Марина Логинова
Консультация для учителей «Знакомые незнакомцы. Школьные болезни». Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомые незнакомцы - школьные болезни»
Введени
По данным Минздрава, за последние 10 лет число школьников с хроническими заболеваниями возросло в 1,5 раза. Сейчас только 10% школьников можно назвать здоровыми, 50% имеют ту или иную патологию, а 40% относятся к группе риска.
«Программы слишком обширны и мало соответственны возрасту и силам учащихся; число уроков слишком велико, и учащиеся чрезвычайно завалены подготовительными работами: большинство учителей не имеют представления о правильном развитии умственных способностей ребенка.», — так почти полтора века назад обосновал причины школьных болезней основоположник отечественной гигиены профессор Императорского Московского университета Ф. Ф. Эрисман.
Публикация «Консультация для учителей „Знакомые незнакомцы, Школьные болезни“, Часть 1» размещена в разделах
Сколько лет прошло, а сказано, будто о нашем времени!
Здоровье ребенка зависит от огромного количества причин: окружающая среда, питание, образ жизни, наследственность, инфекционный фон, медицинское обслуживание. Но на долю так называемого «школьного фактора» приходится 25 процентов всевозможных причин ухудшения здоровья ребенка! Медики всерьез считают, что образование стало деятельностью, потенциально опасной для здоровья детей и подростков.
Последние десять лет оказались для нашего школьного образования периодом больших перемен: появились лицеи, гимназии, многие школы ввели инновационные программы обучения. В учебные планы стали вводить все больше новых — нужных и интересных предметов.
Но нагрузка на школьников многократно увеличилась, а их возможности воспринимать знания изменяются далеко не так быстро. Отсюда — перегрузки, которые колеблются от трехкратного превышения возможностей ребенка (иностранный язык) до 20-кратного (математика!
Ученые из Института возрастной физиологии Российской академии образования провели широкомасштабные исследования с целью выяснить реальное здоровье школьников. Их выводы тоже оказались неутешительными:
— Нормы, предусмотренные для учебных нагрузок, в школах практически не соблюдаются.
— От первого класса к десятому в два раза увеличивается число детей с заболеваниями сердца и сосудов, желудочно-кишечного тракта, зрения и слуха. В 8 раз возрастают эндокринные заболевания, ожирение.
— Среди заболеваний у первоклассников на первом месте кариес, на втором и третьем местах — болезни уха-горла-носа и нарушения опорно-двигательного аппарата. У десятиклассников на первом месте — заболевания опорно-двигательного аппарата, а далее идут нарушение зрения и та же лор-патология.
— Омечен высокий уровень аллергических заболеваний.
— Вызывает опасение психическое здоровье школьников : исследования показали, что у 20% первоклассников в начале учебного года налицо напряжение адаптации (в некоторых школах таких детей от 45 до 50%). Высокий уровень психической напряженности обнаружен у пятой части десятиклассников.
— Негативно влияют на здоровье детей нарушение основных требований режима дня. Школьники мало спят : у первоклассников, например, в 4864% случаев дефицит ночного сна составляет полтора часа и более.
От всех этих и подобных причин число абсолютно здоровых детей за время обучения в начальной школе снижается в 45 раз.
Но самое главное, о чем нужно помнить учителям : среди детей, которые отстают от своих сверстников по успеваемости, 8590% делают это не из-за того, что они «недоразвиты» и даже не от лени — а из-за плохого состояния здоровья, обусловленного несоответствием условий обучения возможностям детей!
«ШКОЛЬНЫЕ» БОЛЕЗНИ. ПРИЧИНЫ
Плачевное состояние здоровья детей – не только результат деятельного неблагоприятного воздействия социально-экономических факторов, но и целого ряда таких организационно-педагогических факторов, к
- несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся;
- несоблюдение элементарных гигиенических требований к организации учебного процесса;
- чрезмерная интенсификация учебного процесса (увеличение темпа и объема учебной нагрузки);
- неоправданно раннее начало дошкольного систематического обучения;
- недостаточная осведомленность педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка;
- недостаточная грамотность родителей в вопросах формирования, сохранения и укрепления здоровья детей.
Из перечисленного выше следует особо выделить гигиенический фактор, от которого во многом зависит создание оптимальных условий обучения в школе.
Еще в начале 19в. В результате первых гигиенических исследований была установлена тесная взаимосвязь между появлением у детей так называемых «школьных» болезней (близорукость, нарушение осанки и т. д.) и гигиеническими условиями в школе. К сожалению, знание гигиенических нормативов и требований к организации обучения еще не означает реального решения проблемы сохранения здоровья школьников.
Образовательная деятельность потенциально опасна для здоровья. Однако целью медиков должна быть не констатация фактов : во сколько раз ухудшается состояние зубов школьников по мере вгрызания в гранит науки, а поиск возможных путей их сохранения.
Нет никаких сомнений, что ученик большую часть времени в школе проводит в состоянии стресса. Например, двойка, поставленная красными чернилами, эквивалентна сердечному приступу. Так считают невропатологи. Остается только порадоваться, что пожилые люди не учатся в школе. Так вот, какой бы совершенной ни была методика обучения и как бы часто не вводились внутрь ребенка профилактические прививки, его состояние во многом зависит от учителя и школьной среды.
Интенсификация учебного процесса
Как бороться с перегрузкой?
Если говорить об объемах домашних заданий, и если конкретно – о количестве недоделанных на уроке и оставленных на дом «хвостов», то это штрихи к портрету несильно привлекательного явления под названием «скрытая интенсификация учебного процесса». Перегрузка домашними заданиями – это одна из главных проблем.
Интенсификация учебного процесса, отрицательно сказывающаяся на здоровье детей, проявляется в следующем:
. отдельные программы обучения перегружены обязательным для усвоения учебным материалом, они рассчитаны на уже сформированную функциональную готовность ребенка к школе, на прочные умения первоклассника бегло читать, свободно и быстро писать, считать; однако успешность учения и комфортность ребенка зависят не столько от сформированности этих знаний и умений, сколько от развития необходимых для обучения качеств (самостоятельность, усидчивость, умение доводить дело до конца и др.);
. требования, которые предъявляют многие школы к поступающему, заставляют родителей и самого ученика форсировать изучение материала школьных предметов (эта картина наблюдается не только при поступлении в начальную школу, но и в основную, и в среднюю школу). Серьезной проблемой, которая касается учащихся старших классов (особенно выпускных, является отсутствие преемственности между высшей и средней школой : вузы значительно завышают требования к абитуриентам, что заставляет родителей брать репетиторов и увеличивать время занятий детей. Это приводит к стойкому утомлению, неврозам и возникновению хронических заболеваний;
. большая перегрузка детей связана с многопредметностью учебных планов, которые разрабатывают сами школы. Одночасовые предметы имеют низкий развивающий потенциал, затребуют, в основном, память ребенка, перегружают учебное расписание, увеличивают время домашних занятий, что в результате отрицательно отражается на качестве образования и на здоровье школьников.
К сожалению, в последнее время семья и родители часто диктуют школе требования к номенклатуре учебных предметов (два иностранных языка, дополнительные «модные» предметы и пр.) и таким образом сами значительно увеличивают нагрузку детей. Результаты эксперимента показывают, что чем «выше» статус школы (гимназия, школа с углубленным изучением каких-либо предметов, иностранного языка и пр., тем более интенсивен процесс обучения, тем больше нагрузка школьников и, как следствие этого, ухудшение их здоровья.
Разгрузка учащихся современной российской школы связана не только с обновлением содержания обучения, но и с введением новых технологией учебного процесса. Перегрузка возникает в связи с тем, что сегодняшние методики обучения не соответствуют возрастным возможностям детей. Именно поэтому важной является научная разработка здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих сокращение удельного веса теоретических знаний в пользу практической деятельности детей. Сегодня учитель заставляет школьников заучивать учебный материал (правила, определения, тексты и др.). Неправомерно забыт опыт наблюдений, экскурсий, работы в уголке природы и т. п.
Методика обучения, направленная на искусственную интенсификацию процесса обучения, на увеличение темпа чтения, письма и др., тормозит формирование у ребенка основных навыков, приводит к эмоциональным срывам и к ранним неврозам. Неслучайно медики фиксируют сегодня новое заболевание — стресс ограничения времени. Одной из причин, вызывающих отрицательное отношение к учебной деятельности и ее неуспешность, является авторитарный стиль взаимоотношений между учителем и учащимися, особенно при оценивании знаний.
Еще одна проблема – это перегрузка в связи с пятидневкой. С одной стороны, вроде бы и хорошо – пятидневная рабочая неделя, а с другой, необходим жесткий контроль количества уроков, их продолжительности.
Возникает другая сторона проблемы – профессионализм учителя. Мы все прекрасно понимаем, что любую тему можно подать трудно и скучно, и тогда даже маленький объем знаний покажется ученику неинтересным, чересчур большим, и не будет им усвоен. А в то же время достаточно насыщенный материал может позволить развить познавательный интерес ребенка к предмету, не вызывая сильную перегрузку учащихся.
Последние 10 лет для школьного образования были большим периодом перемен: появились лицеи, гимназии, многие школы ввели инновационные программы обучения. Все больше новых, нужных и интересных предметов
вводится в учебный план. Нагрузка многократно растет, а возможности детей воспринять знания изменяются не так стремительно. Постоянное перенапряжение, усталость, недосыпы приводят к неврозам – еще одной школьной болезни. Но есть документ, хорошо известный гигиенистам и администрации школы, который ограничивает непомерные нагрузки на здоровье ученика. Это санитарные нормы и правила, которые регламентируют учебнуюнагрузку. Перегрузка школьников колеблется от трехкратного превышения возможностей детей по иностранном у языку до двадцатикратного по математике.
Одним из показателей здоровьесберегающей технологии является учет индивидуального темпа обучения, создание условий, обеспечивающих психологическое благополучие и успешность каждого ребенка.
Сколько весит ранец?
Большая учебная нагрузка часто становится в буквальном смысле большой тяжелой нагрузкой для школьников, ранцы которых по плечу разве что взрослым. Неудивительно, что портфели первоклашек, провожая их в школу,
несут мама или папа. Хотя по тем же санитарным правилам этот груз знаний вместе с ранцем должен «тянуть» не более 1,5 кг. Некоторые школы сжалились над малышами и приобрели для них второй комплект учебников для работы в школе. У школьников начальных классов ранец весит на 2 кг тяжелее положенного. Шестиклассники таскают учебников и пособий на 6,4 кг – в два раза больше нормы. Зато выпускники, умудренные школьной жизнью, ходят на уроки налегке – с 1-2 кг учебного груза.
Естественно, будут проблемы с нарушением опорно-двигательного аппарата. Почему подавляющее большинство школьников страдает нарушениями осанки? Откуда берется это состояние, столь опасное своими осложнениями? Как ни печально, но одной из основных причин этого является школьная мебель. Она не приспособлена к тому, чтобы поддерживать тело ребенка в оптимальном положении, без перенапряжения той или иной группы мышц.