Светлана Палинчак
Консультация «У ребёнка снова истерика»
Усталость и бессилие – вот что возникает у каждого члена семьи при очередной истерике у дочери 6 лет. Иногда они бывают по несколько раз в день, иногда один раз в неделю или реже.
Консультации у невролога с 2 лет. Прописывали препараты, истерики утихали, но не надолго. Психологи давали рекомендации, которые некоторое время тоже срабатывали, но. снова ОНА!
Что же такое ИСТЕРИКА?
- внезапно возникшее у ребёнка чувство фрустрации, тупика из-за отказа в чём-то;
Публикация «Консультация „У ребёнка снова истерика“» размещена в разделах
- приступ ярости, который выражается в громком плаче или крике, битьё руками, ногами, падение на пол;
- застывший взгляд;
- отказ слышать что-либо;
- одновременно желание обнять кого-то и тут же резкий отказ от объятий;
- длится такое состояние от 10 до 20 мин. ;
- после такого бурного выражения эмоций ребёнок быстро успокаивается, но порой не может вспомнить причину такого поведения.
Чаще всего истерики возникают в присутствии близкого человека. От чрезмерно переполняющих эмоций могут возникать и в людном месте.
ПРИЧИНЫ, которые могут вызвать истерику:
- дошкольный возраст ребёнка. В этот период эмоции ещё развиваются, не всегда они знакомы и узнаваемы ребёнком. Он учиться с ними справляться;
индивидуальные особенности психики: темперамент, высокая чувствительность, длительный период адаптации. Дети с флегматическим типом темперамента – долго «зажигаются» и долго «тормозят», холерический и сангвинический – громко выплёскивают возникшее недовольство, но при этом быстро «остывают»;
- неудовлетворённые потребности: не поел, устал, недостаточно поспал. Иногда даже излишнее чтение или слушание книги может вызвать всплеск истерики. Ребёнок может устать от долгой прогулки, от пребывания в игровом центре или в незнакомом месте, посещении дня рождения или другого праздничного мероприятия;
- разность стилей воспитания: истерика может возникнуть после посещения бабушки и дедушки. В детском саду ребёнок идеальный, но дома «спускает тормоза» и выплескивает накопившиеся эмоции;
- период перед болезнью и после неё, в том числе обычное ОРВИ;
неправильное воспитание. Либо у ребёнка отсутствует система правил. Из-за чего в школьном возрасте может возникать привычное негативное резкое реагирование на запреты и отказы. Такое поведение становится привычным. Либо крик, физическое наказание для ребёнка естественно, потому что это стиль общения в его семье;
- чрезмерный просмотр мультфильмов, фильмов, долгое занятие за компьютером, зависание в телефоне. Особое внимание, если ребенок во время просмотра мультфильмов перестаёт реагировать на обращение к нему, начинает грызть всё что угодно, замедляет дыхание – это признаки того, что ребёнок настолько захвачен происходящим, что теряет ощущение реальности;
- смена режима дня;
- злоупотребление сладостями;
- особенности метаболизма головного мозга.
У истерики есть КРИВАЯ РАЗВИТИЯ.
Всего три этапа:
- развитие;
- кульминация;
- затухание.
На этапе развития ребёнок излишне возбужден, быстро перестраивается от от одного занятия к другому, как будто испытывает ощущение восторга, увеличены зрачки глаз, учащается дыхание, появляется суетливость в движениях, начинает проявлять недовольство «нытьем». Либо может замирать в одной позе, захваченный каким-то событием. Ребёнок в этот момент ещё слышит взрослого, может реагировать на его слова и действия.
Кульминация. На этом этапе ребёнок не слышит обращённой к нему речи, не справляется с накалом эмоций и ищет повода для вымещения физического напряжения, возможно в виде агрессии. Отказывается от предлагаемой помощи. Может делать поступки, приносящие вред себе или окружению. Наказание, любые замечания, нравоучения на этом этапе только усиливают истерику, увеличивают время течения истерики.
На этапе затухания ребёнок нуждается в поддержке, объятиях, спокойной уверенности близкого человека, эмоциональном спокойствии и тишине. Не нужно упоминать об истерике в этот момент. Лучше умыться и заняться отвлекающим спокойным занятием. Приглушить свет и громкие звуки.
Истерика – это время, когда взрослому необходимо быть рядом. Это формирует у ребёнка уверенность, что взрослый любит и принимает его любым. Даже когда Вам хочется оставить ребёнка одного, дайте ему понять, что Вы рядом и что Вы за него.
ПРОФИЛАКТИКА ПРОЯВЛЕНИЙ ИСТЕРИК
- получить консультацию невролога, пройдите обследование, проконсультируйтесь с несколькими детскими психологами. Необходимо понять ПРИЧИНУ появления истерик;
- развивайте эмоциональный интеллект ВСЕХ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ. Называйте появившиеся эмоции, говорите о них, принимайте их. Дети учатся проживать эмоции от нас и с нами. «Я вижу, как тебе хочется. и тебе обидно сейчас», «я вижу, что ты устал.», «тебе больно сейчас»;
- продолжайте ЛЮБИТЬ ребёнка любым. Делайте это ВСЕГДА, даже когда кажется, что уже ненавидишь. Любовь к ребёнку проявляется в качественно проведённом времени. Иногда достаточно 10-15 минут глубокого разговора, увлечённой беседы, захватывающей игры;
- старайтесь следовать щадящему режиму дня, помогите ребёнку оценить важность отдыха и гигиены сна;
- берегите ребёнка от эмоциональных всплесков, как положительных, так и отрицательных. Если это произошло, помогите их прожить, поговорите о впечатлениях, не игнорируйте их;
- обнимайтесь. Тактильный контакт создаёт ощущение безопасности;
следите за шумовой и световой нагрузкой в доме;
- увлеките ребёнка посильной помощью по дому, это придаст ребёнку ощущение принадлежности и значимости;
- не обсуждайте прошедшие истерики при ребёнке;
- формируйте стиль общения без криков, с умением аргументировать, спокойно принимать отказ, не обвинять друг друга;
- поддержите СЕБЯ, позаботьтесь о своём отдыхе, времени тишины;
- находите радость СЕЙЧАС, а не потом.
Здоровья Вам и вашей семье!