Светлана Лагушкина
Творческо-познавательный проект для детей старшего возраста «Дорогою добра с В. П. Катаевым»
Информационная карта проекта.
Вид проекта: творческо - познавательный.
Автор проекта: Лагушкина Светлана Владимировна, ст. воспитатель МБДОУ №13 г. Климовска
Срок реализации проекта: краткосрочный (3 недели).
Место реализации проекта: МБДОУ ЦРР – детский сад №13 «Теремок»
Участники проекта: дети, родители, воспитатели старших и подготовительных группы.
Публикация «Творческо-познавательный проект для детей старшего возраста „Дорогою добра с В, П, Катаевым“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Проекты
- Катаев В. П.
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Большое воспитательное, познавательное и эстетическое значение имеют произведения В. П., т. к. они расширяют знания ребенка об окружающем мире, воздействуют на личность малыша, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка, воспитывают у детей сочувствие, желание помочь другим людям, быть внимательными по отношению к окружающим.
Результаты опроса детей старшего возраста показали, что 50% не могут назвать ни одного детского писателя, 45% детей не могут передать содержание прочитанного произведения. Кроме этого анкетирование родителей показало, что 65% родителей не читают детям книг или читают 1-2 раза в неделю. Результаты анкетирования родителей и диагностики детей в области "Чтение художественной литературы" послужили поводом для разработки проекта "Дорогою добра с В. Катаевым". Реализация данного педагогического проекта обеспечит психологическое формирование читателя в дошкольнике. А увлекательное общение с творчеством В. Катаева будет способствовать развитию интереса к книге, что будет являться неотъемлемой частью системы образования дошкольников на этапе становления современной личности.
Проблема: Отсутствие устойчивого интереса у детей к чтению художественной литературы.
Причины:
1. Недостаточно уделяется времени чтению художественной литературы в ДОУ и в семье.
2. Непонимание родителей значения чтения детских книг для воспитания ребенка – читателя.
3. Интерес к книге подменяется просмотром телевизора и компьютерными играми.
Цель проекта: Приобщение детей к чтению художественной литературы в процессе знакомства с жизнью и творчеством В. П. Катаева
Задачи:
1. Учить детей понимать нравственный смысл сюжетов сказок В. П. Катаева.
2. Формировать у детей и взрослых устойчивый интерес к чтению художественных произведений, вырабатывать навыки грамотного читателя через совместные мероприятия.
3. Способствовать развитию творческих способностей, памяти, речи, внимания.
4. Воспитывать любовь к творчеству автора.
5. Активизировать влияния семейного воспитания на развитие дошкольников, приобщение родителей к проблемам детского чтения.
Ожидаемые результаты:
1. Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с В. Катаева.
2. Приобретение и углубление знаний детей о жизни и творчестве В. П. Катаева.
3. Проявление у дошкольников желания обращаться к книге не только для развлечения, но и приобретения знаний.
4. Приобретение интереса родителей к семейному чтению литературных произведений.
Ресурсы:
1. Информационные:
•фото-видео материалы;
•библиотечный фонд.
2. Научно-методические: консультативная работа с родителями.
3. Дидактическое обеспечение:
•подбор иллюстраций по произведениям В. Катаева;
•подбор фотографий;
•оформление книжного уголка в группе.
4. ТСО:
•ноутбук;
•фотоаппарат;
•музыкальный центр.
Формы и методы организации проекта
•Анкетирование.
•Решение проблемных ситуации.
•Педагогические наблюдения.
•Беседы.
•Консультации для родителей.
•НОД
•Выставки.
•Совместная организованная деятельность.
•Оформление информационного стенда для родителей в вестибюле.
•Творческие мастерские.
•Сюрпризные моменты.
•Игры
План реализации проекта:
Подготовительный этап
•Сбор информации и необходимого материала для реализации проекта;
•Вовлечение детей и родителей в процессе решения поставленных задач;
•Разработка плана мероприятий;
Основной этап.
Реализация проекта в разных видах деятельности с учетом интеграции образовательных областей:
Образовательная область" Физическое развитие"
Выполнение движений "Наши алые цветки"
Пальчиковая гимнастика "Цветок", упражнение «Прогулка по поляне»
Подвижные игры "Собери грибы", "Дудочка и кувшинчик"
Познавательное развитие
Игры "Угадай, к какой сказке иллюстрация", "Узнай героя сказки по описанию", "Перепутанные страницы книги", отгадывание грибов, презентация по биографии В. Катаева, презентация сказки «Цветик – семицветик»
Речевое развитие
Коммуникация
Рассматривание иллюстраций к сказкам В. Катаева. Игра "Расскажи, что видишь на картинке».
Упражнение «Назови части цветка»
Приобщение к чтению художественной литературы
Пересказ сказки «Пень»
Чтение сказок В. П. Катаева.
Драматизация сказки «Цветик – семицветик», «Дудочка и кувшинчик»
Социально-коммуникативное развитие
Социально – коммуникативные игры «Собери букет», «Шкатулка добрых дел»
Эмоциональное насыщение детей, способствующее укреплению психического здоровья (социо игры).
Беседы о правилах пользования книгой.
Беседы по сказкам "Грибы", "Цветик - семицветик"
Труд
Наведем порядок в книжном уголке.
Вымоем кукольную посуду.
Безопасность
Правила безопасного сбора грибов.
Составление памяток: Как работать с ножницами;Как работать с бросовым материалом и т. д.
Художественно-эстетическое развитие
Художественное творчество
Коллаж из засушенных листьев "Поляна грибов». Пластилинография «Земляника».
Рисование по мотивам сказки "Пень".
Творческое рисование "Цветик - семицветик"
Обрывная аппликация по сказке "Цветик - семицветик"
Художественный труд "Цветок желаний "
Заключительный этап.
Анализ проектной деятельности.
Организация фотовыставки.
Открытая НОД.
Подведение итогов.
Предоставление отчета о проектной деятельности в Управление образования.
В результате проекта удалось:
- познакомить с жизнью и творчеством В. П. Катаева;
- систематизировать работу по формированию у детей интереса к чтению художественной литературы;
- поднять качество реализации образовательного процесса по речевому развитию и продуктивной деятельности на более высокий уровень;
- осуществить преемственность детского сада и семьи в вопросах воспитания.
Из анкетирования родителей следует отметить, что 74 % родителей прочитали с детьми сказки В. П. Катаева. 80% родителей считают интересным мероприятием выставку поделок, выполненных совместно родителями и детьми по сказкам В. П. Катаева. 87% родителей отмечают новую интересную информацию по теме: «Формирование читательского интереса», пользу проведенной консультации «Роль родителей в приобщении ребёнка к чтению».
Родители были заинтересованы темой и получили новую и полезную информацию, успешно опробованную на своих детях.