светлана долидович
Консультация «Учим детей изобретать»
▼ Скачать + Заказать документы
УЧИМ ДЕТЕЙ ИЗОБРЕТАТЬ
В современных условиях количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым нововведениям. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных перемен, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал [3, с. 3].
Публикация «Консультация „Учим детей изобретать“» размещена в разделах
Задача развития творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности в процессе воспитания и обучения, поставленная в Федеральном законе «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ и Федеральным государственным образовательном стандартом, утвержденном приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, является одной из социально значимых приоритетов современного общества [1], [6].
Поэтому важное условие совершенствования системы дошкольного образования - внедрение инновационных технологий.
Среди инновационных технологий обучения детей творчески мыслить ведущее место, занимает технология писателя-фантаста и гениального изобретателя Г. С. Альтшуллера - теория решения изобретательских задач (ТРИЗ, адаптированная к работе с дошкольниками Т. А. Сидорчук, С. В. Лелюх С. В., Н. Н. Хоменко Н. Н. и др. около 20 лет назад [3, с. 4].
ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление, технология позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход, и принцип природосообразности, что особенно актуально в контексте ФГОС ДО.
Основная цель ТРИЗ-педагогики – формирование у детей творческого мышления, то есть воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. ТРИЗ позволяет снять психологический барьер, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые надо решить
Генрих Альтшуллер доказал, что изобретать можно не только интуитивно, но и используя определенные шаги, то есть изобретательству можно научить. Можно развивать смекалку и нестандартное мышление, как и музыкальный слух.
Наши дети готовы изобретать космические корабли, выращивать синюю черешню, они видят в обычном чемодане прекрасный письменный стол, они собирают из табуретки из Икеи робота-трансформера. Но мы, с нашим «надо», приводим их к единственному правильному ответу. Нужно помочь детям остаться мечтателями, продолжать фантазировать, нестандартно мыслить, изобретать велосипед каждую минуту, искать решения, шевелить мозгами и верить в то, что изобретателями не рождаются, изобретателями становятся. Как сделать ТРИЗ достоянием дошкольников, как ввести его элементы в повседневную жизнь, в рамки программы воспитания? Каждый день работы с детьми - поиск. Надо не раскрывать детям истину, а учить ее находить. Например, ребенок задал вопрос. Сначала спросите, а что он сам об этом думает, пригласите порассуждать. И наводящими вопросами подведите к тому, чтобы он сам нашёл ответ.
А если ребенок не задает вопроса, но надо дать ему определенные знания? Тогда задайте вопрос сами, поставьте в ситуацию, когда ребенку приходится повторять исторический путь познания и преобразования вещества или предмета, или объекта. Например, надо дать детям знания о свойствах воды. Начните с вопроса «Что было бы, если на земле не было бы воды?» Главное, выслушать каждого желающего. Отрицательных оценок давать не надо, так как это закрепощает. Такие беседы внешне должны быть как бы импровизацией, воспитатель идет за логикой ребенка, а не навязывает своего мнения. После беседы проведите опыты. На таких занятиях дети учатся системному анализу, знания приобретаются не как догма, а как поиск истины и сути. Каждое занятие с детьми - проблемы, поиски, цепочки вопросов: Как? Откуда? Зачем? Для чего? Чем можно заменить? Чем хорош? Чем плох? Чем полезен? Чем неудобен? Что делать? Где можно использовать? Как быть, если?
Использование элементов ТРИЗ в игровой совместной деятельности взрослого с детьми помогает интеллектуальному развитию (умение анализировать, сравнивать, обобщать, грамотно и системно мыслить, творческому развитию (умение фантазировать, находить оригинальные решения, личностному становлению (решать противоречия, находить выход из проблемных ситуаций).
Занимаясь и играя с детьми, необходимо придерживаться нескольких правил:
1. Для лучшего понимания ребенком противоречий окружающего мира на всех этапах работы предлагаются предметы, явления, сказочные задачи из четырех областей окружающего мира, близких и понятных детям: “Я и природа”; “Я и предметы”; “Я и другие люди”, “Я и Я”.
2. Все задания, способы ознакомления с противоречиями и приемами ТРИЗ по их разрешению преподносить в игровой форме, с использованием наглядного материала.
3. Общение и взаимодействие с ребенком должно строиться на следующих позициях:
– внимательно выслушивать ребенка, восхищаться каждой идеей;
– не давать отрицательных оценок, критических высказываний в адрес ребенка;
– говорить не «правильно», а «интересно», «необычно», «любопытно», «здорово», «отлично», «удивительно», «прекрасно», «замечательно» и т. п. ;
– учить ребенка возражать взрослому, другим детям, — доказывая, аргументируя, отстаивая свою позицию;
– использовать ошибки, как возможности нового, неожиданного взгляда на что-то привычное;
– сопровождать процесс общения только положительными эмоциями: радостью нового познания, открытия, радостью творчества, удовлетворенностью похвалой, самоутверждением, осознанием собственной значимости;
– поддерживать мотивы ребенка на участие в занятиях: самоутверждения, лидерства, личной пользы, помощи, общения, познания нового, созидания, игрового [2].
ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить, а также может стать оптимальным решением развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в аспекте подготовки их к школе, направлен на развитие смекалки, на творчество и креативность. Не нам говорит насколько это важно сегодня и взрослым, и особенно детям. Кто знает, что они изобретут завтра?