Елена Резник
Прогулка в форме экскурсии «Удивительный мир природы» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
Прогулка в форме экскурсии разработана для детей 6-7 лет. Прогулка нацелена на закрепление знаний по теме: «Насекомые», «Растения» и «Птицы».
Конспект прогулки-экскурсии по теме «Удивительный мир природы» подготовительной группе.
Место проведения: территория детского сада
Участники:
Публикация «Прогулка в форме экскурсии „Удивительный мир природы“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
Дети – воспитанники подготовительной группы.
Взрослые:
• Лесовик -
• Водяной-
Цель: «Воспитание бережного отношения к природе и умения видеть ее красоту»
Задачи:
Воспитательная:
• Воспитывать любовь к родной природе, прививать основы экологической культуры;
• Формировать желание участвовать в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности; развитие самостоятельности у детей путем участия в различных видах деятельности (сюрпризной прогулке).
• Воспитывать волевые и дружеские качества в играх, чувство товарищества, взаимопомощи.
• Продолжать закреплять и выделять характерные повадки диких животных.
Развивающая:
• закреплять представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее;
• расширять представления о насекомых;
• закреплять представления о деревьях ближайшего окружения;
• формировать умения правильно вести себя в природе (не ломать кусты и ветви деревьев, не оставлять мусор);
• развивать ловкость, координацию движения, выносливость.
Обучающие:
• совершенствовать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
• расширять представления об особенностях приспособления птиц к окружающей среде;
Предварительная работа:
1. Чтение стихов С. Есенина «Береза», «Черемуха»; А. Блока «На лугу»; В. Бианки «Сова».
2. Чтение рассказов М. Зощенко «Великие путешественники», Н. Телешова «Уха», Ю. Коваль «Русачок- травник», П. Воронко «Лучше нет родного края», В. Орлова «Ты лети к нам, скворушка…».
3. Чтение сказки В. Катаева «Цветик – семицветик».
4. Изучение книги «Природа Приморского края».
5. Проведение наблюдений за изменениями в природе, бесед о птицах,насекомых.
6. Повторение техники безопасности во время прогулки.
7. Рассматривание иллюстраций из серии «Деревья», «Насекомые», «Птицы».
8. Разучивание подвижных игр «Ворон» и «Перелет птиц».
9. Прослушивание голосов птиц.
Подготовка экскурсионного снаряжения :
• Савки;
• Детский маленький бассеин;
• Сундучок;
• Изображения птиц, кормушка;
• Иллюстрации диких животных, следы;
• Иллюстрация "Правила поведения в природе";
• Таблички для станций;
• Веточки хвойных деревьев;
• Шишки и пластилин;
• Мелки;
Ход прогулки — экскурсии
(Дети встают полукругом возле центрального выхода)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы совершим прогулку-экскурсию по территории детского сада и узнаем много нового о жизни растений, птиц, насекомых. Какое сейчас у нас время года? (осень). Как нам нужно одеваться на прогулку-экскурсию? (Удобную обувь, удобную теплую одежду).
На пути нас ждет много интересного. Чтобы преодолеть все препятствия, нужно быть дружными, смелыми и сильными, обязательно помогать друг другу, быть внимательными.
- Ребята, какое сейчас время года? (осень)
- Какие осенние месяца вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь.)
- Сейчас начало осени. Какой это месяц? (сентябрь)
- Какая сегодня погода? (Теплая, небольшой ветер, солнечно и т. д.)
- Ну, что тогда сегодня нам повезло и можно отправляться.
Воспитатель: Посмотрите, кто нас встречает!
Фея природы : Здравствуйте, дорогие ребята! Я Фея Природы. Слышала, что вы очень хорошие, умные дети и очень хочу поближе познакомиться с вами и пригласить к себе в гости. Хотите там побывать? В моем королевстве есть клуб любителе природы. Но для того, чтобы стать его другом Вы должны собрать волшебный цветок – Цветик – семицветик, чтобы получить лепесток нужно выполнить задания.
Перед тем как отправиться в путешествие, давайте вспомним правила поведения в природе :
1. НЕЛЬЗЯ ломать ветки с деревьев
2. НЕЛЬЗЯ топтать цветы и грибы
3. НЕЛЬЗЯ разводить костёр пока не обкопаешь место или не обложишь его камнями
4. НЕЛЬЗЯ разорять птичьи гнезда
5. НЕЛЬЗЯ брать в рот незнакомое растение, оно может быть ядовитым
6. НЕЛЬЗЯ ловить диких животных и уносить домой
7. НЕЛЬЗЯ разорять муравейники
8. НЕЛЬЗЯ шуметь
9. НЕЛЬЗЯ оставлять мусор после себя
Молодцы!
Фея Природы : Ребята, за то, что вы рассказали мне, о правилах поведения в природе, я подарю вам первый лепесток. И пускай наши леса будут красивыми, и своей красотой будут радовать всех.
Фея Природы : Ой, ребята, посмотрите, кто-то здесь наследил. Вам интересно, кто оставил эти следы? А хотите узнать, куда они нас приведут. Ребята, прежде чем вы отправитесь по намеченному маршруту, я хочу вас предупредить, путь будет не легкий и даже сложный. Но если вы дружные и сплоченные, вас будет ждать успех. Я пока обойду свои владения, а этим временем вы должны будете выполнить все задания. Я вас буду ждать на последней станции. Успехов вам, ребята.
Станция " Следопыты"
Воспитатель: Ну, что друзья мои, отправляемся в путь.
Игра " Угадай чьи следа"
Цель игры: закрепление знаний о диких и домашних животных, учить различать их по следам, развитие зрительного внимания и памяти.
Подготовка к игре: для игры нужны карточки, на которых изображены животные и карточки со следами этих животных.
Ход игры: нескольким детям нужно подобрать следы к каждому из животных
Воспитатель: А теперь послушайте загадку и отгадав её вы узнаете куда мы отправимся дальше. (читает загадку о берёзе)
Ствол белеет, шапочка зеленеет.
Стоит в белой одежке,
Свесив сережки. (Берёза)
Воспитатель: Давайте поищем это дерево на участке и подойдем к нему поближе. Как мы узнали, что это дерево – берёза? Берёзу легко найти по необычному для дерева черно- белому стволу. Она нарядная и красива в любое время года. Давайте понаблюдаем за берёзой. Рассмотрите, какие у неё листочки. Ствол у берёзы тоненький, веточки клонятся к земле. Берёзу очень любят в нашей стране и ласково называют русской красавицей. Берёза приносит пользу людям – из почек изготавливают лекарство, из листьев – желтую и зелёную краску. А ещё берёзовые почки очень любят птицы. Кору берёзы кушают зайцы. А теперь давайте вернемся к нашей берёзе. Скажите, почему у березы белый ствол?
Воспитатель: Оказывается, в коре березы содержится белое вещество - бетулин. Говорят, что если потереть о ствол березы темную ткань, то ткань окрасится в белый цвет. Вы хотите проверить?
Проводиться опыт «Почему у берёзы ствол белый»
Воспитатель: Вот какая необычная берёза – красивая и полезная.
В народе есть такая пословица: «Сломить дерево - секунда, а вырастить – годы».
Как вы понимаете эту пословицу?
Воспитатель: Отгадайте загадку:
В лесу у березы, суета беготня,
Народ рабочий, весь день хлопочет —
Из лесного сора строит себе город.
О ком эта загадка? (Ответы детей : это муравьи)
Воспитатель: Кто такие муравьи? (Ответы детей : насекомые). Муравьи очень интересные насекомые. Они строят себе жилище из чего? (Ответы детей : из хвойных иголок, листьев, кусочков коры, веточек). В муравейнике много ходов и выходов. Муравьи очень трудолюбивы. Один крохотный муравьишка может перемещать груз, превышающий по весу его собственный. Муравьи — это залог здоровья леса, поэтому не разрушайте муравейники, не позволяйте этого делать другим. Если вы понаблюдаете за муравьями — одним из чудес природы, то вы увидите, какие они труженики.
Воспитатель: А сейчас Тимур и Аня соберут пазлы, кто быстрей чтобы получился муравей.
Воспитатель: Хорошо, ребята и с этим заданием справились. Отправляемся дальше.
Воспитатель: Теперь вам надо угадать хвойные породы деревьев. (Приготовлены веточки хвойных пород сосна, лиственница, ель.). Дети определяет породу хвойного дерева по веточкам и рассказывают, где данное дерево растёт на территории детского сада.
Воспитатель: Молодцы. Путь продолжаем.
Командная игра «Собери шишки».
Это игра, которая называется «Шишки». Поиграем? Становитесь в тесный круг, близко-близко друг от друга, и давайте выберем водящего. Ребята, кто знает считалку, а родители знают? Игра «Шишки» С помощью считалки выбирается водящий и озвучивает правила игры. Родители: Раз, два, три, четыре, пять, мы собрались поиграть. Вдруг сорока прилетела. И водить тебе велела! (Показывает на одного из детей, и тот встает в центр круга.) Мы за спиной будем передавать шишку и говорить слова: Гуси-лебеди летали, они шишечки кидали. Все кидали и кричали: «У меня!», «У меня!». - А ты, водящий, угадай, у кого в руке шишка. После произнесения текста участники игры показывают руки, зажатые в кулачки. Водящий пытается отгадать, у кого из них шишка. Вы честно заработали лепесток.
Станция «Полянка Марьи искусницы»
Марья искусница: - Здравствуйте, гости дорогие, гости желанные. Куда путь дороженьку держите?
Чтобы идти дальше нужно пройти по цветочной дороге. Но цветы на нашей дороге завяли и потеряли свой цвет. Что делать? Как же цветы наполнить цветом? (предложения детей).
Давайте цветными мелками на асфальте нарисуем цветы. Получите ещё лепесток.
Станция " Трудолюбия"
Специально созданный беспорядок на участке. ( Бытовые отходы: бумага, пакеты от сока, фантики и т. п.)
Цель: научить детей относится к своей планете бережно, не загрязнять ее, а также развивать эстетические чувства, отражать их в творческой деятельности. Формировать понятие о разнообразии отходов человеческой деятельности, научить детей утилизировать бытовой мусор;
Воспитатель: — Ребята, что же случилось с нашим участком? Посмотрите, тут побывали дети — неряхи. Они не умеют вести себя, вон, сколько мусора оставили на траве. А как можно помочь? (нужно убрать весь мусор на поляне). Правильно, давайте уберём мусор на участке.
Задумайтесь, взрослые!
Задумайтесь, дети!
Хотите ли жить на прекрасной планете?
Где солнце сияет, деревья растут.
И жизнь зарождается
Люди живут.
Давайте все вместе её охранять,
Не мусорить - всё за собой убирать.
Ведь каждый цветочек
И каждый росток,
Найдёт в вашем сердце себе уголок.
И станет чудесней,
Красивей планета.
На радость Вам взрослым
И маленьким детям.
Молодцы! Полюбуемся красотой, получайте новый лепесток и отправимся дальше.
Станция " Игралкина"
п / и «Перелет птиц»
На одном конце участка находятся дети – они птицы. На другом конце обручи - это деревья. По сигналу воспитателя: «Птицы улетают» - дети махают руками, как крыльями разбегаются по всей площадке, на следующий сигнал «Буря» - дети бегут к обручам и прячутся там. Когда воспитатель говорит «Буря прекратилась» дети выходят и снова разбегаются по площадке.
п/ и: «Хитрая лиса» (разучивание)
Цель: развивать ловкость, быстроту, координацию.
Описание: Воспитатель просит закрыть глаза детей, которые расположились по кругу. Педагог обходит за спинами детей образованный круг, дотрагивается до одного из участников, который с этого момента становится «хитрой лисой».
После этого педагог предлагает детям открыть глаза и, посмотрев вокруг, попытаться определить, кто же является хитрой лисой. Далее дети спрашивают 3 раза: «Хитрая лиса, где ты?». При этом, спрашивающие смотрят друг на друга. После того, как дети спросили третий раз, хитрая лиса прыгает на середину круга, поднимает руки вверх и кричит: «Я здесь!». Все участники разбегаются по площадке кто куда, а хитрая лиса пытается кого-нибудь поймать. После того, как 2-3 человека пойманы, педагог говорит: «В круг!» и игра начинается снова. Вы справились с заданием, получайте лепесток.
Станция "Загадочная"
- Посмотрите внимательно вокруг и найдите предмет по моему описанию (находят конверт с загадками)
Цель: Уметь внимательно слушать загадку, выделять главные признаки, соотносить их с конкретным животным, называть его и объяснять как отгадали загадку.
1. У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
(Заяц)
2. Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
(Медведь)
3. Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной.
(ёж)
4. Рыжая птичница.
В курятник пришла,
Всех кур перечла
И с собой унесла.
(Лиса)
5. Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(Лось)
6. Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.
(Медведь)
7. Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех…
(Волк)
8. Белый на белом написал,
Где бегал
Рыжая прочтет – Белого найдет.
(Заяц, лиса)
9. На белочку чуть-чуть похож —
Спина в полосках, мал, пригож.
Полна кладовка, как сундук —
Запаслив крошка.
(Бурундук)
10. Симпатичен, сер, усат,
Хвост — шлагбаум полосат.
Пищу грязной не грызёт —
Моет всё в воде.
(Енот)
11. Кто с высоких толстых сосен
В ребятишек шишку бросил,
А в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонёк?
(Белка)
12. Недотрога, весь в иголках,
Я живу в норе, под ёлкой.
Хоть открыты настежь двери,
Но ко мне не входят звери.
(Ёж)
Воспитатель: И с этим заданием вы справились. Вы заработали лепесток. Наше путешествие продолжается.
Станция «Болото Водяного»
Выходит Водяной, даё т детям новое задание:
Я, Водяной, я Водяной!
Никто не водится со мной,
Внутри меня, водица,
ну что, с таким водиться?.
Я рад, ребята, встрече с вами.
Прошу вас : будьте мне друзьями?
Опыты с водой.
«Вода – жидкость».
Задача: выявить свойство воды – текучесть.
Перелить воду из одного стакана в другой.
Вывод: вода жидкая. Она может течь, это свойство воды называется текучестью.
«Вода прозрачная».
Задача: выявить свойство воды – прозрачность.
Опустить в стакан с водой мелкие предметы разного цвета.
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная, прозрачная, через нее виден предмет.
«Вода может изменить свой цвет»
Задача: выявить свойства воды: может окрашиваться в разные цвета.
Опустить в воду кристаллики марганцовки и капнуть зеленку.
Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, какое вещество в нее добавили.
«Вода не имеет запаха».
Задача: выявить, что вода не имеет запаха.
Понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
Вывод: вода ничем не пахнет, у нее нет запаха
«Вода принимает форму».
Задача: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.
Заполнить сосуды водой.
Задача: знать кому и зачем нужна вода (растениям, животным, птицам, человеку – всему живому). Показать важное свойство воды – давать жизнь живому.
Водяной: Развеселите меня? Уж что-то грустный больно. я.
м / п «Море – волнуется»
С помощью считалочки выбирается водящий. Он отворачивается и говорит:
«Море волнуется раз,
море волнуется два,
море волнуется три,
морская фигура на месте замри!»
Игроки в это время раскачиваются и кружатся, расставив в руки стороны.
При слове «замри», замирают в позе, изображая любой предмет или животное, имеющее отношение к морской тематике.
Это могут быть: корабль, краб, дельфин, пират, чайка и т. д.)
Воспитатель: Ну, Водяной мы выполнили все твои пожелания и наверное заработали лепесток.
Водяной: Конечно, вы очень хорошие дети. Я отдам вам лепесток с удовольствием. Ну, пора в Болото мне, заждались меня на дне.
Индивидуальная работа
На площадке выкладываются пластмассовые и резиновые игрушки. Необходимо водными пистолетами сбить как можно больше игрушек.)
Воспитатель: Пойдем дальше. Что вы видите перед собой? (Ответы детей : это «птичий дом», сюда прилетают птицы).
Воспитатель: Мы пришли на станцию «Птичья столовая». Давайте внимательно посмотрим, что и кто находится на деревьях? (Кормушка, птицы). Что птицы делают на деревьях?
(Птицы прячутся в деревьях, строят гнезда на ветвях и в дуплах, находят пищу).
Воспитатель: Кто помогает распространять семена деревьев? (Птицы) Соблюдайте тишину и постарайтесь узнать по голосу, какие птицы спрятались на дереве?
Дидактическая игра «Узнай по голосу».
Вы очень эрудированные ребята, получите лепесток.
Станция «Поделкина»
Фея Природы : Ну, вот ребята, как и обещала, жду вас на последней станции.
В беседке стоят столы, на столе лежат шишки и пластилин.
Фея предлагает сделать для неё поделки из природного материала. Фея отдает детям последний лепесток.
Фея Природы : Вот мы и выполнили все задания цветик – семицветик собран и вы все стали друзьями клуба любителей природы. (каждому вручается значок) Поздравляю вас ребята, продолжайте и дальше любить и заботится о нашей природе. А мне, пора. До свидания.
Самостоятельная деятельность по выбору детей.