Елена Саликина
Уголок природы в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Методическое мероприятие
Консультация
На тему: «Уголок природы в ДОУ»
План.
Введение.
1. Общие принципы организации уголка природы.
2. Содержание объектов и материалов.
3. Рекомендации.
Заключение.
Публикация «Уголок природы в ДОУ» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Уголки и центры в группах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Уважаемые педагоги! В процессе изучения работы детского сада по разделу «Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим» были проанализированы все направления: различные формы работы детьми (занятия, наблюдения, труд, и т. д., программно-методическое обеспечение, планирование, построение предметно-пространственной развивающей сред, в частности уголков природы, на которых бы и хотелось остановиться.
Необходимо отметить, что во всех группах они имеются, где обязательно присутствуют комнатные растения, которые хорошо себя чувствуют: они здоровы, ухожены, что является результатом полноценного соответствия их потребностей и условий обитания. В педагогическом значении это имеет большое значение. Но не во всех группах растения расположен непосредственно близко к детям, т. о. не везде реализуется принцип физической доступности. К сожалению, не во всех группах календари природы, альбомы, гербарии, дидактические игры природоведческого содержания, оборудование для организации опытнической деятельности, различные природные материалы и пр. Все это имеется только в старшей группе № 9. Поэтому сегодня, предлагаю вам краткую консультацию о том, какие объекты и материалы должны содержаться в уголках природы, и какие приняты общие принципы его организации.
1. Итак, чтобы уголок природы действительно способствовал всестороннему развитию личности дошкольника, необходимо учитывать все общепринятые принципы его построения. Это:
• яркость, красочность, эмоциональна привлекательность материалов и объектов;
• доступность (содержательная и физическая);
• сменяемость объектов и материалов;
• материалы, объекты и оборудование должны стимулировать, разные виды деятельности детей (наблюдения, игровую, трудовую, речевую, деятельность экспериментирования, художественную деятельность);
• материалы и объекты должны быть абсолютно безопасны для здоровья детей.
• Учет морфо-фунциональных особенностей;
• Научности, энциклопедичности содержания.
Итак, уважаемые педагоги, мы рассмотрели с вами основные общие принципы организации уголка природы в группах, а рассмотрим каково должно быть содержание объектов и материалов.
2. В уголках природы должны быть :
• комнатные растения;
• календарь погоды и природы (показ различных видов);
• альбомы, гербарии, содержащие материал о растениях и животных родного края;
• художественна литература природоведческого содержания;
• дидактические игры природоведческого содержания;
• различные природные материалы, характерные для дайной местности (семена, шишки, кусочки коры, камешки и т. д.);
• оборудование для организации труда в природе;
• оборудование для организации опытнической деятельности (колбочки, мензурки, палочки, пинцеты, увеличительные стекла и др.);
• предметные и сюжетные картинки (с объектами природы) для организации речевой деятельности детей;
• модельный материал.
3. Наверное, вы видите, уважаемые педагоги, что многим из вас необходимо дополнить содержание объектов и материалов в уголках природы; сделать так, чтобы все объекты были расположены непосредственно близко к детям, чтобы не нарушался принцип физической доступности, чтобы детям можно было реально наблюдать за растениями, общаться с ними, ухаживать. Настоятельно рекомендуем вам проверить соблюдение принципа безопасности для здоровья детей. Проверить наличие в уголках природы искусственных растений. Это является ошибкой, т. к. дети должны видеть живые красивые растения, наблюдать за их ростом и развитием, ухаживать за ними.
Только учитывая все общие принципы построения уголка природы, соблюдая наличие в нем всех выше перечисленных объектов и материалов (соответствии с возрастом детей, Можно способствовать развитию экологически культурной личности дошкольника.
Спасибо за внимание!
Литература.
1. Николаева С. Н. Программа «Юный эколог». – М. : Мозайка-синтез, 1999.
2. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – М. : Просвещение, 2001.
3. Рыжова Н. Экологизация развивающей предметной среды.
4. «Край родной» интегрированная программа эмоционально-познавательного развития дошкольников через их ознакомление с природой родного края. – Н. Новгород, 2002.