Александра Безрукова
Учите ребенка видеть красоту природы
▼ Скачать + Заказать документы
Памятка для родителей «Учите ребенка видеть красоту природы».
Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, развитие интеллекта. Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Веками человек был потребителем по отношению к природе : жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И поэтому сейчас возникает острая необходимость охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое.
Публикация «Учите ребенка видеть красоту природы» размещена в разделах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2020
Целью экологического воспитания является: всестороннее развитие личности, ответственно относящееся к окружающей среде.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
-воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
-формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
-развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
-участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.
Именно на этапе дошкольного детства у ребенка формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.
Экологическое воспитание осуществляется в результате целенаправленного обучения. Дошкольники в процессе осуществления различной деятельности обогащаются экологическими знаниями. Однако далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Поэтому, когда мы хотим объяснить ребенку, что стоит за словами «беречь природу», мы тоже должны обращаться к его опыту. Понятие «охранять» для него не понятно, зато детям понятно, что означает «обижать» и что значит «делать больно». Живому нельзя делать больно. С этого и начинается бережное отношение к природе. И начинается оно со слова «не». «Не хватай!». «Не ломай!». «Не дави!». Но ребенок должен иметь альтернативу – если этого делать нельзя, то, что можно?
Поэтому в работе с дошкольниками мы вводим правила поведения в природе и обозначаем это тремя видами карточек (знаков) : запрещающих, разрешающих (например, цветы рвать нельзя, их можно нюхать, любоваться ими; жуков собирать, топтать нельзя, но можно за ними наблюдать) и рекомендательных (нужно поливать цветы, вешать кормушки, кормить птиц)
Создание экологической развивающей среды – это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию экологических пространств, их совершенство и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ.
Экскурсия как основная форма учебно-воспитательной и природоохранной работы позволяет организовать наблюдение, изучение различных предметов и явлений в естественных условиях и выступает как одна из составляющих нравственного формирования личности. Выезды в природу приучают детей соблюдать правила поведения в местах отдыха, вести наблюдения за состоянием природы, отмечать положительное и отрицательное влияние человека на природу. Дети узнают и выполняют основное правило наблюдения - научись вести себя тихо, не кричи, не делай резких движений, не подходи близко! Благодаря этому время наблюдения увеличивается. Вместе с ребятами стараемся найти пути решения проблемы, накопить впечатления для художественного выражения в собственном литературном, музыкальном, изобразительном творчестве.
Проводим беседы на разные темы, такие как, например: «Как мы можем помочь сохранить чистый воздух», «Вода нуждается в охране», «Что угрожает нашим рекам» и др., которые помогают решать задачу, касающуюся экологической безопасности.
Огромную роль в процессе экологического восприятия играет и семья, как первоочередной источник формирования и закрепления всех навыков культурно-нравственного воспитания. Чтобы родители стали активными помощниками и единомышленниками воспитателя, необходимо вовлечь родителей, приобщить и заинтересовать жизнью детского сада, постоянно держать их в курсе событий, помочь завоевать авторитет у своего ребёнка.
Таким образом, можно сделать вывод, что воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой. То, что человек не царь природы, люди поняли уже давно и в настоящее время активно пропагандируют природоохранную деятельность. При целенаправленном психолого-педагогическом процессе именно в этом возрасте закладываются основы экологической воспитанности. Одним из слагаемых успеха является установление отношений доверия и сотрудничества между воспитателями, родителями и воспитанниками, которые, не утомляя чрезмерной информацией детей, могут эффективно влиять на повышение уровня их экологической культуры и нравственности. А природоохранная деятельность позволяет детям обогатить свои знания практическим опытом, расширить кругозор, развить и углубить положительные чувства и эмоции по отношению ко всему живому, что их окружает в действительности, приобрести уверенность в своих действиях, чувство собственной значимости и причастности ко всем людям, заботящимся о благосостоянии нашего общего дома — нашей Земли.