Ольга Фомичева
Эссе «Улучшение организации игровой деятельности в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра, как ведущий вид деятельности в детском саду, занимает основную часть времени детей и направляется и должен направляться воспитателями. Однако, до какой степени должно быть участие старших в детских играх и в чем оно должно заключаться? По моим наблюдениям в настоящее время воспитатели занимают две позиции в играх: они либо организуют игру и занимают позицию стороннего наблюдателя, либо участвуют в игре наравне с детьми, активно выполняя одну из ролей.
Публикация «Эссе „Улучшение организации игровой деятельности в детском саду“» размещена в разделах
Обе эти позиции имеют свои преимущества и недостатки. С одной стороны, в первом случае воспитатель видит всех детей, независимо от того, игрой какой группы он руководит, тогда как во втором случае, заигравшись с детьми, ему тяжело контролировать других детей и следить за ходом их игры. С другой стороны, первая позиция начисто лишает детей творческого подхода и самостоятельности в осуществлении игры, а вторая не подходит детям – эгоистам, которые и так играют по своим правилам, также она стирает грань между взрослым и ребенком, что хорошо не всегда и не для каждого ребенка. Кроме того, если игра осуществляется в одной группе, остальные находятся без внимания воспитателя. В обоих случаях важно организовывать игру, в которую были бы вовлечены все дети в группе, но это трудно осуществить по многим причинам.
Оптимальным решением было бы сократить количество детей в группе до 12-15 человек, принимая во внимание, что полная заполняемость группы из-за различных заболеваний происходит редко. Это позволило бы воспитателю более эффективно удовлетворять потребности каждого ребенка во время игры. Тем не менее, в условиях российской действительности это затруднительно, поэтому я предлагаю несколько вариантов для улучшения игровой ситуации в детском саду.
В первую очередь, роль воспитателя в игре не должна ограничиваться одним из двух ранее упомянутых подходов. Он должен уметь сочетать их как в разные временные промежутки, так и одновременно. Например, играя роль регулирующего на улице в игре с мальчиками, воспитатель может периодически давать советы девочкам по разнообразию игры на кухне, комментируя происходящее: «Ой, что это у вас на плите кипит, не сбежит ли картошка?» и тому подобное. При смене игры воспитатель также должен менять свои позиции в этих группах, если они сохраняются.
Во-вторых, было бы неплохо через какой-то отрезок времени (в зависимости от возрастных особенностей детей, скажем через каждые 20 минут для детей организовывать совместное времяпровождение, прерывая игры в группах, успокаивая гиперактивых детей, объединяя детей общей деятельностью. Эта деятельности не должна быть долгой, допустим 5 минут, которые можно заполнить общей подвижной игрой, чтением книги, наблюдением за погодой на улице.
Большую помощь воспитателю здесь могут оказать аудиокниги. Дети с интересом слушаю магнитофонную запись или диск, что имеет, с нашей точки зрения, два огромных преимущества: у воспитателя появляется свободная минутка для своих дел, а у детей активно развивается воображение, поскольку в отличие от просмотра мультфильмов и чтения книг с картинками в этом случае дети представляют то, что слышат, сами и каждый по-своему.
Также хотелось бы отметить, что прогулки на улице тоже должны быть наполнены игровой деятельностью. Естественно, детям нужно давать самостоятельность и свободное время для организации своих игр, но для улучшения дисциплины в группе, для создания у детей чувства причастности к данному сообществу, один-два раза за прогулку можно вовлечь их в общую совместную игру. Тогда и в случае с дидактическими играми дети будут легче организовываться и лучше контактировать друг с другом, нежели тогда, когда они привыкнут играть в одно и то же и в одних и тех же группах.
К сожалению, реальность такова, что не так много воспитателей сейчас работает в детских садах по призванию. Поэтому ещё одним способом улучшить ситуацию с игрой является банальное повышение зарплат воспитателям и соответственно повышение их мотивации к знакомству с различной методической литературой по этому вопросу.