ЯНА ПОДСТРЕШНАЯ
Творческий проект «Занимательная математика»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №1 «Маленькая страна»
Творческий проект
на тему: «Занимательная математика»
(старшая группа)
Руководители (разработчики) проекта :
Воспитатель первой квалификационной категории: Оганесян Сюзанна Феликсовнаа
Воспитатель первой квалификационной категории: Лаптурова Яна
Ивановна
г. о. Реутов, 2022 г.
Содержание
Пояснительная записка…. 3
Визитная карточка…. 5
План поэтапных мероприятий…. 6
Публикация «Творческий проект „Занимательная математика“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Схема реализации проекта….7
Работа по реализации проекта…. 9
Результаты проекта…. 10
Список литературы…. 11
Приложения…. 12
Пояснительная записка
Направленность проекта реализуется в рамках творческого развития детей старшей группы.
Продолжительность: 1 неделя (краткосрочный)
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Актуальность темы
Проект направлен на решение вопросов развития интереса у детей к математике в игровой форме в соответствии с новыми требованиями ФГОС ДО.
Помимо интересных форм работы с детьми, в проекте предложено описание продуктов творческой деятельности в процессе реализации поставленных задач. Работа над проектом позволила осуществить интеграцию различных образовательных областей для достижения наиболее эффективных результатов развития ребёнка, тем самым, обеспечив дошкольникам возможность организовать свою самостоятельную деятельность, используя полученные знания о математических понятиях.
Проблема раскрытия способностей и задатков математического мышления детей дошкольного возраста в современной жизни приобретает все больше значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием науки, связанной с математикой и проникновением ее в различные области знаний. Знание математики в наше время совершенно необходимо детям для их благополучного существования в цивилизованном человеческом обществе.
Дети с самого раннего возраста связаны с математикой, любой дошкольник знает, много или мало у него игрушек, сколько машин или кукол у его друга или подружки и т. д. Кроме того, математика развивает умственные способности ребенка: научно доказано, что чем больше информации проходит через мозг ребенка, тем он быстрее развивается и лучше функционирует.
Дошкольники не знают, что математика трудная дисциплина и не должны узнать об этом никогда. Наша задача – дать ребенку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. Сущность занимательности – необычность, неожиданность. Занимательный математический материал : активизирует умственную деятельность, заинтересовывает математическим материалом, увлекает и развлекает детей, развивает ум, расширяет, углубляет математические представления, закрепляет полученные знания и умения.
У нас возникло желание вызвать интерес у детей к математике, помочь им самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы и сделать занятия увлекательными. Этому посвящён проект «Занимательная математика». В основе которого лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления, как раз то, что и требуется в нашем современном мире.
Проект являлся краткосрочным и был предназначен для детей старшей возрастной группы.
Цель проекта : формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал в организованной и самостоятельной деятельности детей.
Задачи проекта :
Образовательные:
- закреплять умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными;
- способствовать закреплению умения узнавать и называть геометрические фигуры;
- содействовать совершенствованию умения выделять совокупности предметов или фигур, обладающих общим свойством;
- побуждать родителей к участию в реализации проекта и заниматься с детьми дома.
Развивающие:
- развивать мыслительные операции: логическое мышление, смекалку, зрительную память, воображение, умение сравнивать и анализировать;
- способствовать развитию интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия;
- содействовать повышению уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Визитная карточка проекта
Название проекта Вид и тип проекта Участники Возраст детей Продукты проекта Срок реализации проекта
Занимательная математика Творческий, краткосрочный, групповой Дети;
Воспитатели;
Родители.
Руководители проекта : Воспитатель МАДОУ №1 «Маленькая страна»
Оганесян Сюзанна Феликсовна
Воспитатель: Лаптурова Яна Ивановна От 5-6 лет Творческие индивидуальные и коллективные работы детей родителей и педагогов. С 21.03- 25.03.
Структура проекта
Реализация мероприятий проекта велась поэтапно
План поэтапных мероприятий
I этап
Подготовительный II этап
Реализация проекта III этап
Итоговый
1. Наблюдения за детьми
2. Подборка литературы, игр, иллюстрации.
3. Определение темы проекта. Постановка цели и задач.
4. Создание развивающей среды для работы;
5. Настроить детей и их родителей на совместную работу, создать положительный эмоциональный фон.
Непосредственная реализация, использование разнообразных форм работы с детьми и их родителями.
Чтение математических сказок с элементами счета: «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С. Маршака, «Цветик – семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания»
родителями
Консультация для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала»
- НОД по ФЭМП «Письма королевы математики», «Город математики»;
- НОД рисование «Забавные фигуры»,
лепка «Пластилиновые цифры»
1. Оформление математического уголка.
2. Проведение математической викторины «Умники и умницы».
Схема реализации проекта
Образовательная деятельность, область Совместная деятельность с детьми Работа с родителями
Социально-коммуникативное развитие Дидактические игры с математическим содержанием : «Крестики – нолики», «Математическое лото», «Божьи коровки и ромашки», «Лабиринты», «Какие цифры потерялись», «Веселые цифры», «Математические домики», «Мозаика из крышек», «Танграм», «Математический планшет «Геометрик», «Волшебные круги», «Домино», «Чудесный мешочек», «тренажер «Божьи коровки»
Консультация для родителей: «Развитие математических способностей
у дошкольников»
Познавательное развитие Беседа «Чем мне интересны математические игры»
НОД по ФЭМП «Письма королевы математики», «Город математики»;
Консультация для родителей «Математика в сказках»
Развитие речи Заучивание стихов про цифры, считалок, загадок о геометрических фигурах и цифрах
Физическое развитие Подвижные игры: «Сделай фигуру», «Море волнуется»
Пальчиковая гимнастика.
«Живые геометрические фигуры»
Художественно-эстетическое развитие НОД: рисование- «Забавные фигуры»
НОД: лепка -«Пластилиновые цифры».
Раскрашивание математических раскрасок, рисование цифр
Работа по реализации проекта
Работа по реализации проекта проходила организованно. Родители
активно выполняли домашние задания и просьбы.
Дети стали более самостоятельными, научились понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Родители, принявшие активное участие в реализации проекта, стали и дома заниматься с детьми математикой в игровой форме.
Возросла степень удовлетворённости родителей работой дошкольного учреждения.
Результаты проекта
В результате нашего проекта дети освоили геометрические фигуры, умеют сравнивать объемные фигуры, выделять между ними сходство и отличие, установили взаимосвязь между плоскими и объемными геометрическими фигурами; обогатили словарь математическими терминами; научились использовать полученные знания в практической деятельности (при создании наглядных образов, в конструктивной деятельности, развили образное и логическое мышление, развили интерес к решению познавательных, творческих задач, могут распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам; могут конструировать фигуры по словесному описанию, составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
Проект способствовал развитию мыслительных операций: логического мышления, смекалки, зрительной памяти, воображения, умения сравнивать и анализировать; развитию интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия; содействовал повышению уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Просмотр развивающих мультфильмов, беседы и презентации о разных геометрических фигурах, о значении геометрических фигур в повседневной жизни. Развились такие свойства: как объем внимания и памяти, воображение, способность рассуждать, мыслить математическими символами, гибкость мыслительных процессов, стремление к ясности, простоте, экономичности и рациональности решений. Выработались умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми. Приобрели навыки совместной работы со взрослыми и сверстниками, умение анализировать и делать выводы. Полученные знания оказали влияние на формирование навыков исследовательской деятельности. Расширился кругозор детей через знакомство с разными видами часов и их назначением. Развились навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории.
У детей повысился запас знаний и представлений, повысилось содержание социального опыта, что повлияло на развитие памяти, речи, логического мышления. Главными помощниками в творческом проекте стали родители. Родители с интересом знакомились с предложенным информационным материалом.
Результатом проведенной работы стало повышение уровня развития математических представлений и овладение детьми умением ориентироваться в новой, нестандартной ситуации. Уровень познавательного интереса у детей возрос вдвое. Дети ждут занятия, игры, новые исследования с огоньком в глазах, с жаждой познания. Они активны, жизнедеятельны. И этот позитив несут в свою самостоятельную деятельность.
Список используемой литературы:
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы в соответствии ФГОС, - 3-е изд., испр. И доп. – М. , : Мозаика-Синтез, 2015. 2. Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников. - С. -П. : Изд. «Детство – Пресс», 2010. 3. Попова Г. П., В. И. Усачёва. Занимательная математика : Материалы для занятий и уроков с дошкольника и младшими школьниками. – В. : Изд. «Учитель», 2011. 4. Стасова Л. П. Развивающие математические игры – занятия в ДОУ: Развивающие математические игры для детей дошкольного возраста. – В. : Изд. «Учитель», 2010. 5. Белошистая А. В. Готовимся к математике. Методические рекомендации для организации занятий с детьми 5-6 лет. – М. : Ювента, 2010. 6. Занимательная математика. Материалы для занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками. – М. : Учитель, 2011 7. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. – М. : Детство-Пресс, 20010. 8. Дурова Н. В., Новикова В. П. «Развивающие упражнения для подготовки детей к школе» Школьная пресса 2011 г. 9. «Лучшие задачки для детей от 3 до 6 лет. Развиваем логику и мышление» Дом ХХIвек 2010 г. 10. Шалаева Г. Математика для маленьких гениев дома и в детском саду. – М. : АСТ, Слово, 2012. 11. Михайлова З. А., Носова Е. А. Логико-математическое развитие дошкольников. – Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.