Иркям Казакова
Конспект НОД «Угощения Наровавы»
▼ Скачать +Заказ
Образовательные области по ФГОС:
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Цели:
Познакомить детей с персонажами мордовской мифологии
Наровавой, Куйгорожем, а так же названиями диких животных на мордовском языке;
Расширить и систематизировать представления детей об овощах и фруктах;
Закрепить порядковый счет в пределах «5» на русском и мокшанском языках.
Задачи:
Обучающие:
уточнить и закрепить знания детей о фруктах, овощах;
Публикация «Конспект НОД „Угощения Наровавы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
учить детей говорить отдельные слова, фразы на мордовском языке;
учить воспринимать и понимать мордовскую речь.
Воспитательные:
воспитывать у детей интерес к мордовскому языку;
воспитывать бережное отношение к животным и природе;
воспитывать любовь к мордовской литературе и фольклору.
Развивающие:
развивать у детей умственную активность;
развивать интерес к национальной культуре;
развивать умение работать в коллективе, взаимодействовать друг с другом.
Предварительная работа:
Чтение мордовских сказок, прибауток, скороговорок, потешек о животных;
Слушание национальной мордовской музыки, наигрышей, колыбельных песен, звуков леса: пение птиц, шелест листвы;
Отгадывание загадок о природе, животных и птицах, временах года, овощах, фруктах;
Беседа о фруктах и овощах с использованием иллюстраций;
Просмотр мокшанской сказки «Куйгорож»
Материалы и оборудование:
Атрибуты для украшения группы;
Муляжи овощей и фруктов;
Корзина, поднос, 2 кастрюли;
Фонограмма «Огородная-хороводная»;
Картинки для игры «Сложи картинку».
Содержание НООД:
Воспитатель с детьми входит в группу.
Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся!
Воспитатель и дети: Шумбратада, кельгома инжихть! (Здравствуйте, гости дорогие)
Воспитатель: Ребята, вы слышите? Кто-то к нам сюда спешит.
Звучит фонограмма «Огородная-хороводная».
(Входит Наровава с корзиной овощей)
Норовава: Шумбратада, кельгома инжихть! (Здравствуйте, гости дорогие) Я – Наровава, богиня урожая. Без меня ничего не растет в полях, садах и огородах.
Дети: Шумбратада, Наровава! (Здравствуйте, Наровава)
Наровава :
В огороде много гряд:
Тут и репа, и салат,
Тут и свекла, и горох.
А картофель разве плох?
Наш зеленый огород
Нас прокормит круглый год.
Ребята, я принесла много вкусных и полезных лакомств. Если вы отгадаете мои загадки, то узнаете, что лежит в моей корзине.
Загадки:
1. Сидит девица в темнице, а коса на улице. (морковь)
2. Он никогда и никого не обижал на свете.
Что же плачут от него и взрослые и дети? (лук)
3. Летом в огороде-свежий и зелёный.
А зимою в бочке-крепкий и солёный. (огурец)
4. В огороде вырастаю,а когда я созреваю,
Варят из меня томат,в щи кладут и так едят! (помидор)
(По мере отгадывания загадок, Норовава вынимает из корзины «отгадки» и складывает на стол)
Наровава : Ребята, назовите одним словом наши «отгадки»
Дети: Овощи
Наровава : Сколько здесь овощей?
Дети: Пять!
Наровава : Давайте вместе посчитаем на мокшанском. (Считает вместе с детьми до 5) Фкя (Один, Кафта (два, Колма (три, Ниле (четыре, Вете (Пять)
Наровава : А где растут овощи?
Дети: В огороде.
Наровава : Молодцы, ребята! Я вижу загадки вы умеете отгадывать, а загадывать умеете?
Дети: Умеем!
1. Круглое,румяное,я расту на ветке.
Любят меня взрослые и маленькие детки! (яблоко)
2. Яркий,сладкий, налитой. Весь в обложке золотой,
Не с конфетной фабрики, а из далёкой Африки! (апельсин)
3. Ты на лампочку похожа,но не светишь ты прохожим!
Щедро всех ты угощаешь, в сад фруктовый приглашаешь. (груша)
Дети: А это тебе Норовава, подарок!
Наровава : Спасибо, ребята! Ребята, а как назвать одним словом то,чем вы мне угостили?
Дети: Фрукты.
Наровава : Где растут фрукты?
Дети: В саду.
Наровава : Ребята,а что можно приготовить из овощей и фруктов?
Дети: Супы, компоты, варенья, салаты.
(Стук в дверь, появляется Куйгорож)
Наровава : Шумбратада, Куйгорож!
Куйгорож: Шумбратада, Норовава! Шумбратада, шабане!
Наровава : Будешь нашим гостем, Куйгорож! А гостей, ребята, надо угощать. Давайте нашему гостю сварим суп - из чего? (овощей).И компот-из чего? (из фруктов)
Ох, ребята, а ведь я и овощи и фрукты положила на один поднос! Как их теперь разделить? Помогите мне, пожалуйста! Давайте разделимся на 2 команды.
Игра «Угощенье для гостей»
Первая команда – УР (Белки) будет варить суп, поэтому на подносе для супа будет отбирать овощи.
Вторая команда – НУМОЛ (Зайчики,будет варить компот, поэтому на подносе будет отбирать фрукты.
На команды рассчитайся!
А чтобы компот у зайчиков получился сладким, а у белочек –суп наваристым, вспомним правила приготовления:
«Пальчиковая гимнастика»
Будем мы варить компот
Фруктов надо много-вот!
Будем яблоки крошить, Груши будем мы рубить.
Отожмём лимонный сок, Слив положим и сахарный песок.
Варим,варим мы компот. Угостим честной народ!
Наровава : Ну, а теперь, мы вспомнили правила приготовления и приступим.
(Дети по очереди подходят к столам и раскладывают по кастрюлям овощи и фрукты)
Наровава : Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием! Вкусные угощенья у вас получились.
Куйгорож: Ребята, я принес вам картинки с осенними дарами, а картинки эти наш знакомый ветерок – проказник нечаянно порвал. Сложите их из частей в целую картинку.
Дидактическая игра «Сложи картинку»
Куйгорож: Молодцы, ребята! Вы очень хорошо справились с заданием.
Наровава : Ой, какие молодцы! А вы знаете, что фрукты и овощи очень полезны! Поэтому в детском саду вам готовят разнообразные блюда из овощей и фруктов. А сейчас я вам открою секрет – в варёных овощах и фруктах очень много витаминов, а ещё больше их в сырых! Поэтому я приготовила для вас подарок.
(Достает корзину с яблоками)
Наровава : Но, прежде, чем вы их станете есть, необходимо их помыть водой. Приглашаю всех гостей к столу! А нам с Куйгорожем пора идти к другим детям! Наемозонк, шабат! (До свидания, дети).
Куйгорож: Наемозонк, шабат! (До свидания, дети).
Дети: Наемозонк, Наровава, наемозонк, Куйгорож!
Дети прощаются с Наровавой и Куйгорожем. Делимся впечатлениями, вспоминаем, что запомнилось, что понравилось. Воспитатель благодарит детей за помощь.
Список использованных источников:
Программа и методические рекомендации по обучению детей мордовским / мокша, эрьзя/ языкам в дошкольных образовательных учреждениях / МО Республики Мордовия, МРИПКРО, А. И. Исайкина/- Саранск, 1997.- 75с.
Мордовские народные игры. Методические рекомендации для воспитателей детских дошкольных учреждений. / МО МССР, МРИПКРО, А. И. Исайкина/, С., 1993, - 38 с.
ПРОГРАММА «ДЕТСТВО» (В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. /Под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. И. Гурович)
Мы в Мордовии живем: пример. регион. модуль программы дошк. образования О. В. Бурляева и др. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011.
Хрестоматия к примерному региональному модулю программы дошкольного образования Мы в Мордовии живем. Мордовское Книжное изд-во, 2013г.
«Мордовские пословицы, поговорки». Седова Л. В.