти игры в группе, а остальные дети, глядя на них, также увлеклись шахматами и шашками.
В шахматном уголке нашей группы размещены:
Игровой персонаж «Шахматная Королева», которая всегда присутствует на детских играх.
Большая магнитная доска, к которой крепятся шахматные или шашечные фигуры, позволяет задействовать сразу всех дошкольников. В этом случае объяснять ребятам правила игры и конкретные тактические моменты намного проще, не позволяя им скучать.
Шахматные доски, шахматы и шашки разного размера.
В освоении «премудростей» шахматного поединка помогают различные дидактические игры.
• Игра «Чудесный мешочек». Педагог сообщает ребятам, что шахматным фигурам нравится играть в прятки. Из непрозрачного мешочка дети поочерёдно вытаскивают по одной шахматной фигуре и на ощупь угадывают их.
• Игра «Мемори Шахматные фигуры». Педагог раскладывает карточки сначала «лицом» вверх в хаотичном порядке, воспитанники смотрят и запоминают, затем они отворачиваются, а педагог переворачивает карточки рубашкой вверх, после чего каждый воспитанник открывает по очереди по две карточки, если они совпадают, то забирает себе, если нет, то переворачивает и кладет обратно. Выигрывает тот, у кого больше всего карточек.
• Игра «Правильно - неправильно». На магнитной шахматной доске расположены фигуры в их начальной позиции. Некоторые из них занимают неправильную позицию. Дети должны определить, какие находятся в своём «домике», а какие заблудились.
• Игра «Разрезные картинки по памяти». Перед ребенком на столе лежат разрезные картинки с изображением шахматных фигур. Предлагается сложить картинку из частей так, чтобы получился целый предмет.
• Игра «Что изменилось?». Педагог выставляет на стол несколько шахматных фигур. Затем дети закрывают глаза, а педагог убирает или добавляет одну фигуру. Задача — найти её.
• Игра «Узнай фигуру по описанию». Педагог или ребенок описывает шахматную фигуру, а дети угадывают её.
• Игра «Кто быстрее соберёт фигуры для сражения». Дети на скорость должны выстроить фигуры на доске.
• Загадки и стихи про шахматные фигуры.
Также дети приносят настольные игры из дома.
Данные настольные игры предполагают совместную детскую деятельность, поэтому способствуют социализации, развитию навыков общения, приучают дошкольников доброжелательно относиться друг к другу. Ведь мнение, что шашки и шахматы — это тихие игры, является заблуждением. Дошкольники не умеют скрывать свои эмоции, а чаще всего рассуждают вслух, проговаривают ходы, делятся впечатлениями.